ESIEE Paris — школа технологических инноваций, основанная в 1904 году. Согласно рейтингу L'Etudiant, ESIEE входит в число трех лучших школ Франции за академическую работу и занимает первое место по связям с предприятиями. Ключевыми областями работы школы являются компьютерные науки, электроника и связь, нанотехнологии, управление инновациями и другие.
ESIEE Paris является партнером Университета ИТМО и реализует совместные образовательные программы. Накануне шесть студентов школы прошли трехмесячную стажировку на мегафакультете трансляционных информационных технологий, а также поработали с Институтом дизайна и урбанистики. В России студенты самостоятельно выбрали проекты и разделились на группы. В результате они представили четыре проекта, посвященные сразу нескольким областям — от представления данных в виртуальной реальности до анализа эмоций в социальных сетях.
Игра в кубики: взаимодействие человека и данных в виртуальной реальности
Виртуальная реальность позволяет делать вещи, которые недоступны нам в реальной жизни. В последние годы спектр применения VR только расширяется — от видеоигр и индустрии развлечения до медицины и военно-промышленного комплекса, где с помощью виртуальной реальности можно создавать различного рода сложные симуляции. Все больше захватывает эта технология и область работы с данными. 3D визуализация данных используется в недвижимости, в области smart city и многих других сферах.
Виртуальнная реальность дает широкое поле для маневра в работе с визуализацией данных, считает Эмильен Ферранди (Emilien Ferrandi), студент ESIEE Paris. Ведь таким образом данные можно увидеть в трехмерном пространстве, свободно перемещать их и сделать более комфортным восприятие информации. Ограничиваются ли этим возможности визуализации данных в VR?
«Пока это выглядит только как представление данных, при этом работа пользователя с данными ограничена, у вас практически нет возможности взаимодействовать с ними. Между тем, есть много дополнительных элементов, которые вы хотели бы изменить, — говорит Эмильен. — Целью нашего проекта было создать интересный и более комфортный способ взаимодействия с данными».
Результатом проекта (научный руководитель — старший преподаватель кафедры ВПВ Андей Карсаков) стала разработка программы, которая позволяет представить данные в виде физических объектов (в демонстрационной версии они имеют вид геометрических тел), взаимодействовать с ними и перемещать по карте. Надевая гарнитуру, пользователь видит перед собой «кастомизированный стол» с набором данных, которые он может свободно перемещать по карте. Например, если у вас есть определенный набор данных о Петербурге, вы сами сможете создать свою карту города, приводит пример автор проекта. Взаимодействие с данными происходит интуитивно. В перспективе можно попробовать адаптировать приложение для любых типов данных, что расширит сферу его применения, говорит Эмильен. Для него работа с VR стала новым и интересным опытом, однако работу над продолжением проекта он планирует передать своим коллегам.
«Когда я услышал презентацию Университета ИТМО в ESIEE Paris, я отметил для себя несколько ключевых направлений, в которых силен этот вуз и в которых мне было бы интересно получить дополнительные знания. Пройти стажировку здесь было хорошим опытом. Кроме того, проект, который я выполнял, — отличная возможность поработать с виртуальной реальностью. Это как раз то, чем я хотел заняться в последние годы, но на что не находил достаточно времени. Однако в будущем планирую сконцентрироваться на других проектах», — говорит Эмильен Ферранди.
Анализ эмоций в соцсетях
Для студента четвертого курса ESIEE Paris Салахедина Абделкрима (Salahedine Abdelkrim) стажировка в Университете ИТМО также стала возможностью расширить свои знания в области анализа данных и поработать с новой областью. В Петербурге он работал над проектом по сбору и анализу данных Instagram и Twitter, концентрируясь преимущественно на англоязычном контенте (научный руководитель — инженер НИИ наукоемких компьютерных технологий Александр Вишератин). В результате студент разработал систему, которая может ранжировать данные по трем группам: информация, имеющая негативную, позитивную или же нейтральную коннотацию.
«Это мой первый опыт обучения в России. Я выбрал для обучения Computer Science Университет ИМТО, потому что вуз хорошо известен в этой сфере, на мегафакультете трансляционных информационных технологий работает много специалистов в области анализа данных. Я работал над проектом, посвященным анализу данных в социальных сетях. Я считаю, что эта тема очень интересна и перспективна для развития. Если ваша компания способна анализировать данные, она будет лучше понимать аудиторию. Что важно, я был абсолютно свободен в своих действиях и мог выстраивать работу так, как захочу», — говорит он.
Параллельно в свободное от работы время Салахедин вместе с друзьями активно следил за матчами Чемпионата мира по футболу, который накануне завершился в России, и стал свидетелем триумфальной победы сборной Франции. За игрой студенты наблюдали в фанзоне Петербурга, где, как отмечает Салахедин, собралось очень много горожан, которые также поддерживали французскую команду.
А две остальные команды студентов ESIEE Paris посвятили футбольной теме и свои основные проекты, над которыми они на протяжении полутора месяцев работали в Университете ИТМО. Какие настроения болельщиков сопровождали весь мундиаль, как горожане и туристы восприняли событие и что об эмоциях пользователей может рассказать анализ Twitter? Этими вопросами занялись Жуно Джоди (Jounaid Djoudi) и Рауф Варнье (Raouf Warnier). В отличие от своего коллеги, они проанализировали также твиты на русском языке. В работе студентам помогали специалисты лаборатории QULLAB Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО.
В результате авторы проекта выделили и проанализировали свыше десяти тысяч твитов на английском и русском языке, ранжировав их по шести категориям: «радость», «надежда», «любовь», «печаль», «гнев» и «нейтральные эмоции». Студенты заключили, что в целом атмосфера соревнования была позитивной и вызвала больше положительных эмоций, чем негатива (например, из 2365 твитов на английском всего чуть более 80 выражали гнев и печаль). Кроме того, опираясь на полученные данные, авторы проекта построили карту эмоций чемпионата.
«Мы выбрали эту тему проекта, потому что во время нашей стажировки в Петербурге проходил чемпионат мира по футболу и мы подумали, что проанализировать эмоции зрителей будет очень интересно. В результате мы улучшили свои навыки коммуникации, координации, а также, безусловно, получили хороший опыт программирования», — делятся Рауф и Джене.
Анализ дорожного трафика
Влияние Чемпионата мира по футболу 2018 года на дорожно-транспортную инфраструктуру в Петербурге изучили Брайан Перейра (Bryan Pereira) и Тома Рене (Thomas Reinert), которые работали совместно со специалистами лаборатории «Городская информатика» Университета ИТМО (научный руководитель — доцент кафедры ВПВ Сергей Иванов). Проект стартовал 7 июня и закончился 23 июня. В результате студенты проанализировали дорожную ситуацию в Петроградском районе Петербурга во время чемпионата, выделив пиковые часы загрузки. Несмотря на то, что в процессе работы они столкнулись с проблемой недостатка данных и рядом других сложностей, авторы проекта отмечают, что продолжение проекта в течение более долгого срока может дать хорошие результаты.
«Я выбрал обучение в России, потому что у нас очень много различий в культуре, и мне хотелось узнать больше об этой стране. Я считаю, что наш проект и технологии, которыми я занимался, имеют огромный потенциал развития и применения в любых больших городах, особенно в контексте развития направления smart city. Для меня это было первым опытом подготовки такого большого проекта на Python и в области визуализации данных», — делится впечатлениями о работе в России Брайан Перейра.