Обращаться к психологу не принято/бесполезно. Почему это не так?
Жители России нечасто обращаются за помощью к психологам. Лучшими советниками, как правило, для них становятся друзья и родственники. Но в последнее время ситуация начала меняться. Свою роль сыграл тренд на профориентацию: проблема выбора профессии и осознанный подход к этой теме начал обсуждаться на самом высоком уровне, говорит Татьяна Климова. Кроме того, появляется гораздо больше возможностей и способов, благодаря которым можно определить для себя несколько вариантов профессионального развития.
«Появилось больше свободы действий. Я все чаще вижу, что люди постепенно начинают доверять специалистам, обращаться за квалифицированной помощью и в принципе изучать этот вопрос. Последнее тоже очень важно», — говорит эксперт.
Другой сдерживающий фактор – неудачный опыт. Зачастую обращаться к специалистам по профориентации не спешат те, кто уже проходил ее один раз (например, в школе) и не вынес для себя ничего полезного. По словам Татьяны Климовой, уже столкнувшиеся с негативным опытом школьники, как правило, ожидают, что:
а) кабинет специалиста по профориентации — это место, где с ними будут строго и формально разговаривать;
б) профориентация — это просто сухой тест, после которого без объяснения выдадут результаты;
в) профориентация в университете — это официально и очень серьезно, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем задать тот или иной вопрос.
«Когда встреча назначается в университете, ребята, с одной стороны, хотят очень многое узнать, но с другой — боятся и очень часто стесняются спрашивать, потому что вуз в их понимании — это очень строгая, серьезная структура, пока незнакомая среда. Поэтому на встречах я всегда сначала спрашиваю, был ли у ребят опыт профориентации раньше, почему они считают его неудачным и почему им не удалось вынести из него пользу, — продолжает Татьяна. — В нашем случае влияние оказывает и сам университет: Университет ИТМО — неклассический вуз, это позволяет мне использовать в своей работе более творческий подход».
Чем могут помочь специалисты по профориентации
К специалисту по профориентации можно прийти, если вы не знаете, какую профессию выбрать, а также если вы просто хотите удостовериться в правильности своего выбора. При этом профориентацию недостаточно проходить онлайн – в таком случае все равно останутся вопросы, которые лучше прояснить при очной беседе со специалистом.
«Очень полезно получить взгляд со стороны: одно дело, когда вам что-либо говорят родители, другое — когда вы также получаете оценку специалиста, которая дается в соответствии с проверенными и отработанными методиками и сопровождается подробным объяснением, почему результат именно такой», — говорит Татьяна Климова.
Прежде чем прийти на очную беседу со специалистом по профориентации в Университете ИТМО, необходимо зайти на сайт ITMO.START. Имея свой профиль на портале, посетитель может управлять им и получать всю необходимую информацию о профориентационных активностях вуза. После регистрации участник может подать заявку на профориентацию, результаты которой помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах.
После того, как посетитель портала отправил заявку на профориентационную консультацию (подробнее о том, как это сделать, можно почитать здесь), ему сначала приходит тест.
«Профориентация во многом похожа на собеседование на работу или процесс по составлению резюме. По сути, это шаг во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна Климова. — Заполнение теста в среднем занимает полтора часа, после чего участник отправляет его мне с указанием, что он хочет прийти на консультацию, далее мы назначаем встречу. Эти шаги необходимы, чтобы исключить немотивированных участников. Многие думают, что они просто посидят на консультации и все. Так не работает: в этот процесс действительно нужно вложить свое время и усилия, чтобы получить результат».
На очной консультации школьник знакомится с психологом, а также получает результаты теста с подробным пояснением. Беседа проходит индивидуально и длится около часа, а уже выйдя из кабинета психолога, школьник может поделиться ее результатами с родителями. На консультации специалист по профориентации рассказывает школьнику про профессии, навыки, основы целеполагания, обсуждает, как справиться с большой загруженностью и определиться с приоритетами, а также рассказывает о возможностях Университета ИТМО, которые помогут развить те или иные склонности школьника и получить новые знания в интересной области. По итогам беседы участник получает индивидуальное письмо, где прописываются возможности и ресурсы, которые он может посмотреть и изучить самостоятельно.
С какого возраста стоит начать проходить профориентацию
С 14 лет. Именно с этого возраста вопрос становится актуальным, школьники начинают предметно задумываться о будущей профессии и более осознанно планировать свою дальнейшую деятельность, отмечает эксперт.
При этом прийти на профориентационную консультацию в Университет ИТМО может как условный «чистый технарь», так и школьник, который понимает, что ему интереснее развиваться в гуманитарных направлениях или работать на стыке. В Университете ИТМО есть разные мегафакультеты, где могут найти свое применение люди с различными компетенциями.
Пять типичных проблем и как их можно решить
Школьники приходят к специалисту с комплексом вопросов: как выбрать направление, если вообще не представляешь, какие возможности есть вокруг, что нужно для развития своих способностей и так далее. Рассмотрим основные и разберемся, как в их решении может помочь профориентация.
Проблема 1: «На выборе профессии настаивают родители, а я хочу заниматься совсем другим»
Одним из условий профориентационной консультации является ее индивидуальный характер, поэтому на беседе со специалистом присутствует только школьник. Уже после этого психолог вместе со школьником проводит беседу с родителями, где обсуждает результаты. Причем в первую очередь слово дают ребенку, чтобы он смог обсудить с родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.
Как справляться с ситуацией, когда взгляды школьника и его родителей на будущую профессию не совпадают?
«В этой ситуации я сначала, безусловно, слушаю подростков, пытаюсь понять, что им интересно. Бывают так, что ребята хотят одно, а родители настаивают совершенно на другом. Например, подросток хочет быть предпринимателем, а родители настаивают на хим-био. Здесь всегда есть выход. Необходимо выстроить путь, исходя из этих условий. Первое: можно получить образование на бакалавриате по тому направлению, что советуют родители и которое близко подростку, а в магистратуре сделать упор на развитие предпринимательских навыков. Второе: ребята могут еще раз поговорить с родителями и объяснить, что они хотят. Были случаи, когда с родителями разговаривала и я, потому что одно дело, когда родители общаются со школьником, относясь к нему как к ребенку, другое — когда они выслушивают экспертное мнение и начинают по-другому смотреть на точку зрения своего ребенка», — говорит Татьяна Климова.
Проблема 2: «Я точно знаю, что буду программистом: это не так сложно, популярно и зарплаты в IT самые высокие»
Нацеленность лишь на материальный результат и моду — тоже не лучший вариант. Важно понимать специфику работы, а также проверить — владеете ли вы на данный момент хотя бы минимальным уровнем навыков и знаний, которые необходимы для развития в этой области. И в принципе хотите ли работать над этим.
«Ко мне иногда приходят ребята, которые хотят быть программистами, потому что в этой сфере много денег, это популярно, там свободный график работы и так далее. В этот момент я всегда задаю вопрос: “А какие языки программирования вы уже знаете?” Часто получаю ответ, что никаких. Желание не всегда соотносится с возможностями. Если ты это действительно хочешь, отлично, теперь давай думать, какие действия помогут тебе достичь цели», — отмечает психолог.
Проблема 3: «Не могу выбрать конкретное направление: вокруг столько всего интересного»
Чаще всего к специалисту по профориентации приходят именно с этим вопросом. Поэтому более актуальная задача для психолога — не мотивировать учиться усерднее, а напротив — помочь разобраться школьникам, которые и так берут на себя много задач, какое направление им ближе всего.
«Ребята действительно много учатся, очень много успевают, но при этом совсем не слышат себя, не понимая, чего они на самом деле хотят. В этом случае особенно может помочь общение. Безусловно, есть очень много школьников, которые успешно развиваются в разных сферах, но при этом я никогда не ограничиваю их. Задача профориентатора — не сказать “Иди только туда” или “Все, ты будешь строителем”. Мы всегда расписываем несколько вариантов событий, оставляя при этом свободу выбора. Профориентация — это не когда тебе называют профессию, после чего ты идешь и учишься на нее. Это способ из миллиарда профессий определить несколько, из которых можно выбрать», — говорит специалист.
Проблема 4: «Хочу быть психологом, но не люблю людей»
В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Именно поэтому с участниками профориентационных консультаций всегда обсуждаются индивидуальные особенности: любят ли они работать в коллективе или предпочитают самостоятельность, не боятся ли они многозадачности или хотят, чтобы все было по полочкам.
«Ко мне иногда приходят ребята, которые говорят, что любят психологию, но при этом не хотят общаться с людьми. Что делать? Это значит, что подростку нужно идти не на психологию коммуникаций и в консультирование, а, например, в исследовательскую деятельность, где он сможет работать с базой данных, с цифрами, со статистикой. Часто становится откровением, что даже в пределах одной профессии можно применить абсолютно разные, порой даже противоположные склонности. Это справедливо и в отношении программиста: кто-то исключительно пишет код, а кто-то управляет командой или выступает, как евангелист it-направления», — говорит Татьяна Климова.
Проблема 5: «Что если я сейчас сделаю неправильный выбор, а потом буду кусать локти всю жизнь?»
Профориентация позволяет снизить беспокойство. Далеко не все могут сделать в восьмом классе выбор на всю жизнь, и ничего страшного в этом нет. На консультации со специалистом лучше сконцентрироваться на собственных склонностях и актуальных интересах, и, исходя из этого, построить план на ближайшую перспективу.
Профориентацию рекомендуют проходить каждый год, если нет четкой определенности. Тогда будет возможность проследить за динамикой развития и увидеть новые стороны профессий.