В этом году вы поступили в магистратуру Университета ИТМО, при этом еще до поступления у вас уже был довольно обширный опыт работы в индустрии. Расскажите, как строилась ваша карьера до поступления?
Отмечу, что еще с детства я начал заниматься технической сферой, гуманитарные науки меня не очень привлекали, хотя я развивался достаточно разносторонне: посещал спортивные секции, ходил в музыкальную школу, которую впоследствии закончил. Классе в седьмом-восьмом я узнал про физико-математические школы в Петербурге. Я хотел уйти из обычной средней школы, так как планировал получить более глубокие и серьезные знания в точных науках. Окончив 239 лицей, я поступил на матмех СПбГу, где проходил обучение по специальности «математик-программист» и окончил кафедру информатики.
Туда я поступал с целью получить универсальное техническое образование, потому как тогда я еще не знал, чем точно хочу заниматься в жизни. Строго профиля у нас не было, нам давали обширные знания по математике и программированию. Но уже на втором курсе меня порекомендовали в компанию, которая преимущественно занимается написанием софта для трейдинга. Это был первый опыт работы в индустрии. Продлился он, правда, недолго — чуть меньше трех месяцев. Во-первых, на втором курсе все же было достаточно сложно совмещать учебу с работой, а во-вторых, думаю, что в тех условиях у меня не было возможности поработать над проектом, который был бы мне действительно интересен. Но самое главное, этот опыт позволил мне переосмыслить мои приоритеты, ведь вплоть до этого времени я так и не мог понять, в какой именно области IT я хочу развиваться. Я определил, что меня интересует не просто разработка, набор конкретных практических действий, но в целом — работа над более наукоемкими проектами, предполагающими серьезную работу с математическим аппаратом.
Попробовать себя в таких проектах мне довелось уже после окончания бакалавриата. Тогда я устроился в лабораторию компании, которая специализируется на компьютерной безопасности. Там я занимался написанием обфускатора кода, кроме того, приходилось часто обращаться к научным статьям, порой приходилось изучать по две-три статьи в неделю, делать proof of concept. Задачи, которые давала мне компания, были абсолютно уникальными. В России таким занимается очень мало предприятий, и все они находятся преимущественно в Москве. Например, такая работа ведется в Институте системного программирования при РАН. Для Петербурга же такой опыт был действительно единичен.
После работы над этим проектом я также пробовал себя на фрилансе на маленьких проектах. Через какое-то время я понял, что для такого формата работы нужно получить побольше опыта и трудоустроился бэкенд-разработчиком. В сравнении с предыдущим опытом такая работа показалась довольно скучной. Ведь она предполагает выполнение довольно простых, рутинных задач, а мне хотелось, чтобы в той или иной мере в работе присутствовала математика.
Достаточно ли для выполнения более сложных, наукоемких задач базового образования, полученного в бакалавриате? Как лично вы пришли к пониманию того, что вам нужно продолжить обучение?
Все зависит от желания и упорства. Практически весь мой круг общения состоит из IT-специалистов. Узнавая новое, общаясь с ребятами, в какой-то момент я понял, что мне интересно было бы развиваться в области data science. Проанализировав рынок, я понял, что для работы в этой области нужен диплом магистра или даже PhD. Тогда я задумался над тем, что необходимо продолжить обучение, стал смотреть варианты и выбирать лучший.
О кафедре высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО мне рассказали знакомые, с которыми я в свое время учился на матмехе. Узнав о ней, я стал смотреть и оценивать, какие есть преимущества у Университета ИТМО и этой кафедры по сравнению с другими учебными заведениями, какие перспективы предлагает кафедра как в научной, так и в практической деятельности, в индустрии.
Что определило ваш выбор?
На мой взгляд, наука о данных еще долго будет перспективным направлением, сейчас она развивается очень активно и в будущем этот тренд сохранится. Чтобы быть специалистом в этой области, необходимо развиваться в области машинного обучения, на которой сегодня, по сути, завязаны все системы будущего. Исходя из этих факторов, я решил выбрать эту кафедру. Кроме того, я знал, что здесь есть возможность поучаствовать в программах академического обмена с зарубежными вузами-партнерами и в программе двойного диплома, по сути, одновременно получив сразу два диплома — российского и зарубежного университета.
Оценив эти преимущества, я решил попробовать подготовиться к экзамену. Что характерно, на кафедру ВПВ можно попасть, только сдав вступительный экзамен, конкурса портфолио нет и прочих привилегий тоже. И мне кажется, это очень честно. Но, даже если бы у меня не получилось поступить сюда, я все равно продолжил бы обучение, в том числе рассматривал варианты обучения в этой области за рубежом. В любом случае я планировал продолжить свое развитие в научной сфере.
Можно ли говорить сегодня о том, что для современных IT-специалистов особую значимость приобретает наличие исследовательского бэкграунда? Зачем им в принципе заниматься наукой?
Погружение в научную сферу, знание последних трендов и разработок, занятие более наукоемкими проектами, позволяет любому специалисту быть современным, особенно это касается области IT. Ведь все, что делается в информационных технологиях в плане инженерии, актуально полтора-два года, тогда как наука всегда смотрит в будущее.
На мой взгляд, сегодня IT-специалист, который знаком с последними исследованиями и научными разработками, более востребован рынком. Потому как большинство научно-технологических инструментов, которые выпускаются в этой области для разработчиков или инженеров, – результат научных исследований. Такие инструменты выпускаются технологическими гигантами — Google, Facebook и другими компаниями. И неслучайно у них есть свои большие научно-исследовательские отделы, в которые инвестируются серьезные деньги. Кроме того, они регулярно привлекают специалистов, исследователей из других институтов.
При этом, разумеется, есть компании с разными требованиями. К примеру, если работодателю нужны специалисты для написания бэкенд-приложений, то зачастую им подойдут даже те, кто не окончил бакалавриат. Ведь здесь дело не касается каких-то научных задач. Многим компаниям, которые работают сегодня в IT-индустрии, требуются специалисты, которые способны быстро разобраться в технологиях и применить свои навыки на практике. Часто в таких компаниях даже не спрашивают, какое образование у человека и где он учился: если кандидат умеет справляться с прикладными задачами, он подходит.
Но, судя по моему опыту общения в крупных корпорациях, предпочтение все же отдается тем, у кого есть диплом магистра. При наличии у него, разумеется, солидного бэкграунда. Еще один важный момент: люди, которые идут работать в большие корпорации, почему-то либо не знают, либо не хотят знать, что зачастую в крупных компаниях на высокие позиции попадают те, у кого есть степень PhD. Это аргументируется тем, что человек, который долго занимался наукой, не гнался за деньгами, а занимался достижением определенной цели.
В этом ключе особую важность приобретает и обучение или опыт работы за рубежом. Вы уже упомянули про возможность участия в программах академической мобильности. Какие варианты открываются перед вами?
Лично я уже в сентябре этого года подал заявку на участие в академическом обмене на весенний семестр 2018 года. Я выбирал между двумя университетами — Университетом Аалто в Хельсинки и Технологическим университетом Тампере, который также находится в Финляндии. В итоге я прошел конкурс и меня номинировали на обучение в Университете Аалто.
Возможность обучаться в другой стране — это не только огромный плюс к жизненной практике, но и возможность получить более серьезный уровень образования. Это очень хороший опыт, и я благодарен Университету ИТМО за то, что он дает такую возможность студентам. Во-первых, существует не так много вузов, которые в принципе предлагают хорошие возможности для академической мобильности студентов, еще меньше тех, кто позволяет пройти курсы за рубежом и при этом засчитать их в своем «домашнем» университете. Зачастую бывает так, что кафедра требует от студента, кроме тех курсов, что он прошел в зарубежном университете, в обязательном порядке досдать еще и те предметы, которые были в родном вузе, но на которых он, по понятным причинам, не присутствовал. На нашей кафедре их пересчитывают, и это очень удобно.
Как максимально эффективно спланировать образовательную траекторию в вузах-партнерах?
При обучении за границей можно выбирать курсы, сочетая в своей программе не только предметы, которые даются в «домашнем» университете, но и включая в нее новые, изучить которые на родине не получится. Например, я узнал, что, помимо минимума, который предлагает и одобряет моя кафедра, в Университете Аалто можно выбрать еще больше курсов уже по приезде на место. При этом выбирая курсы, вы также получаете возможность ходить только на те, которые будут для вас наиболее интересны и полезны. Никто не будет принуждать изучать то, что ты не хочешь.
Кроме того, в дальнейшем я намерен пойти на совместную образовательную программу, которая реализуется кафедрой ВПВ вместе с Университетом Амстердама. Это план на второй год обучения в магистратуре. Там есть свои нюансы: чтобы поступить, необходимо пройти конкурсный отбор, кроме того, в конце семестра нужно защитить научно-исследовательскую работу. При этом результаты этой работы оценивают не только профессора из России, но и комиссия из зарубежного университета.
Какие этапы необходимо пройти, чтобы отправиться на обучение за границу в рамках программ академической мобильности?
Сначала проводится конкурс в отделе академических обменов, затем нужно получить одобрение кафедры. Стимулом для одобрения могут послужить заслуги студента, перечень его оценок, результаты по научно-исследовательской работе. Такие же требования предъявляет и Университет Аалто, которые запрашивает транскрпит с данными за предыдущие семестры. Если же человек новый, требуется доказать свою заинтересованность в обучении и мотивированность. После одобрения кафедры происходит согласование дисциплин, учебного плана, а также плана научно-исследовательской работы с научным руководителем.
Что касается меня, я уже наметил для себя научно-исследовательское направление, в рамках которого я буду готовить свою работу. Помимо непосредственно обучения в Университете Аалто, я буду дистанционно работать по своему исследованию с моим научным руководителем, и эту работу мы уже начали. Кроме того, если все-таки потребуется личная встреча, я смогу приехать из университета в Петербург на один день и решить необходимые вопросы. Моя работа будет связана с анализом распространения информации в социальных сетях. В дальнейшем, уже после получения конкретных результатов, тему можно будет либо расширить, либо продолжить работу в смежных областях.
Как оптимально сочетать работу и учебу в магистратуре?
Сочетать работу в офисе и учебу на дневном отделении довольно сложно. Я знаю многих ребят, которые учились и работали на полную ставку, но качество образования при таком подходе снижается. Учитывая специфику IT, нужно пробовать сначала найти работу удаленно и лучше на полставки. Поначалу будет сложно и это будет казаться невозможным, но стоит приложить максимум усилий, чтобы найти заказчика или компанию на расстоянии.
Какие карьерные перспективы вы видите после окончания магистратуры?
В этой области сейчас существует очень много направлений для развития. Все зависит от того, куда изначально двигаться и в какую сферу углубляться. Проявить свои знания и применить навыки, полученные во время обучения в магистратуре, можно будет в исследовательской лаборатории, которая существует в рамках какой-либо крупной компании, либо это может быть решение бизнес-задач в быстро развивающейся инновационной компании, в стартапе. Возможностей существует действительно довольно много. И на мой взгляд, главное — для себя определиться и найти то, что будет интересно. Потому что, когда человек делает то, что ему самому не доставляет удовольствия, эта деятельность едва ли будет очень эффективна.
При этом выбрать компанию, которая будет удовлетворять вашим интересам развития и уровню полученного образования, довольно несложно. Уже на собеседовании можно понять, какой специалист нужен работодателю и какой уровень задач и проектов будет предлагать вам компания. Оценивать эти моменты очень важно, потому что человек, который имеет достаточную базу знаний и опыта, хочет находиться в компании тех, кто соответствует ему по уровню и на порядок превышает его.
Сейчас очень ценятся знания, именно глубокие знания. Разумеется, ситуация зависит от компании и ее задач, но, если человек уже обладает обширной базой знаний и навыков, его будут ценить в любой компании.