О себе

Я работаю в музее более 25 лет. Из них 20 лет я проработал в издательском отделе. Музейная фотография — это очень серьезное дело. Главная задача музейного фотографа — сфотографировать предмет, который хранится в коллекции музея, причем сделать это так, чтобы показать всю его красоту. Почему это важно? Дело в том, что в Эрмитаже хранится более 3 млн экспонатов. Но музей выставляет всего 5-7% из этого количества — это общемировая практика, потому что, даже несмотря на большие размеры музея, экспозиционные площади не позволяют показать все.

Именно поэтому для многих экспонатов временные выставки — это фактически выход в свет, когда в течение всего нескольких месяцев их сможет увидеть большое количество людей. В этой связи задача эрмитажного фотографа — составить полное представление об этой вещи, передать мастерство ее автора, красоту материала, из которого она сделана. Впоследствии эти фотографии попадают в каталог, а такие альбомы сопровождают практически все наши выставки.

Лекция Юрия Молодковца в Университете ИТМО
Лекция Юрия Молодковца в Университете ИТМО

Параллельно с этой работой я делал и другие проекты: не только фото, но и видео, проекты с использованием мультимедиа. Например, пять лет назад я предложил директору Государственного Эрмитажа Михаилу Борисовичу Пиотровскому создать такое направление, как музейная арт-фотография. Сейчас я провожу авторскую экскурсию, которая называется «История и искусство фотографии в пространстве музея». Когда посетители приходят на эту экскурсию, мы вместе ходим по музею, они не видят ни одной фотографии, но при этом они могут посмотреть, как работали старые мастера и как они уже тогда, до появления классического представления о фотографии, мыслили фотографически.

Как появился Эрмитажный инстаграм

Еще один из таких проектов — это Эрмитажный инстаграм, который ведется с 2014 года. История его появления очень проста: появился инстаграм, я зарегистрировался в нем сам и сразу же увидел, что это очень удобный инструмент для тех, кто работает с изображениями и чувствует их.

Что значит чувствовать изображения? По сути, фотография — это универсальный язык, с помощью которого мы можем общаться. Любая картинка нам о чем-то говорит, вопрос только в том, что это за картинка и на каком уровне происходит эта коммуникация. Можно, как и в жизни, говорить на бытовом языке, можно на профессиональном, литературном языке, а кто-то даже может говорить языком поэзии. Так и в фотографии: картинка, которая наполнена очень глубокими смыслами, запоминается дольше и вызывает наиболее сильный отклик. Это всегда важно. Поэтому если вы умеете говорить глубоко на языке фотографии, значит, ваши изображения запоминают, зрители считывают те послания, которые вы в них заложили.

Instagram Эрмитажа
Instagram Эрмитажа

После того, как я завел свой аккаунт в инстаграме и понял, что это прекрасный инструмент, я написал письмо Михаилу Борисовичу с предложением создать инстаграм Эрмитажа. Ведь в отличие от реставраторов, для которых искусство прежде всего связано с сохранением памятников, искусствоведов, для которых оно связано с их изучением, основная цель посетителя в музее — смотреть, поэтому логично, что музей должен ему такую возможность предоставить. Еще одна важная функция музея — давать новые знания. Ведь Эрмитаж — это не просто музей шедевров, но и энциклопедический музей, в котором сосредоточено наследие всех культур.

Рубрики Эрмитажного инстаграма: какой контент вызывает наибольший отклик у пользователей

Михаил Борисович одобрил предложение и предложил вести инстаграм мне, к чему я, собственно, и приступил. К Эрмитажному инстаграму я отношусь как к живой истории: я знаю музей, смотрю на людей вокруг, кроме того, сам о чем-то постоянно думаю. И в процессе работы я выработал несколько алгоритмов, некоторые из которых успешно продолжаются.

Пользовательский контент

Однажды мне стало интересно, что делают люди в Эрмитаже. В результате я просто стал по хештегам смотреть фото, которые сделали в музее посетители, выбирать интересные варианты и репостить. Эта рубрика существовала достаточно долгое время. Во-первых, она вызывала огромный отклик прежде всего у авторов снимков, которые репостнули: безусловно, людям нравилось, что большой музей их заметил. Но также она находила отклик и у более широкой аудитории.

Работа с представлением контента

Потом мне стало интересно фотографировать фрагменты интерьера. Эрмитаж включает в себя комплекс зданий, часть из которых изначально не были предназначены для показа искусства. Раньше у этих зданий был разный функционал, и сегодня огромное количество вещей выставлены в пространстве с красивейшим декором. Детали очень интересно рассматривать, и такой формат тоже находит отклик. Так же я поступал по отношению к шедеврам: я показываю шедевры, которые находятся в экспозиции не только полностью, но и фрагментарно. Показывать не только целое, но и делать акцент на части — это тоже важно и ценно.

Работа с инфоповодами и событиями

Безусловно, в музее можно найти определенные инфоповоды, которые я тоже иногда освещаю. Но публиковать все и делать из инстаграма СМИ я не считаю правильным, потому что количество событий, которые происходят в Эрмитаже, огромно, но при этом далеко не все из них интересны широкой публике. Кроме того, если рассказывать обо всем, что происходит в Эрмитаже, вы рискуете создать аккаунт-спамер. Еще когда число пользователей было небольшим, я заметил, что люди негативно воспринимают большое количество публикаций в день: делаешь одну, вторую — у тебя все хорошо, третью — нормально, как только делаешь четвертую — пользователи начинают отписываться. Поэтому я делаю одну-три публикации в день, но, естественно, работаю без выходных и отпусков.

Дети в Эрмитаже
Дети в Эрмитаже

Рубрика «Дети в музее»

Эта серия появилась потому, что у меня самого есть сын. Когда он был маленьким, мы часто ходили в музей. И я фотографировал его во время посещения Эрмитажа. Посты с детьми всегда пользовались неимоверным откликом и вызывали бурю комментариев. Отзывы делились примерно на две части. Одни говорили: “Зачем водить детей в музей? Они шумят и вообще им это все не нужно”, другие, напротив, спорили: “Да вы что, а когда еще их водить?” Я никогда не участвую в дискуссиях, потому что, во-первых, для этого нужно время, во-вторых, я считаю, что от лица Эрмитажа должен выступать сам директор, либо уполномоченное лицо. Но, безусловно, у меня на все есть свое мнение. И лично я считаю, что в музей ходить надо и делать это в любом возрасте.

Рубрика «Солнце в музее»

Это очень популярная рубрика, которая, судя по отзывам, стала визитной карточкой Эрмитажного инстаграма. Как вы знаете, сам музей солнце не очень любит, потому что солнечный свет может повредить экспонаты. Но с другой стороны, архитекторы, которые создавали эти здания, рассчитывали на дневной свет, на огромные освещенные пространства. И эти интерьеры, безусловно, при солнечном свете смотрятся замечательно. Поэтому когда я вижу, что солнце забежало в музей, стараюсь это фиксировать. Солнце создает удивительные рисунки, и это главный инструмент фотографа. Вся фотография построена на том, что мы создаем изображения с помощью света, это универсальный инструмент, которым необходимо научиться пользоваться.

Выставка Яна Фабра
Выставка Яна Фабра

Работа с конфликтами

Как вы помните, два года назад в Эрмитаже проходила знаменитая выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», которая располагалась в нескольких залах. Это концептуальная, насыщенная выставка, которая, на мой взгляд, должна была очень сильно повлиять на многих зрителей, сподвигнуть их переосмыслить то, что висит в залах. И вдруг случается невиданный скандал, который берет свое начало в соцсетях и прежде всего в инстаграме. Стало появляться огромное количество постов с протестом против Фабра, против Эрмитажа, где говорилось о том, что мы якобы замучили животных и так далее. Причем было видно, что многие из них фейковые, написанные однотипно, они сопровождались одной и той же картинкой и текстом, а многие записи и вовсе распространялись коммерческими аккаунтами, которые, видимо, решили подхватить волну.

В результате мы собрались на совещание, по итогам которого было принято несколько стратегических решений, как бороться с этой волной. Например, мы придумали хэштег #котикизафабра, героями которого стали знаменитые эрмитажные коты. В результате за два дня вся эта волна исчезла и больше не появлялась. Поэтому получается, что  котики защищают не только всю коллекцию Эрмитажа, но и отчасти и Фабра тогда спасли.

Лекция Юрия Молодковца в Университете ИТМО
Лекция Юрия Молодковца в Университете ИТМО

Прямые эфиры: делать или нет?

Я не очень люблю жанр прямого эфира и сам практически их никогда не смотрю. В массе прямые эфиры — это неинтересно и скучно, кроме того, здесь обязательно будет дрожащая камера, ужасный звук. Но этот жанр, как ни странно, востребован. Как-то мы удостоверились в этом сами. На одном из совещаний (тогда мы собрались и как раз обсуждали вопрос прямых эфиров), я предложил: “А давайте попробуем записать”, достал телефон, сделал панораму, показав стол и сотрудников, которые сидят и что-то обсуждают. За 30 секунд к нам подключилось более 500 человек. Тогда мы очень удивились, ведь, казалось бы, ничего интересного в трансляции не происходило. Популярность прямых эфиров до сих пор мне кажется странной, но с другой стороны, если у вас есть хороший контент — безусловно, необходимо его показывать. Поэтому с видеоконтентом тоже очень важно работать — делать это качественно, с интересной картинкой и хорошим звуком.

Телефон VS камера

Я думаю, что порядка 95% фото, которые появляются в эрмитажном инстаграме, были сняты на телефон. Но также мы постим и архивные фотографии. Кроме того, если я знаю, что у меня уже есть определенное фото, снятое когда-то на камеру, то, конечно, возьму его. Например, у нас был проект «Эрмитаж ночью», который уже не повторить. Я ходил по музею ночью со штативом, использовал длинную экспозицию и другие инструменты. Его я тоже иногда показываю в инстаграме и беру именно эти кадры, потому что понятно, что такое я не смогу снять телефоном.

Выставка инстаграм-фото Эрмитажа в ТЦ
Выставка инстаграм-фото Эрмитажа в ТЦ "Невский центр"

Офлайн-проекты

Кроме социальных сетей меня волнует и реальная жизнь. И всегда интересно, когда художественные проекты выставляются в странных местах. Раньше я сделал выставку, посвященную Эрмитажному инстаграму, в Михайловском театре. Фотографии, снятые на мобильный телефон, мы распечатали в формате метр на метр, и, как ни странно, получилось красиво и качественно. Но понятно, что эту выставку могли посмотреть только те, кто пришел в Михайловский театр, поэтому появилась идея продолжить и развить эту инициативу. Наш партнер договорился с ТК «Невский Центр», и мы выставили серию фотографий из Эрмитажного инстаграма в торговом центре, где они провисели месяц.

Продвижение

Мы не делаем каких-либо накруток, потому что это неинтересно. У нас более 255 тысяч подписчиков, это самый большой музейный аккаунт в России, но с точки зрения, например, аккаунтов селебрити разговор ни о чем, там счет идет на миллионы подписчиков. Мы не против взаимодействия с блогерами, например, мы организовали прогулки по Эрмитажу с ними. Эта история закончилась, потому что мы обошли все здания. Но если возникнут какие-то новые инициативы, в зависимости от их содержания мы готовы их поддержать.

Будущее фотографии через призму Instagram

Фотография начиналась с гигантских камер, позже появились всем известные пленочные «мыльницы». И уже тогда всем казалось, что фотография тотально захватила мир. Когда появилась цифровая фотография, стало понятно, что ничего подобного, еще есть куда расти. Теперь, в эпоху мобилографии и фото со смартфонов есть ощущение, что фотография присутствует уже в каждом человеке.

Но лучшим фотоаппаратом всегда остается фотоаппарат, который всегда с тобой. Путь даже если у тебя есть отличная камера с тремя объективами, с отличной оптикой, но если она постоянно лежит на полке, то не факт, что ты сделаешь этим фотоаппаратом шедевр. Но если фотоаппарат всегда с тобой, то шанс такой есть. Поэтому уменьшение этой «волшебной коробочки» наверняка должно привести к тому, что мы окончательно срастемся с камерой.