Как и в прошлые годы, программа фестиваля включала более десятка различных тематических зон. В этом году VK Fest объединил 15 направлений: «Музыка», «Блогеры», «Технологии», «Творчество», «Спорт», «Дети», «Красота», «Мода», «Еда», «Юмор», «Развлечения», «Косплей», «Видеоигры», «Паблики» и «Драйв».
Музыкальная часть фестиваля расширилась и в этот раз расположилась на четырех площадках. К уже знакомым по VK Fest 2017 Record Stage, а также сценам с популярной и альтернативной музыкой добавилась программа для любителей фьюжн и неоклассики. Всего в оба дня фестиваля выступили более 50 исполнителей.
В спортивной зоне гости фестиваля могли потестить велосипеды, сыграть в теннис, сквош, волейбол, покататься на доске для серфинга или пройти самую настоящую «гонку героев». А на площадке видеоигр — сразиться в турнире по Fortnite с призовым фондом 300 тысяч рублей, попытать удачу в турнире по League of Legends в зоне Asus, узнать больше об истории киберспорта или заглянуть в инди-шоукейс.
Наука, технологии и искусственный интеллект — что ждать в будущем
Одной из самых насыщенных стала зона «Технологии». В зоне Университета ИТМО, которая работала оба дня фестиваля, посетители выбрали профессию будущего, послушали выступления спикеров «Лектория», определили лучшего в VR-игре в жанре Tower Defense, познакомились с разработками ФабЛаба и попутешествовали по виртуальному футуристическому городу, в реальности прыгая на батуте (как это было).
Продолжить виртуальные путешествия можно было и на соседних площадках — например, пройти лабиринт в VR-очках в зоне QIWI или отправиться на виртуальную экскурсию на АЭС от информационного Центра по атомной энергии Санкт-Петербурга.
А познакомиться с технологиями «умного дома», Интернетом вещей и робототехникой — в зоне Дом.ру, XIAOMI и на площадках сразу нескольких лабораторий, представленных в самой технологичной зоне.
Заглянуть в далекое будущее и порассуждать, есть ли смысл слушать музыку, которую написали андроиды, и могут ли сбыться самые неожиданные сценарии из книг Айзека Азимова, Дэна Симмонса и других писателей-фантастов, не поленились гости «Лектория». Здесь в оба дня фестиваля прошли лекции и беседы с известными людьми из совершенно разных областей. Например, в субботу «Лекторий» стал площадкой для научной битвы. В «SciPop Slam» приняли участие известные ученые, популяризаторы науки и научные блогеры Михаил Гельфанд, Александр Панчин, Виталий «Зеленый кот» Егоров, Борис Цацулин. А в воскресенье с лекцией «Андроиды и искусственный интеллект в мире будущего» выступил Николай Ютанов, российский писатель-фантаст, известный издатель, организатор и идеолог Конгресса фантастов России.
Как изменится жизнь человечества в эпоху тотальной цифровизации, нужны ли роботам права и как не проиграть битву за выживание с искусственным интеллектом? По словам Николая Ютанова, сегодня мы вступаем в эру нового типа социального договора. И если на протяжении своего исторического развития человечество выжило преимущественно за счет силы, то в будущем «старые правила игры» вряд ли сулят ему процветание. Сегодня роботы уже выигрывают у нас в области рационального мышления, но пока мы превосходим искусственный интеллект в «харизме». Сохранится ли это преимущество в будущем, если мы не будем меняться?
«Если человек останется таким, как есть, решив, что он достиг собственного совершенства, то кто-нибудь из видов его непременно обойдет. Будут ли это андроиды, искусственный интеллект, который прихватит харизму и мудрость в одном флаконе, да кто угодно — неважно. Наша цивилизация выиграла за счет времени, скорости. Мы умеем управлять временем, меняться непрерывно», — считает эксперт.
Кроме того, специальными гостями «Лектория» стали продюсер Максим Фадеев, гендиректор телеканала «Пятница!» Николай Картозия, гимнастка Маргарита Мамун и другие. Лекторы обсудили такие темы, как инвестиции, медиа, разработка собственного проекта и многое другое.
VK TEAM: можно ли попасть в команду, если ты школьник из маленького города, и почему агенту поддержки нельзя разговаривать по скриптам
Впервые на фестивале появилась большая площадка команды «ВКонтакте», посетители которой послушали выступления разработчиков и тестировщиков, а в перерывах между открытыми лекциями и круглыми столами сыграли в интеллектуальные игры и узнали, как устроена работа самой популярной социальной сети в России. В специальной зоне VK Team команда соцсети представила программу VK Testers, позволяющую пользователям тестировать новые продукты.
О том, как агенты поддержки «ВКонтакте» отвечают на миллионы вопросов и почему, чтобы помогать пользователям, недостаточно просто разбираться в технических деталях, рассказала руководитель команды поддержки «ВКонтакте» Екатерина Лебедева. Максимально кратко о ключевых цифрах и самых интересных фактах.
С чего началась команда поддержки «ВКонтакте»? Сначала это было сообщество пользователей, которые хорошо разбирались в работе социальной сети и помогали другим решать проблемы. Это не было работой, за которую платили деньги. Из этого, по сути, волонтерского движения зародилась полноценная команда поддержки, которая спустя семь лет работы сохранила характер и человечность в подходе к пользователю.
Сколько сегодня человек отвечают на миллионы вопросов пользователей? Сегодня команда поддержки включает 140 человек, при том, что аудитория «ВКонтакте» насчитывает более 97 миллионов пользователей, которые пользуются соцсетью ежемесячно. Для сравнения — в 2011 году, когда команда только начинала работу, а ежемесячная аудитория соцсети насчитывала 30 миллионов пользователей, на вопросы отвечали всего 40 агентов.
Как строится работа агента поддержки? Все агенты делятся на три группы, и у каждой есть свой график активности. Это не смена в обычном понимании, где нужно «высидеть» свое рабочее время в офисе. График активности агента совпадает с графиком активности пользователей, в целом же система работы выстроена очень гибко. Критичным фактором является дедлайн — например, агент поддержки в неделю должен ответить как минимум на 700 вопросов.
Есть у агентов и свои заповеди. Например, самая главная: «Пойди и проверь сам». Это значит, что агент поддержки всегда должен пройти тот же путь, что и пользователь, который обращается к нему с вопросом.
Почему, чтобы стать агентом поддержки, недостаточно быть тестировщиком и хорошо разбираться в технических деталях? Поработать агентом поддержки, чтобы потом дорасти до тестировщика — непродуктивный путь. Идти в команду стоит, только если вы действительно хотите общаться с пользователями и работать именно в поддержке. К слову, в команде уже был опыт обучения бета-тестировщиков азам работы агентов. Как показала практика, если в технической части такие специалисты разбираются превосходно, то в «гуманитарной» — проигрывают. От агента требуется и знание технических деталей, и способность выстраивать разнообразную коммуникацию.
Самый смешной мисклик в истории поддержки. Если происходит какой-то сбой, который затрагивает многих пользователей, как правило, в команду поддержки поступает сразу несколько десятков похожих вопросов. Конечно, имеет смысл решать проблему в комплексе и по мере исправления ситуации ответить всем сразу. Но все люди рано или поздно ошибаются. В 2014 году во время одного из таких сбоев агент поддержки, отвечая сразу нескольким десяткам пользователей, перепутал текст и отправил что-то вроде: «Добрый день, Иван, зацени, какая тачка <ссылка>. Ваша Команда поддержки “ВКонтакте”». Часть пользователей успели прочитать сообщение, а многие, привыкшие к неформальным ответам поддержки ВК, даже решили, что «так задумано».
Что делать агенту, если пользователь хочет поговорить на сложные философские темы? Например, прибегнуть к универсальному рецепту и пошутить. Но если пользователь настроен серьезно и действительно хочет поговорить на сложные темы, не связанные с техническими деталями и работой соцсети, — включить фантазию и логическое мышление. В конце концов, агенты поддержки — тоже люди, со своим опытом и интеллектуальным багажом. К слову, именно это в них и ценится. Агенты поддержки — не «офисные манекены», которые отвечают по скрипту. Иначе их давно уже можно было заменить роботами.
Собственными историями успеха на сессии «Как я попал в команду» поделились дизайнеры интерфейсов, разработчики и системные администраторы соцсети. Можно ли работать в ВК, если ты школьник из маленького города в Тульской области и пока что сдаешь ЕГЭ? Можно, считает Илья Гришин, старший дизайнер «ВКонтакте».
В 12 лет Илья зарегистрировался в соцсети и создал свое первое сообщество, а с 13 лет он стал активно принимать участие в конкурсах VK Designers и публиковаться в сообществе. Сидеть с фотошопом и совершенствовать навыки приходилось в свободное от учебы время, на каникулах. Но результат не заставил себя ждать: уже в 16 Илья попал в пятерку победителей своего первого серьезного конкурса от «ВКонтакте». А позже получил приглашение принять участие в работе над десктопным мессенджером.
«Тогда у меня неплохо получалось, правда, в какой-то момент я понял, что у меня вообще-то скоро ЕГЭ и надо бы подготовиться, а не рисовать вечерами интерфейсы. Уже после, когда я закончил с экзаменами, мне написали ребята и спросили, не собираюсь ли я поступать в Петербург и не хочу ли попробовать поработать в команде. Мне предложили поработать над приложением для второго VK Fest. Тогда мы полностью обновили айдентику нашего фестиваля. И это был один из первых проектов, которым я занимался во “Вконтакте”», — рассказывает Илья Гришин.
Попасть в команду помогло участие в конкурсах, желание предлагать новые идеи и активная работа по улучшению сайта, добавляет он. Этот пример не единичен. Почти вся команда дизайнеров «ВКонтакте» сформировалась именно из победителей конкурсов и именно этот путь — действительно хорошая возможность не только проверить свои силы, но и попробовать попасть в «команду мечты», говорит Илья Гришин.