По словам Нины Гавриш, понятия «искусство» не существует. Есть огромное количество определений, но ни одно из них не может претендовать на универсальность. То, что способно описать античные статуи и римскую мозаику, никак не объяснит современные арт-объекты.
«Что такое искусство и кому оно нужно? Животному не нужно, а первобытному человеку зачем-то понадобилось. И если рассматривать искусство в современном понимании этого слова, то совершенно непонятно, как человек, чей смысл существования заключался в выживании, мог создавать не прикладное искусство. Ученые в этом случае говорят о рефлексии, что искусство — это в первую очередь инструмент осмысления мира. И, пожалуй, это единственное определение для слова “искусство”, которое могло бы стать универсальным», — рассказала Нина Гавриш.
Краткий гайд по искусству древнего мира
В настоящее время есть три гипотезы, которые по-разному объясняют причины создания первобытными людьми наскальных рисунков.
Магическая гипотеза: человек изображал убитых и пойманных животных накануне охоты, чтобы привлечь желаемое.
Социальная гипотеза: люди оставляли наскальную живопись не в тех пещерах, где обитали, а там, где собирались вместе с племенем для общественного времяпрепровождения.
Палеопсихологическая гипотеза: после охоты первобытный человек был так напуган и эмоционально подавлен, что нуждался в выражении своих чувств, а так как разговаривать он не умел, то рисовал картины.
Однако ни одна из гипотез не подтверждена, а самое главное, ни одна из них не служит высоким целям искусства. Ритуал, коммуникация и психологическая разрядка — вот, что видят в первобытном творчестве сегодня.
Но существовало ли когда-либо искусство ради эстетического наслаждения? Или мы сами придумали линейную историю искусства, сложив воедино разные артефакты эпох?
Ответ кроется в самом происхождении терминов «арт», «техне» и «искусство». Все они относятся к понятию «ремесло», «мастерство». Хорошо сделанная подкова — это тоже искусство? Удивительно, но еще несколько веков назад этот вопрос не казался дискуссионным.
В Древнем Египте гробницы фараонов и бюсты архитекторов не были предметами творческой мысли — только практичный расчет. Египтяне мечтали сохранить свои имена в вечности, поэтому всеми доступными способами старались увековечить себя. В Античности — украшательство, в Средневековье — богослужение, а после — сплошная коммерция.
«Давайте посмотрим на работы малых голландцев в Эрмитаже. Почему они такого маленького размера? Все просто: маленькую картину легче продать. Не стоит забывать о том, история искусства — это всегда коммерческая история», — объясняет Нина.
Однако всё это не говорит о том, что творчеством художников не наслаждались и не получали от него эстетическое удовольствие. Хотя первые публичные музеи в современном смысле этого слова появились только во второй половине 18 века. А посещали их в основном студенты и ученые.
Наука и искусство
Тесные связи науки и изящных ремесел установились еще в эпоху Возрождения, когда художники обратились к античности и древнегреческому понятию «мимесис», обозначающему «подражание природе».
Реализм вынуждает творцов изучать анатомию, физику именно для того, чтобы как можно точнее передать сходство картины с оригиналом. По словам Нины Гавриш, вторая волна повышенного интереса к науке поднялась на рубеже 19 и 20 веков.
«Наука вступила в особые отношения с искусством еще в эпоху Просвещения, а в начале прошлого века новые открытия даже послужили отправной точкой для революционных и авангардных течений, таких как дадаизм. Дадаисты первыми стали использовать в своих работах коллажи, что в то время было уникальной прорывной практикой. В первой половине 20 века интерес к науке проявляли и сюрреалисты. Они часто изображали киборгов, которые объединяли в себе биологическое и техническое начало», — объяснила Нина.
В наши дни тандем науки и искусства уже запатентовал для себя отдельный жанр — science art. В нем работают художники, которые создают картины с помощью передовых технологий и искусственного интеллекта. Однако science art работает и в обратном направлении: в тех случаях, когда ученые используют выразительные средства и свойства искусства для своих экспериментов и исследований.
Что не так с шедеврами?
Шедевр — от французского chef-d'œuvre — «высшая работа» — это слово изначально использовалось для обозначения квалификационной работы ремесленников, которую они выполняли для получения статуса мастера.
В наше время шедевром называют выдающиеся картины и скульптуры. Однако Нина Гавриш и в этом случае задает вопрос аудитории: кто определяет, шедевр эта работа или нет? По ее словам, не стоит зацикливаться на «шедеврах искусства», ведь очень часто особую ценность эти работы приобретают в силу случайных обстоятельств, как в случае с украденной «Моной Лизой», или просто потому что у них есть физическая оболочка.
«21 век принес в жизнь человечества множество замечательных вещей, однако он стер ореол магии с изображения на картине. Теперь ее можно перевести в цифру и размножить, сделать анимацию. Именно поэтому такую странную ценность стали приобретать физические арт-объекты. Откуда-то же пошло это: “Не дышите на шедевр!” Но ведь если задуматься — это ужасно глупо»,— поделилась своим мнением Нина.