Что такое гибридный интеллект и почему он помогает давать более точные прогнозы
Компания Cindicator, партнер Технопарка Университета ИТМО, была основана Михаилом Брусовым, Юрием Лобынцевым и Артёмом Барановым в 2015 году. Сегодня стартап развивает технологии гибридного интеллекта для внедрения новых продуктов на финансовых рынках. В общем смысле Cindicator представляет собой платформу, основанную на сообществах и использующую гибридный интеллект, чтобы предлагать решения в форме современной аналитики финансовых рынков. В то время как другие платформы сосредоточены исключительно на компьютерных алгоритмах для анализа данных, компания уделяет особое внимание коллективному опыту прогнозистов в экосистеме.
Зачем это нужно и как коллективный опыт может помочь в принятии решений? Термин «коллективный интеллект» (или коллективный разум) не нов. Он появился в середине 1980-х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Однако с годами начали появляться исследования, показывающие, что коллективный интеллект существенно выигрывает у отдельного индивидуума в точности прогнозов. Неслучайно исследователи из NJIT определяют коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе.
Еще в 2014 году Михаила Брусова появилась идея создать приложение, в котором пользователям можно было создавать различные финансовые, а также политические и спортивные прогнозы, соревнуясь друг с другом. Углубляясь в теорию коллективного интеллекта, команда, к которой в 2015 году присоединились основатели проекта Нейро-Лаборатории Octabrain Юрий Лобынцев и Артём Баранов, пришла к созданию crowd-forecasting-платформы Cindicator с доступом к SaaS-сервису, который в реальном времени показывал «индексы толпы» по любым событиям. Все эти данные собирались с помощью мобильного приложения, в котором пользователи пытались максимально точно предугадать результаты событий, чтобы в конце каждого месяца претендовать на вознаграждение.
В итоге, взяв за основу феномен «мудрости толпы», разработчики пришли к модели использования коллективного разума пользователей, чтобы научиться предсказывать показатели финансовых рынков. К настоящему времени сообщество Cindicator объединяет более 100 тысяч децентрализованных аналитиков и держателей токенов из более чем 135 стран.
«С помощью нашего приложения — платформы гибридного интеллекта — мы задаем разные вопросы о финансовых активах пользователям. Пользователи отвечают на вопросы, и у нас накапливается база данных по определенным вопросам, после чего мы можем делать кластеризацию пользователей, исходя из исторических данных. Например, мы видим, что вы очень хорошо отвечаете на вопросы, которые касаются Facebook, тогда мы отправляем вас в эту категорию. Таким образом, делая кластеризацию пользователей, а также используя инструменты data science, мы можем прогнозировать, какой исход того или иного события будет наиболее вероятным», — объясняет принцип работы платформы Артём Баранов.
Математические алгоритмы, используемые в приложении, оценивают, взвешивают и адаптируют предсказания его пользователей, которые получают вознаграждение за свое участие. Делая точные прогнозы, участники получают токены CND. Это обеспечивает финансовую и личную мотивацию для проведения должной осмотрительности и предлагает наилучшие прогнозы.
В свою очередь, эти данные представляют собой дополнительную информацию, которая помогает принять то или иное решение трейдерам и инвесторам — непосредственным потребителям решений Cindicator. Сейчас компания работает как с традиционными, так и с новыми крипторынками. Причем в последнее время благодаря стремительному росту последних Cindicator ориентирует порядка 80% ресурсов именно на новые рынки, рассказывает Артём Баранов.
Постепенно компания расширяла линейку продуктов. Например, на сегодняшний день запущены Cindicator Bot, который сообщает трейдерам и инвесторам о ценовых разницах на разных биржах, которые они подключили, а также Cryptometer — инструмент, который измеряет цены на нескольких биржах, чтобы успеть обнаружить ранние признаки волатильности рынка криптовалют, а также предоставляет клиенту сервиса динамику изменения цен в реальном времени по выбранным криптовалютным активам.
Сегодня в команде Cindicator работает более 60 сотрудников — это не только разработчики, специалисты по анализу данных, маркетологи и юристы, но и внутренняя команда инвестиционных аналитиков. Такой состав позволяет расширять линейку продуктов для трейдеров, что в целом, наряду с постоянным отслеживанием рынка и работой с комьюнити, является составляющей стратегии Cindicator, отмечает сооснователь компании.
Как учесть риски и не упустить реально интересный проект на рынке
Еще один новый продукт, который компания только готовится выпустить, — token sale review, в котором объединяются как данные, полученные благодаря платформе гибридного интеллекта, так и экспертные оценки собственных финансовых аналитиков компании. По словам Артёма Баранова, проект направлен на трейдеров более высокого уровня.
«По сравнению с предыдущим 2017 годом рынок постепенно стабилизируется, количество спекуляций сокращается и, кроме того, существенно растет финансовая грамотность трейдеров и инвесторов. Поэтому важнее всего люди подходят не к хайповым проектам, а к тем, которые представляют реальный интерес и ценность для сообщества. Именно поэтому мы создали такой продукт, который объединяет как компетенции внутренних аналитиков компании, так и аналитиков, которые пользуются нашим приложением. Пользователи приложения делают свои прогнозы, после чего мы добавляем к этим данным экспертную оценку наших аналитиков. Таким образом, мы подготавливаем Token Sale Review, в котором по определенным параметрам проанализированы наиболее интересные проекты, куда можно заходить», — рассказывает он.
Token sale review предоставляет анализ по проектам, которые выходят на ICO, а также оценивает ситуацию после Token sale. Каждый месяц пользователь проекта будет получать до трех отчетов с многоступенчатым анализом интересных и актуальных на рынке компаний. Как отмечает Артём Баранов, такие данные позволят трейдерам и инвесторам не только учесть возможные риски конкретного проекта, но и в целом не упустить интересный стартап из виду.
«Качество проектов увеличилось, но при этом сейчас довольно мало ICO проходят в публичном формате. Показателен пример Telegram, который собирался провести публичное ICO, но в итоге сделал это по закрытым каналам и подключил только закрытых инвесторов. Поэтому часто инвесторы даже не знают о каких-то возможностях, которые сегодня есть на рынке. И в такой ситуации очень просто упустить из виду интересный проект с хорошей командой и продуктом, — продолжает он. — Обладая связями внутри комьюнити, компетенциями наших аналитиков, которые тратят огромное количество времени на изучение всего рынка, а также в том числе собственной программой Cindicator Symbiotic Network, куда нам пишут заявки, мы получаем возможность развивать вокруг себя экосистему, которая позволяет собрать интересные продукты, полезные друг другу».
На этапе разработки продукта уже был произведен customer development (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях) на небольшом количестве трейдеров. Сейчас компания готовит официальный релиз. В дальнейшем, как отмечают разработчики, продукт будет развиваться и трансформироваться в соответствии с пожеланиями пользователей.
Перспективы развития компании
В прошлом году Cindicator запустил token sale, по итогам ICO в сентябре 2017 года компания собрала 15 млн долларов. Владельцами структурных токенов CND стали 4,057 инвесторов. В перспективе компания намерена объединить свои технологии в единую инфраструктурную экосистему, в которой соберутся все ее участники: финансовые аналитики, трейдеры и специалисты по анализу данных. Стартап сейчас активно разрабатывает эту инфраструктуру, которая в будущем позволит запустить единый инвестиционный фонд, использующий в основе технологию гибридного интеллекта.
«В ближайшее время мы стремимся к тому, чтобы развивать новую экосистему вокруг нашей компании и создавать возможность для наиболее точного выбора правильных инвестиционных решений. Здесь я говорю прежде всего о создании системы управления капиталом, основанной на наших продуктах», — говорит Артём Баранов.
Кроме того, сейчас компания продолжает реализацию всех основных продуктов и осваивает азиатский рынок: стартап выходит на рынок Японии и Кореи, в том числе локализуя приложение для этих стран.