Вы работаете с гибридными металлодиэлектрическими структурами. Недавно в Laser & Photonics Reviews вышла ваша статья, посвященная этой теме, где вы выступили первым автором. Расскажите, почему это направление является сейчас перспективным?

Мое направление исследований связано с изучением оптических свойств гибридных наноструктур и их применением. Гибридные структуры объединяют преимущества металлических частиц и диэлектриков. Стоит отметить, что диэлектрики очень хорошо изучаются в нашей лаборатории «Метаматериалы», идет работа с диэлектрическими наноантеннами, метаповерхностями. Такие материалы перспективны для применения во многих областях, в том числе при разработке новых устройств памяти.

Структуры на основе металлических частиц также имеют много преимуществ и интересны с точки зрения практического применения в реальной жизни. Успехи в области плазмоники — нанофотоники, основанной на оптических свойствах металлических наноструктур, проложили путь к разработке сверхчувствительных датчиков, биологических сенсоров и других устройств, принцип работы которых основан на локализации электромагнитного поля на нанометровых масштабах. А если мы объединим металлические наночастицы с диэлектриками в одну наноструктуру, это позволит получить нам улучшенные свойства — сильные нелинейные оптические свойства, однонаправленное рассеяние и так далее. Благодаря этому такие материалы также очень перспективны.

До этого вы всегда занимались фотоникой?

Это довольно сложная история. Я начала обучение в магистратуре в Китае, но после года обучения выбрала направление, связанное с нанофотоникой, и приехала сюда, на физико-технический факультет Университета ИТМО, по программе обмена. Это было три года назад. Тогда же я стала работать с коллективом факультета, с которым мы занимались исследованием наноструктур, их оптическими свойствами и способами модификации.

В рамках программы обмена в Петербурге я жила год, и тогда же я поняла, что Университет ИТМО — отличное место для того, чтобы продолжить свое обучение в аспирантуре. Мне необходимо было поехать в Китай, чтобы окончить магистратуру. Но после этого я снова вернулась сюда.

Центр нанофотоники и метаматериалов
Центр нанофотоники и метаматериалов

Однако, надо отметить, мой бакалавриат абсолютно не был связан с нанофотоникой, я обучалась в области электроники. После окончания бакалавриата у нас был выбор между несколькими направлениями. Знания в области электроники актуальны и для оптики, и я выбрала эту область, продолжив обучение в другом университете.

Что помогло сделать такой выбор?

Мне кажется, что оптика более интересна, потому что в какой-то мере вы можете заниматься и теоретической работой, и практикой, экспериментами. Вы можете видеть реальные результаты вашей работы в лаборатории. Если говорить об электронике, то это больше история про индустрию. Здесь вы столкнетесь с довольно большим количеством ограничений, вы не всегда сможете делать то, что вам действительно интересно.

Почему вы все-таки решили продолжить образование и научную карьеру в России?

В Китае обучение в магистратуре длится три года. Один год отводится на получение базового образования. После этого года я реализовала все свои текущие образовательные цели, именно поэтому решила принять участие в программе обмена, чтобы получить новый опыт. Я изучала очень много возможностей и предложений и наконец нашла лабораторию «Метаматериалы» в Университете ИТМО. Эта лаборатория очень подходит для моей траектории развития. Здесь изучаются нанофотоника, метаматериалы, а это как раз было темой моей магистерской программы. В итоге я поступила в аспирантуру сюда и отучилась уже год.

Нанофотонный микрочип. Источник: jacobsschool.ucsd.edu
Нанофотонный микрочип. Источник: jacobsschool.ucsd.edu

Каковы ключевые отличия между образованием в России и Китае?

В Китае система образования в целом похожа — есть как фундаментальная подготовка, так и практическая, но там у вас нет лекций в небольших группах, где можно все обсудить.

Прежде всего надо отметить, что Китай густо населён, поэтому обычно, когда вы идете на лекцию, вы видите большую, полностью заполненную аудиторию — число студентов достигает 200 человек, и преподаватель, скорее всего, будет находиться очень далеко от вас. Вам будет довольно трудно задать дополнительные вопросы, уточнить что-либо в течение лекции, обсудить это с преподавателем.

Здесь все немного по-другому. Здесь нет такого большого количества студентов, поэтому вы можете подробно обсудить с преподавателем какую-то тему, подискутировать. Кроме того, и я думаю, это относится, в частности, к нашей лаборатории, все лекции напрямую посвящены темам ваших исследований. Например, бывают лекции, поясняющие суть каких-либо конкретных экспериментов, также мы можем посетить лабораторию. Есть, конечно, и лекции, поясняющие более фундаментальные, теоретические вопросы, которые помогают наработать базу, чтобы начать собственные исследования. Таким образом, соблюдается баланс между фундаментальной подготовкой и практической работой. 

                                  

Возможно, вы слышали об инициативе инициативы IEEE «Женщины в фотонике», целью которой является поддержка женщин по всему миру, которые хотят заниматься этой областью. Сложно ли вам было начинать свой путь в науке? И видите ли вы проявления гендерного неравенства в своей профессиональной деятельности?

Когда я езжу на различные конференции в области фотоники, я не вижу каких-либо различий между женщинами и мужчинами. Я была на двух конференциях в прошлом году, на одной из них, как мне показалось, в организационном комитете женщин было даже больше.

Если говорить, например, о моей предыдущей лаборатории в Китае, тоже можно отметить, что там было примерно равное гендерное распределение сотрудников. И никогда не видела, чтобы между ними делались какие-либо профессиональные различия. Здесь я вижу те же проявления: те же студенты, тот же подход в образовании, где всем даются равные возможности.

Из-за того, что население в Китае большое, у нас сильна конкуренция, нет шанса не начать обучение и исследования. Кроме того, все студенты находятся в одной аудитории, поэтому получают одинаковое образование. После того, как вы оканчиваете бакалавриат, вы сдаете одни и те же экзамены, потом выбираете супервайзера. Такой путь прошли все мои друзья, независимо от пола.

Как планируете продолжать работу в ближайшие годы?

Здесь я получила хороший опыт и, конечно, планирую продолжить исследования. В будущем я буду искать позицию постдока либо здесь, либо где-то еще. Работа с гибридными структурами, как я уже говорила, очень перспективна. И сейчас мы нарабатываем опыт в этих исследованиях. В будущем, я думаю, мы сможем развить эти исследования во множество различных направлений, в том числе на стыке наук — химии, биологии и других. И, конечно, сделать эти исследования шире и более применимыми с практической точки зрения.

Яли Сунь и научный руководитель аспирантки Дмитрий Зуев

Яли Сунь и научный руководитель аспирантки Дмитрий Зуев

А как вы в целом можете оценить научную работу в Россию, перспективы для работы зарубежных исследователей здесь?

По крайней мере, в нашей лаборатории хорошие условия, все говорят по-английски, в том числе административный персонал, не только ученые. Для меня, так как я не говорю по-русски, это большое преимущество. Кроме того, все семинары, лекции проходят на английском, где я в том числе могу обсудить разные проблемы со своими коллегами, не чувствуя проблем.

Что касается повседневной жизни, обычно я не испытываю проблем, если речь идет о простых бытовых задачах. С решением более сложных вопросов мне помогают мой супервайзер и коллеги.