Institut Sup'Biotech de Paris

Sup'Biotech — это частная инженерная школа, расположенная в Париже. Учебное заведение было создано в 2003 году и вошло в состав образовательной группы IONIS. Это крупная сеть частных учреждений высшего образования во Франции, включающая в себя более 20 школ и учебных заведений в 14 городах страны и более 27 000 студентов, которые учатся по разным направлениям — от сферы маркетинга, коммуникаций и дизайна до энергетики и биологии.

Sup'Biotech специализируется на различных областях биотехнологий и обеспечивает подготовку специалистов среднего звена для биотехнологической промышленности. Как подчеркивают в школе, учебная программа Sup'Biotech представляет собой междисциплинарный баланс между научными и инженерными курсами (лекции, практические лабораторные работы и проекты), а также формирует у студентов управленческие навыки и обеспечивает связь с промышленностью. В качестве профессоров в Sup'Biotech приглашают представителей университетов, исследовательских центров, а также экспертов компаний.

Среди ключевых направлений, по которым ведется подготовка студентов, — здравоохранение, косметология, защита окружающей среды, фармацевтическая промышленность, а также агробизнес. Кроме того, в школе работает лаборатория биоинформатики.

Инженерная школа Sup'Biotech. Источник: academiccourses.com.br
Инженерная школа Sup'Biotech. Источник: academiccourses.com.br

Как поехать учиться в Sup'Biotech

Студентки факультета пищевых биотехнологий и инженерии Университета ИТМО (кафедры «Прикладная биотехнология» и «Пищевая биотехнология из растительного сырья») Александра Предеина, Алена Моисеенко и Елена Панасюк провели в Sup'Biotech прошлый семестр. К подаче документов и оформлению заявки они начали готовиться еще в феврале прошлого года — сразу после того, как узнали о проведении конкурса академической мобильности. Изначально студентки выбирали из трех университетов, однако именно во французской школе оказались профильные программы, которые читались на английском языке.

В общей сложности подготовка заняла порядка полугода — сначала им предстояло пройти внутренний конкурс Университета ИТМО. Для этого необходимо предоставить CV, мотивационное письмо, перечень оценок, а также пройти тест по английскому языку. Похожие требования и у французской стороны. Помимо прочего, учебные планы необходимо было согласовать с руководством кафедры.

Окончательно заявку подтвердили в июне, как только во французском вузе закончился конкурс на подачу заявок. Непосредственно обучение в Sup'Biotech начинается с сентября.

Обучение во Франции

Источник: www.supbiotech.fr
Источник: www.supbiotech.fr

Как отмечают участницы стажировки, обучение в частной школе не похоже на то, что обычно происходит в российских вузах. Например, в Sup'Biotech практически нет лекций — все занятия строятся на активном взаимодействии со студентами. При этом теоретическую базу студенты должны освоить сами.

«Там нет такого, что вы приходите на лекцию, слушаете и записываете материал. Лекция строится на диалоге преподавателя и студентов. Это интересно, в какой-то степени так материал запоминается лучше. Но для этого уже необходимо иметь более сильную теоретическую базу, а также мотивацию поискать дополнительный материал вне занятий и восполнить свои пробелы. Больше времени уделяется индивидуальной работе дома», — рассказывают Алена и Елена.

Проектная работа

Почти по каждому предмету необходимо делать отдельные проекты. Одними из ключевых работ стали проекты по биомиметике — направлению, с которым участницы стажировки впервые познакомились в Sup'Biotech. Биомиметика — это направление, подразумевающее создание устройств, приборов, механизмов или технологий, идея и основные элементы которых заимствуются из живой природы. Например, одним из первых примеров создания биомиметического материала является широко распространенная «липучка», прототипом которой стали плоды репейника, цеплявшиеся за одежду.

Все проекты были командными, поэтому Александра, Алена и Елена активно взаимодействовали как с другими интернациональными студентами, так и с ребятами из Франции. Команда, в которую входила Александра, разработала проект «умный чемодан». Он предполагает создание прочного, но при этом гибкого чемодана, который можно легко согнуть, при этом не повредив. Прототипом для разработки стали морские огурцы — моллюски, тело которых имеет свойство сильно сжиматься при малейшем прикосновении, становясь похожим на огурец или старинную кубышку.

Морской огурец. Источник: ianimal.ru
Морской огурец. Источник: ianimal.ru

Вторая команда вдохновлялась свойствами помело — фрукта, который обладает очень толстой (до четырех сантиметров) и прочной кожурой. Взяв за основу структуру растения, участники разработали концепцию создания защитной экипировки для велосипедистов и роллеров.

Еще один глобальный проект студентки разрабатывали в рамках отдельного предмета школы — SBIP (Sup Biotech Innovation project). Работу вели команды по пять человек. В рамках проекта, который выполнялся на протяжении всего семестра, участницам необходимо было выбрать один из глобальный вызовов на платформе Agorize. Цель платформы — связать инноваторов и компании, которые нуждаются в решении текущих проблем. В настоящее время площадка объединяет пять миллионов участников — это студенты, разработчики, руководители стартапов, а также представители крупных корпораций. Также на площадке предлагаются ряд глобальных вызовов, над решением которых могут поработать молодые разработчики.

Команда студентов Университета ИТМО работала над проблемой продовольственного кризиса. По прогнозам ООН, к 2050 году численность населения планеты достигнет девяти миллиардов человек. Мировое производство продовольствия должно увеличиться по меньшей мере на 50%, чтобы обеспечить всех жителей продуктами питания в необходимом объеме. Однако изменение климата грозит сокращением урожайности более чем на четверть. Земельные ресурсы, биоразнообразие, океаны, леса и другие виды природного капитала истощаются беспрецедентными темпами. Именно поэтому одной из ключевых задач исследователей на ближайшую перспективу должны стать переход к более рациональному использованию природных ресурсов, а также поиск альтернативных путей производства сельскохозяйственной продукции.

Чечевица. Источник: legkopolezno.ru
Чечевица. Источник: legkopolezno.ru

В рамках проекта команда предложила в качестве одного из решений кризиса использовать чечевицу с высоким содержанием белка.

«Нашей задачей было предложить продукт без животных протеинов, используя только растительные компоненты. Причем мы должны были не только придумать такой продукт, доказать его питательные свойства, но и приготовить его — основной челлендж в этом и заключался. В итоге должно получиться блюдо, которое действительно хочется есть. В результате мы разработали десерт из чечевицы с высоким содержанием белка, а также предоставили сам подробный проект. В данный момент мы прошли на второй этап конкурса», — рассказывают участницы проекта.

Финальный этап конкурса запланирован на март, если проект попадет в список финалистов, студентки снова отправятся во Францию, чтобы представить разработку в очном формате — в ходе трехчасовой презентации, во время которой предстоит приготовить продукт и предоставить разработку на суд жюри.

Жизнь во Франции

Жить во время стажировки во Франции можно в общежитии, которое предоставляет университет. Чтобы заселиться, нужно предоставить дополнительный пакет документов (полный перечень необходимо уточнять у координатора от принимающей стороны). Проживание стоит 615 евро в месяц, однако деньги за проживание можно вернуть через фонд CAF (Caisse d’allocations familiales). В качестве альтернативы можно снять дом или квартиру. Проживание во Франции недешево, поэтому, чтобы сэкономить, готовить лучше самим.

В целом же, как отмечают участницы стажировки, если у интернационального студента возникают вопросы по обучению и проживанию, их всегда можно уточнить с координатором.

Источник: www.supbiotech.fr
Источник: www.supbiotech.fr

«Один из плюсов стажировки во Франции — мы никогда не чувствовали себя брошенными. Все вопросы обговаривались, нас всегда спрашивали, все ли в порядке. В нашем классе было десять интернациональных студентов, остальные — французы. И они в случае какого-то недопонимания во время лабораторной работы приходили на помощь», — рассказывают Алена и Елена.

Перспективы работы

На стажировке в Sup Biotech девушкам удалось освоить новые предметы, которые они не изучали ранее в России. Образовательный план, помимо смежных предметов, включал изучение косметологии, биомиметики, синтетической биологии, а также биоинформатики. Изучение новых сфер стало хорошим опытом, а также дало понимание, чем именно хочется заниматься в области биотехнологий, говорят участницы стажировки. Кроме того, за новые предметы назначаются ECTS-кредиты, которые можно использовать впоследствии при поступлении в магистратуру за рубежом.

«Мне очень понравилась новая тема, с которой мы познакомились в Париже. Она связана с разработкой модифицированных биосенсоров. По сути, это модифицированная бактерия, которая реагирует на определенные вещества, окрашиваясь в тот или иной цвет. Потенциал развития этой технологии есть в том числе и в пищевой индустрии. Например, такие биосенсоры можно добавлять в йогурты. Употребляя такие продукты, люди смогут определять по цвету отходов организма, чем они потенциально больны, а впоследствии, если есть риск, консультироваться с врачом. Если мне позволит техническое оснащение, планирую продолжить заниматься этой темой», — говорит Александра.

Бактерии-биосенсоры. Источник: earlham.ac.uk
Бактерии-биосенсоры. Источник: earlham.ac.uk

В перспективе Александра и Алена планируют также поехать по программе академической мобильности за рубеж. Среди рассматриваемых университетов — вузы Бразилии, Аргентины и Мексики, которые предметно специализируются именно на пищевых технологиях. Елена планирует сфокусироваться на продолжении работы в области контроля качества пищевых производств.