Почему стоит ехать в Эстонию, если вы изучаете электронное управление
В общей сложности жителям Эстонии сегодня доступно порядка 600 электронных услуг, при этом более 2000 услугами может пользоваться бизнес. Например, используя разработанную в Эстонии ID-карту, действующую как онлайн-паспорт, большая часть жителей страны может регулярно дистанционно подписывать договоры, использовать ID-карту для оплаты за пользование общественным транспортом, оплачивать парковку при помощи мобильного телефона, совершать банковские операции через интернет, получать цифровые рецепты от врача, подавать налоговую декларацию, следить за обучением в вузе, ходатайствовать о получении государственного пособия и даже голосовать на выборах через интернет.
В целом ID-карта играет ключевую роль в пользовании почти всеми электронными услугами в Эстонии. Она позволяет идентифицировать личность и заверить документ цифровой подписью. Весомость цифровой подписи обеспечена местными законами, признающими ее юридически обязывающей. С целью снижения рисков система использует мощное кодирование. Однако, если карту все-таки утратили, она легко и быстро может быть аннулирована.
Сегодня Эстония является одним из лидеров по прозрачности и доступности государственных услуг и входит в число передовых «электронных государств» мира. При этом страна активно делится своим опытом. Мозговым центром системы и главной консультационной организацией, основанной для создания и передачи знаний и лучших практик, касающихся электронного управления, электронной демократии и развития открытого информационного общества, является Академия электронного управления (e-Governance Academy). Это независимая, некоммерческая и неправительственная организация, основанная для выполнения задачи в рамках программы развития Организации Объединенных Наций, Института открытого общества и правительства Эстонии в 2002 году.
Одним из партнеров Академии электронного управления является кафедра управления государственными информационными системами (УГИС) Университета ИТМО. В рамках сотрудничества студенты вуза имеют возможность участвовать в программах обмена, а также кратковременных стажировках, которые предлагает Таллинский технологический университет (Tallinn University of Technology), реализующий магистерскую программу, посвященную управлению системами электронного правительства, — e-Governance Technologies and Services.
Накануне магистрантка второго курса кафедры УГИС Ярослава Тенсина отправилась на краткосрочную стажировку в Таллин. За две недели она смогла пройти интенсивное обучение вместе со студентами программы, а также ближе познакомиться с работой Академии электронного управления.
«Сегодня Эстония — один из лидеров развития электронного управления, эта страна первой провела электронную перепись населения, электронное голосование на выборах парламента, кроме того, именно там впервые появилось электронное гражданство для иностранцев. Я уже давно интересовалась опытом Эстонии и страной в целом, и когда узнала, что есть возможность пройти там стажировку, то, конечно, воспользовалась этой возможностью, — рассказывает Ярослава. — У Академии электронного управления, которая активно развивается в стране, очень много партнеров в разных частях света. Эта организация оказывает консультационные услуги — помогает другим странам использовать лучшие практики, которые доказали свою эффективность в Эстонии. Во время стажировки я смогла посетить Академию и ознакомиться с ее работой более подробно».
Чтобы отправиться на стажировку, Ярославе понадобилось собрать пакет документов, включающий CV, документ, который подтверждает необходимое знание английского языка (подойдет IELTS, TOEFL или сертификат, который можно получить в отделе международных образовательных программ Университета ИТМО по итогам экзамена), а также рекомендации от кафедры.
Особенности обучения в Эстонии
Уже на месте Ярослава получила статус visiting student, который позволял посещать занятия, которые проводились для студентов программы e-Governance Technologies and Services. В целом стажировка строилась по принципу ознакомительной практики: студентка могла посещать любые лекции, воркшопы и мастер-классы в рамках программы, а также присоединиться к группам для подготовки проектов.
«Безусловно, я постаралась охватить максимальное количество занятий, потому что находилась там всего две недели, но хотела подробно ознакомиться с программой, — говорит Ярослава. — Больше всего мне запомнился предмет, который назывался Software project management. Что характерно, он настолько популярен среди всех студентов, что на него даже был объявлен специальный конкурс. Но так как я была приглашенным студентом, мне предоставили на две недели возможность посещать эти занятия».
У системы образования в Эстонии есть несколько характерных особенностей, добавляет она. Во-первых, все занятия, независимо от того, лекция это или мастер-класс, практикоориентированны. Если в России серьезный акцент делается на подаче и освоении теоретического материала, то в Таллине большую часть времени занимает практика и проработка конкретных задач — зачастую в формате групповой работы.
Кроме того, программа, посвященная электронному управлению, имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Здесь можно встретить студента, который оканчивал бакалавриат по юриспруденции, IT или менеджменту. Однако, несмотря на то, что все обладают достаточно разным уровнем подготовки и бэкграундом, занятия строятся так, что любой студент может применить свои компетенции. Например, во время проектных заданий ребята разбиваются на междисциплинарные команды: кто-то берет на себя техническую часть, кто-то организацию работы в команде, управление процессами и проработку проекта в целом — таким образом, каждый использует уже имеющиеся знания и навыки.
«Например, у нас был предмет, который назывался Visual usability environment. Проект, который мы выполняли в рамках занятий, заключался в том, чтобы выбрать какой-то сайт органов государственной власти и сделать его прототип, который будет более удобен пользователям. Для этого нам давали специальный инструментарий, программы, на основе маленьких шагов нужно было подготовить итоговый прототип сайта. Было очень полезно, что большая часть предметов ориентирована на практический результат и работу с программами, которые ты сможешь использовать в дальнейшем», — рассказывает Ярослава Тенсина.
Перспективы
Сейчас Ярослава занимается двумя исследовательскими проектами. Первый направлен на разработку методики оценки социальной эффективности порталов электронного участия в России. В общем смысле электронное участие — это возможность граждан влиять на какие-либо политические решения при помощи информационных технологий и специализированных порталов. Например, такую функцию реализуют сайты электронных петиций или известный многим портал «Наш Санкт-Петербург», где можно сообщить, что у вас во дворе, например, не работает освещение, не убирается подъезд, неисправен домофон или на доме кто-то разместил несанкционированную рекламу. В рамках второго проекта студентка исследует факторы, влияющие на эффективность «умных городов».
Как отмечает Ярослава Тенсина, несмотря на ограниченное время стажировки, такой опыт позволяет познакомиться с международной практикой и начать более предметно заниматься областью исследования.
«В первую очередь, такие стажировки — это выход из зоны комфорта, ты можешь взглянуть на какие-то вещи под другим углом, понять нечто, о чем ты раньше даже не задумывался. Кроме того, я смогла сравнить подходы, которые применяются в России и за рубежом, тем более в стране, которая является лидером в области электронного управления. И наконец кратковременная стажировка может стать хорошим решением для студентов, которые по ряду причин не могут отправиться на обучение на целый семестр, но также хотят получить международный опыт. Что приятно, в Таллинском технологическом университете знают Университет ИТМО, у многих сотрудников уже налажены контакты со специалистами нашего вуза», — говорит она.
В качестве одной из перспектив для дальнейшего развития Ярослава считает продолжение обучения в Таллинском технологическом университете, где есть смежная программа в области электронного управления для аспирантов.