Сегодня продолжаются дискуссии о том, как высшему образованию успевать за стремительно меняющимися трендами и ситуацией на рынке труда. В связи с этим какие главные задачи стоят перед магистратурой Университета ИТМО?
Наша основная задача на сегодня — выстраивание системной работы в области развития магистерских программ. Эта работа включает в себя комплекс мероприятий по работе с абитуриентами и организации приемной кампании, повышению качества обучения в магистратуре и взаимодействию как с текущими, так и перспективными работодателями для наших магистрантов, а также координации научно-исследовательской и проектной работы студентов.
Во-первых, нам необходимо прежде всего понимать, кто является нашими магистрантами, какое у них видение и потребности, зачем они в целом поднимаются на вторую ступень высшего образования и почему предпочитают такой формат альтернативам вроде курсов повышения квалификации, корпоративным образовательным программам или самообразования. Ответом на этот запрос является создание полноценной экосистемы, когда университет становится площадкой для повышения профессиональной капитализации и гармоничного развития.
Необходимо понимать, что многие из магистрантов уже могут иметь работу с неплохим доходом. Учитывать, что это могут быть как недавние бакалавры, так и люди, которые уже давно пошли в профессию, но в силу определенных обстоятельств захотели ее сменить, что большинство наших магистрантов получили предыдущее образование в вузах других городов России и зарубежья, иногда по профилю, отличающемуся от выбранного направления обучения в магистратуре Университета ИТМО. Отсюда возникают потребности в диверсификации как контента, так и форматов реализации, создании возможностей осознанного выбора индивидуальных траекторий обучения.
Сегодня действительно все меняется очень быстро: появляются новые технологии, постоянно трансформируется рынок труда. Мы ориентируемся на глобальный рынок и смотрим не только на короткий горизонт, то есть текущие запросы рынка труда. Таким образом мы лучше понимаем тенденции и можем делать более грамотные прогнозы.
Исходя из этих глобальных задач, как конкретно планируется развивать магистерские образовательные программы?
Одной из ключевых задач является формирование стройной системы подготовки с точки зрения типов магистратуры, каждый из которых должен иметь свои уникальные и востребованные характеристики.
В Университете ИТМО сейчас развивается четыре типа образовательных программ. Первый — это научная магистратура. Она в основном заточена на удовлетворение спроса на рынке научных исследований. Хотя это совсем не значит, что люди, окончившие научную магистратуру, пойдут работать только в НИИ или останутся в университетах. Она ориентирована на то, чтобы помочь развить как профессиональные навыки, так и soft-skills — широкий спектр компетенций, который позволит решать нетривиальные задачи, понимать происходящее на переднем крае науки и генерировать новые научные знания. Это навыки, которые будут востребованы везде, в том числе в R&D центрах крупных компаний и в целом в высокотехнологичном бизнесе.
Второй тип — индустриальные магистерские программы, которые реализуются в партнерстве с ведущими предприятиями отрасли, нашими индустриальными партнерами. Их главная особенность — максимальная нацеленность будущего специалиста на опытно-конструкторскую работу в интересах реального сектора экономики.
Третий тип — предпринимательская магистратура. Его можно сформулировать в контексте очень популярного направления, которое сейчас активно развивается за рубежом, — R&I. По аналогии с R&D в этом случае речь идет об исследованиях (research) и инновациях (innovation). Такие магистерские программы будут готовить, с одной стороны, специалистов, которые хотят впоследствии целенаправленно делать свой бизнес, развивать свой стартап. С другой стороны, ее выпускники могут впоследствии пойти работать в корпоративный сектор и, возможно, привнести предпринимательский дух в часто неповоротливые и от того проигрывающие конкурентную борьбу большие компании.
И наконец, четвертый тип магистратуры — корпоративная. Эти магистерские программы реализуются совместно с конкретными компаниями и в большей степени направлены на удовлетворение текущего спроса на рынке труда. При этом программы могут реализоваться как с одним, так и сразу несколькими индустриальными партнерами — это может быть достаточно большой спектр компаний, у которых есть очевидный запрос к вузу и которые проходят специальную процедуру отбора. Это коррелирует с глобальной идеей, о которой говорит ректор Университета ИТМО Владимир Васильев: сегодня соревнуются не вузы или отдельные компании, сегодня соревнуются экосистемы.
В целом же надо понимать, что выпускники магистратуры — это однозначно те люди, которые целятся на более высокие позиции. Окончив магистратуру, они хотят стартовать уже с позиции руководителя группы, начальника отдела или проектного менеджера. Каждая из этих программ — это прежде всего набор возможностей развить в себе определенные профессиональные компетенции и повысить свою капитализацию как специалиста.
Учитывая ориентацию магистерского образования на глобальный рынок, планируется ли в будущем увеличивать количество магистерских программ на английском языке?
Давно понятно, что университет становится более конкурентоспособным, если он умеет разговаривать на разных языках. В целом в магистратуру Университета ИТМО ежегодно поступают порядка 70% студентов не из Петербурга. Растет и доля иностранных студентов, которые приезжают к нам по разным программам, в том числе по олимпиадам, по линии Россотрудничества и так далее.
Поэтому у нас, безусловно, есть четкая задача, которая стоит в том числе перед разными факультетами и руководителями образовательных программ по увеличению доли курсов, которые могут читаться на английском языке. С учетом того, что у нас в каждой магистерской программе выделяются специализации, на мой взгляд, правильным было бы, чтобы как минимум одна специализация внутри каждой программы могла бы целиком реализовываться на английском языке.
Какие ключевые возможности могут получить студенты, которые поступают в магистратуру Университета ИТМО?
Университет ИТМО — это один из немногих российских вузов, которые имеют свой уникальный, легко узнаваемый профиль, когда приоритет отдается свободе и открытости в широком смысле этих слов. В вузе стираются формальные границы не только между студентами, преподавателями и администрацией, но и разными образовательными программами и факультетами.
Целью такого «перемешивания» является, с одной стороны, создание условий для формирования индивидуальных образовательных траекторий, а с другой – развития интердисциплинарных компетенций. Первое крайне важно, чтобы соответствовать запросу на персональный подход в обучении, а второе – с точки зрения развития способности комплексно смотреть на задачу и понимать коллег из других профессиональных областей.
В вузе реализуется ряд специальных курсов и модулей по развитию аналитического, креативного, критического и системного мышления, надпредметных компетенций (soft skills), цифровой и предпринимательской культуры, многие из которых были запущены впервые в России.
Возможность стать сотрудником международной лаборатории
В Университете ИТМО на первый план при принятии решений выходят интересы и запросы обучающихся. Если студенты заинтересованы в решении крупных научных задач и готовы над ними сосредоточенно работать, то, обучаясь в магистратуре Университета ИТМО, они уже могут стать сотрудниками международных научных центров. Также многие молодые ученые и талантливые инженеры активно привлекаются к проектам в интересах индустриальных заказчиков, что позволяет быстрее переходить от теории к практике разработок и внедрения.
Магистерско-аспирантские гранты
В вузе реализуются специальные магистерско-аспирантские гранты. Это означает, что, приходя в университет, магистрант или аспирант, помимо обучения в вузе, здесь же фактически и трудоустраивается: он либо реализует индивидуальный проект, либо подключается к уже существующему. Это дает, на мой взгляд, достаточно неплохую прибавку к стипендии до 25 тысяч рублей в месяц. Но важнее даже то, что студент получает правильные компетенции, решая актуальные задачи. Ведь сейчас часто взвешивают: магистратура без опыта работы или бакалавриат + опыт работы. А в этом случае выбирать не надо: у тебя будет и магистратура, и опыт работы по специальности.
Практико-ориентированные НИОКТР
Еще одна возможность — практико-ориентированные НИОКТР. Это хорошая опция для тех, кто хочет либо собрать команду, либо уже приходит в вуз со своей командой, чтобы воплотить идею. На развитие таких молодежных проектов Университет ИТМО целенаправленно выделяет средства из Проекта 5-100. Таким образом, команда проекта может получить до 5 млн рублей на два года и создать прототип, который можно коммерциализовать и выйти на другие порядки доходов. Эти возможности, на мой взгляд, позволяют студенту избежать ситуации, когда он работает и подучивается. Реализуя их, он может полностью сосредоточиться на образовании, инвестировании в себя, при этом получая деньги за свою работу.
В свою очередь, к преподаванию привлекаются ведущие ученые и эксперты, в том числе приезжающие к нам по программе ITMO Fellowship. Без налаживания прочных мостов между наукой и образованием сейчас просто невозможно создание уникального и востребованного образовательного контента.
Международная кооперация
Кроме того, у нас хорошо развита международная кооперация. Под этим подразумеваются как программы двойного диплома, которые реализуются в рамках совместных образовательных программ, так и международные образовательные программы, которые подразумевают, что по ходу обучения значительное число курсов будет читаться ведущими приглашенными учеными из топовых вузов, а также практически гарантированное прохождение стажировки в зарубежном вузе-партнере или в университете, который вы выберете сами.
В Университете ИТМО реализуется программа поддержки студенческой мобильности, которая покрывает до 70% всех расходов на поездку. Объявления об этих конкурсах открыты и появляются регулярно, там размещаются предложения, благодаря которым можно поехать в ведущий вуз мира. На мой взгляд, это важная возможность. Ведь специалисты, имеющие международный опыт, более востребованы на рынке труда.
И наконец, стоит отметить, что в Университете активно развивается внеучебная студенческая деятельность — это как спортивные, так и творческие активности, секции, клубы, участие в масштабных петербургских, российских и международных мероприятиях. Все это позволяет учиться и развиваться в вузе гармонично.
Каковы главные особенности поступления в магистратуру в 2019 году?
В 2019 году Университет ИТМО примет в магистратуру 2645 абитуриентов на бюджетные места. Поступить можно на более чем 70 магистерских программ.
Сейчас для каждого из четырех направлений магистратуры (научная, корпоративная, индустриальная и предпринимательская) у нас уже отобраны магистерские программы. Решения принимались научно-техническим и академическим советами Университета ИТМО. На эти программы уже ведется набор. За счет такой работы теперь выбор абитуриентов будет более информированным: для удобства на сайте «Поступление 2019» уже вывешены индикаторы, которые обозначают типы магистратуры.
С точки зрения навигации абитуриентов важным также является более четкое описание особенностей и возможностей специализаций или треков, заложенных внутри образовательных программ, в том числе в части языка, на котором они реализуются, а также мобильности между ними. Это должно ответить на вопросы: «Что подразумевает программа, а что специализация? Могу ли я выбрать другую специализацию и когда вообще нужно определиться?»
Традиционно мы даем широкий набор возможностей поступления в магистратуру, позволяющих разносторонне оценить имеющиеся достижения и потенциал наших абитуриентов, не ограничиваясь проверкой способности находить ответы на вопросы экзамена.
Какие неклассические возможности, помимо традиционных экзаменов, появляются у поступающих?
Больше половины магистрантов поступают в Университет ИТМО из других городов и регионов, а также из других университетов. Именно поэтому вуз традиционно организует для иногородних студентов дистанционные вступительные экзамены. Но также Университет ИТМО предлагает и целый спектр неклассических возможностей:
Конкурс стартовал 11 марта и уже показал себя как отличная альтернатива вступительным экзаменам не только для студентов, оканчивающих Университет ИТМО, но и для талантливых выпускников других вузов. По статистике прошлого года более 40% подавших заявление участников были студентами из других вузов, даже иностранных. В прошлом году в конкурсе приняли участие почти 300 человек, из которых более 230 стали победителями и были рекомендованы к зачислению в магистратуру без экзаменов.
В этом году заявку на конкурс портфолио каждый участник может подавать одновременно на три различные магистерские программы. (Перечень программ, на которые можно поступить по конкурсу портфолио приведен здесь. Подробнее о условиях проведения конкурса портфолио можно узнать по ссылке)
Его участники еще на этапе подготовки конференции проходят серьезный отбор. В этом году на конкурс поступило 304 заявки по разным меганаправлениям. Результаты будут подведены в середине апреля в завершении конгресса. Помимо возможности заранее гарантировать поступление в ведущий вуз страны и, например, спокойно готовиться к переезду в Петербург, участники конкурса могут зарекомендовать себя и быть рекомендованы к приему с 1 курса на работу в рамках магистерско-аспирантского гранта.
- Олимпиады для студентов, которые организуются университетом.
Кроме того, хорошие возможности для поступления дает Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» и зимняя школа «Тебе решать!», а также Олимпиада НТИ.
- Целый спектр конкурсов, учитываемых при поступлении на отдельные программы:
конкурс лучших научных работ стажировки физико-технического факультета,
- Иностранные студенты могут поступить в Университет ИТМО в том числе благодаря олимпиаде Open Doors, которая проводится в этом году во второй раз.
На мой взгляд все эти возможности — хороший способ проверить потенциал человека, оценить его с точки зрения самостоятельной работы, ведь магистратура уже подразумевает то, что человек может работать самостоятельно, эффективно планировать свою деятельность, умеет ставить задачу и ее решать.