Для начала разберемся, зачем стоит заниматься популяризацией науки? Я выделяю несколько причин. Это известность, продвижение «вашей правды», лояльность СМИ, нетворкинг, альтернативный доход и новая профессия. Давайте рассмотрим каждую из них.

Есть ряд крупных ученых, которые сегодня известны уже больше как популяризаторы науки. Они часто выступают с лекциями. Иногда они делают это бескорыстно, иногда берут деньги за выступления. Здесь все зависит от потребностей ученого, уровня его известности и востребованности. Но сразу скажу, что выбивать гонорары гораздо лучше получается у бизнесменов и ученых, которые ударяются в мистику. Поэтому, если вы серьезный ученый, это не самых прямой, хотя и возможный путь заработка.

Но выступление с лекциями и общение со СМИ точно позволит расширить круг ваших знакомств. И это важно, потому что вы никогда не знаете, как повернется ваша жизнь дальше. Например, я в школе считал, что занятия по русскому языку и литературе — это лишняя трата времени, а вот физика и математика — мое дело. Я окончил физфак, отучился в аспирантуре, но в итоге стал журналистом. Может быть, мне стоило писать больше сочинений.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Зачем нужна лояльность СМИ

В эти выходные произошло событие, вызвавшее широкий резонанс. В пятницу задержали Майкла Калви, а в субботу над ним состоялся суд. Давайте отдельно поговорим о личности Майкла Калви. Как вы думаете, если американец занимается коллекторским бизнесом в России, какое к нему будет отношение? Вряд ли положительное. По моим наблюдениям, к коллекторским фирмам отрицательно относятся даже те, кто никогда с ними не сталкивался. Потому что, если ваш номер им попадется, вы потом очень долго будете доказывать, что ничего не должны.

Конечно, некорректно говорить, что Калви занимался коллекторским бизнесом, просто в его портфеле инвестиций было коллекторское агентство. Помимо этого, он является совладельцем банка «Восточный». Его партнер по банку, другой акционер, подал на него в суд, оспаривая стоимость этого коллекторского агентства.

Но тут произошла такая вещь: в течение предыдущих 25 лет Майкл Калви помогал вырасти российским интернет-компаниям, таким как Яндекс, 1С, Авито, ВкусВилл. И, что интересно, все проинвестированные компании оказались ему благодарны. Так выходит не всегда, потому что между инвестором и стартапом часто складываются очень сложные отношения: инвестор не доволен, сколько стартап приносит денег, стартап недоволен, что ему оставили маленькую долю, и так далее. Но многие, в том числе сооснователь Яндекса Аркадий Волож, подчеркнули, что они знали Калви как честного человека и что он всегда действовал корректно в отношении компаний, он не пытался захватить контроль и выжать из них все соки.

Майкл Калви. Источник: rbc.ru
Майкл Калви. Источник: rbc.ru

Если бы Калви не был настолько ценим инвесторами, если бы все бизнес-журналисты не знали, что на протяжении 25 лет он вкладывался в компании, не пытаясь их убить, и давал им возможность вырасти, то СМИ не были бы на его стороне. Но теперь все по-другому. И что самое интересное, прогосударственная пресса также освещает это дело довольно нейтрально, аккуратно.

Все, конечно, слышали, что СМИ — это четвертая власть. Оно преувеличено, ведь даже вся демократическая пресса не смогла свалить Трампа. Да, пресса не является решающей силой, но в то же время она способна помочь перенаправить дело в другое русло. Есть много примеров, когда после того, как многие дела предавались огласке и широко освещались в СМИ, процесс шел иначе. Именно поэтому всегда важно осветить свою позицию и не молчать. Кроме того, никогда не помешает иметь контакты и историю, благодаря которой вас уже будут знать. Чтобы впоследствии был известен не только текущий поступок.

А зачем самим СМИ научный раздел? Как ни странно, несмотря на то, что многих волнует курс доллара или международная ситуация, научные новости регулярно если и не собирают топовое количество просмотров, то всегда остаются на лидирующих позициях. Это подтверждают, например, данные, которые я несколько лет назад получил в Ленте.ру. Наука, не наживаясь на каких-то критических событиях, войне, горе, способна вызвать интерес у читателя.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Как связаться с журналистом

Почта, мессенджеры, телефонный звонок, личное знакомство. Если вы хотите связаться с журналистом, какой из этих способов лучше всего использовать?

Личное знакомство — это, безусловно, самый ценный ресурс, именно поэтому это самый сложный способ. Но всегда важно помнить: у каждого человека ограничено время. Если вы хотите встретиться, чтобы просто обсудить, что вы могли бы сделать, это слишком бесполезный расход времени и лучше сделать это удаленно.

Телефонный звонок хорош тем, что он позволяет быстрее обсудить тему. Но он вырывает человека из процесса. Представьте, что вы делаете в лаборатории цепочку реакций и в этот момент вас отрывают, чтобы срочно что-то обсудить по телефону. Я думаю, что это не лучший вариант. Хотя на самом деле все зависит от человека.

Насколько я знаю, большинство предпочитает почту или мессенджеры, условно, журналисты постарше — почту, помладше — мессенджеры. Личный звонок лучше использовать в качестве исключения. А знакомство хорошо тогда, когда понятно, что у вас уже есть что-то, что можно обсудить на долгую перспективу.

Научная коммуникация
Научная коммуникация

Что такое инфоповод и какую новость можно предложить журналисту

Рассказать в СМИ можно не только о новом открытии, но и объяснить открытие или его историю. Помните, что каждый день вы проделываете научную работу. Поэтому, даже если вы не являетесь в свой области самым большим профессионалом, вы все равно знаете гораздо больше журналиста. Ведь вы регулярно следите за тем, что происходит в вашей области, и понимаете не только суть явления, но и можете объяснить, что за этим стоит. Допустим, если вы климатолог, вы можете объяснить, почему при глобальном потеплении у нас стало холоднее. Вы сделаете это гораздо глубже, чем журналист и сможете дать понять, что необходимо учесть. Все мы знаем либо то, что общеизвестно, либо то, что относится к нашей специальности. Не забывайте, что ваша специальность — это ваше богатство.

Кроме того, не забывайте про географическую привязку. Всем очень нравится, когда ваша новость связана с Россией. Часть СМИ любит, чтобы это были успехи, другая часть напишет о недостатках России. Но в любом случае, если у вас есть инфоповод, подчеркните его привязку к России. Например, свою аффилиацию в российском вузе, исходное гражданство автора открытия. Гейм и Новоселов, конечно, уже давно являются иностранными учеными, но нам все равно приятно, что они являются выходцами из России, родились и учились в СССР. Мы знаем их гораздо лучше, чем многих других нобелевских лауреатов. Отечественный след всегда дает эмоциональную окраску.

Константин Новоселов и Андрей Гейм. Источник: gorets-media.ru
Константин Новоселов и Андрей Гейм. Источник: gorets-media.ru

Почему стоит уложить сообщение в 70 знаков

Предположим, вы сделали замечательный проект, сколько времени вам нужно, чтобы его описать? Так как мы уже определили, что для первого контакта с журналистом лучше использовать почту или мессенджер, продумайте, как объяснить суть своего предложения максимально коротко. У вас есть всего 70-90 знаков для того, чтобы рассказать, что вы сделали — ровно столько человек увидит, когда откроет почту или сообщение в мессенджере, ради остальной информации придется открывать письмо или разворачивать сообщение.

В редакции приходит очень много писем, и многое читать просто не успевают. Поэтому если в заголовке письма вы не отразили суть, ради которой стоит писать новость, человек пропустит ваше сообщение. Конечно, в 70 знаках вы не сможете объяснить всю суть проекта, но важно начать с самого главного, с того, что вы сделали нечто принципиально новое. Уже в подробностях вы скажете, на какой стадии находится ваша разработка, есть ли первые продажи или пока сделан только прототип. Это правило действует не только в отношении журналистов, но и в том случае, если вы пишете грантовому комитету или своему коллеге. Помните, что вам надо изложить сначала суть, а внутри предлагать объяснение. Всегда надо иметь короткую версию объяснения своей разработки, чтобы экономить и свое время, и время коллег.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Почему не стоит рассылать новость сразу всем

Иногда СМИ приходят сообщения вроде: «У нас есть крутая новость, пока ее опубликовали только “Риа Новости” и “Коммерсант”». Помните, что СМИ конкурируют между собой, и, если вам хочется внимания, вы должны выбирать издания, которым вы хотите отдать свою новость. Это называется эксклюзив. При этом вы не должны нарушать договоренности. Если вы предлагаете эксклюзивную новость, гораздо больше вероятность, что у вас ее возьмут, чем в результате веерной рассылки.

Если вы прозевали момент и не отдали свою новость быстро, вы можете рассказать, к чему приведет ваше открытие. Представим условно, что вы вывели светящихся кольчатых червей. Расскажите подробнее, зачем они нужны.

Второй вариант: обеспечьте картинку. Покажите тех самых кольчатых червей, свою лабораторию. Несмотря на то, что новость известна, это будет интересно ТВ. Первая визуальная составляющая новости — просто фотография, а теперь к вам поедут за видео.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Если все эти стадии пройдены, а хочется засветиться где-то еще, есть печатные СМИ, которые выходят на следующий день, как многие газеты, на следующей неделе или в следующем месяце, как некоторые журналы. Вы можете постараться отдать свою историю в печатные СМИ уже после того, как сделаны первые публикации в интернете, вышло видео. Но при этом будьте готовы, что печатные СМИ захотят дополнительную эксклюзивную информацию. Для бизнес-изданий, таких как Forbes, чаще всего это деньги.  Допустим, вы изобрели бесконтактные датчики для измерения сахара в крови. Рынок для них огромный — это все люди, которые болеют диабетом. Поэтому даже до первых инвестиций и первой вашей выручки вами заинтересуются журналисты. Так происходит в случае, если ваше открытие решает какую-то действительно важную проблему.

Рассмотрим еще несколько конкретных кейсов, которые помогут вам рассказать о вашем открытии в СМИ.

Кейс: простота изложения

Часто колонки в изданиях пишут сами ученые. Научные работы достаточно сложны для понимания непосвященного, потому что любая научная работа, за редким исключением, показывают какой-то небольшой шаг, сделанный внутри вашего направления. Именно поэтому, чтобы ваш текст был интересен широкой аудитории, необходимо четко рассказать, почему этот шаг важен. Например, что сделано для того, чтобы пройти путь от экспериментальных устройств до настоящих квантовых компьютеров.

Журналист
Журналист

Кейс: оперативность

Если что-то происходит и вы хотите рассказать об этом на Хабре, в СМИ, надо предлагать это не через неделю, а сразу. Одну из своих колонок я написал через 40 минут после того, как «Коммерсант» выпустил статью о том, что АСИ готовит к телепортации 10 млрд рублей. Статья была написана так, что из нее можно было сделать вывод о том, что правительство будет заниматься телепортацией и угрохает на это 10 млрд рублей. Естественно, возникало возмущение, что огромные деньги тратятся на какую-то ерунду. Но специалистам понятно, что речь шла о квантовой телепортации, которая научна и возможна, о чем, правда, в «Коммерсанте» не упомянули. Тогда я был фрилансером и за 40 минут написал статью, чтобы объяснить, о чем идет речь. Я не знаю, что будет с 10 млрд, но я могу объяснить людям, что такое квантовая телепортация.

Кейс, который еще раз показывает, почему надо рассказывать о своих исследованиях

Статьи наподобие той, которая вышла в «Коммерсанте» и на которую я ответил, еще раз показывает, почему надо рассказывать о своих исследованиях. Если вы считаете, что обойдетесь без внимания СМИ, то когда-нибудь про ваше исследование все равно узнают, как-нибудь не так его прочитают, напишут искаженную информацию и еще неизвестно, чем это закончится.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Например, у моих знакомых ребят, которые занимаются нейротехнологиями, была такая ситуация. Они снимают импульсы с мозга и стараются посредством человеко-компьютерного взаимодействия заставить двигаться протезы. Один ресурс Правда.ру прочитал об этом и подумал: ну если можно снять сигналы с мозга, значит можно их туда и заложить, и все, вышла статья про то, что ребята занимаются выращиванием зомби. Логика железная. Но ребятам было от этого не легче, потому что на других ресурсах ничего не вышло об их работе и создавалось искаженное впечатление об их деятельности. Люди читают и неизвестно что думают, а для их работы это ущерб. Поэтому если вы не хотите, чтобы про вас рассказывали, что вы внедряете телепортацию, лучше самому рассказать, чем вы занимаетесь. Не нужно молчать.

Кейс: погоня за хайпом

Есть темы, которые всегда вызывают интерес. Жизнь, смерть, деньги и проблемы вселенной. Но, когда вы пишете на эти темы, очень важно не переступить границу, Всегда хочется похайпить, но в погоне за хайпом можно переврать все на свете.

Научная коммуникация
Научная коммуникация

Кейс: обзор событий

Вы всегда можете сделать обзор. Посмотрите, что произошло на последей известной вам конференции, что было сделано по итогам Зимней школы. Так как вы близки к этой сфере, вы можете быстро сформулировать результаты и понять, в чем новость, а постороннему человеку будет хорошо, если вы расскажете об этом простым языком.

Самый спорный кейс — опровержение

С одной стороны, хочется заинтересовать читателя, с другой — рассказывать ерунду ниже достоинства. И, например, когда Бранденбург заявил, что на Марсе взорвали ядерную бомбу, это даже обсуждать не хотелось. Стоит ли разбираться в гомеопатии, в ядерных бомбах на Марсе и так далее, если это очевидная чушь? Мы пошли от противного и задались вопросом, а с чего вообще это началось. Мы написали 20 крупнейшим планетологам мира по поводу заявления Бранденбурга, после получили примерно такие ответы: «Ну вы что, мы столько исследований делаем, а вы пишете про какую-то ерунду». Но нам все-таки повезло, последним нам ответил ученый, который по полочкам разложил, где конкретно соврал Бранденбург. Вышла шикарная статья: мы рассказали о заявлении Бранденбурга и объяснили, как все на самом деле.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Итак, общаясь с журналистами, не забывайте о маленьких хитростях:

Золотое правило: хорошую новость можно рассказать в нескольких словах.

Дата подачи: оперативно свяжитесь с агентствами и учитывайте цикличность в случае с печатными СМИ.

Используйте правило «Утро понедельника». В понедельник утром обычно мало новостей. Поэтому если вы хотите, чтобы вашу новость взяли, отправьте ее утром в понедельник или в воскресенье вечером.

Оживление новостей: представьте новую точку зрения за счет аналитики или комментария. Кроме новости о своей работе вы можете рассказать о ее влиянии и ее истории.

Отечественный колорит: всегда подчеркивайте привязку вашей новости к России.