Взрослые квесты для детей
Более восьми лет Анастасия Россинская занимается разработкой познавательных квестов для детей разных возрастов. Она является генеральным директором компании «Квестигра» и автором множества образовательных экскурсий по Москве и другим городам России. Особенность квестов, над которыми работает эксперт, в том, что они созданы не только для развлечения, но и позволяют по итогу игры получить практические навыки. Например, освоить городскую навигацию или научиться рассчитывать собственный карманный бюджет, общаться с обслуживающим персоналом: продавцами, официантами.
«Мы создаем готовый квест-конверт, который содержит маршрутный лист, карточки с описанием заданий, подсказки и запечатанный бланк с ответами. Такие квесты дети могут проходить самостоятельно или с родителями: не нужно проворачивать сложные операции по сбору, привлечению людей и согласованию удобного для всех времени. Это намного доступнее, но при этом не менее полезно», — считает Анастасия Россинская.
Аналогичные образовательные квесты в рамках мастер-класса разрабатывали и петербургские учителя. Главной их задачей было придумать игру, которая помогла бы школьнику освоить один или несколько навыков, но осталась понятным и увлекательным развлечением.
Недоступная среда
В начале мастер-класса Анастасия Россинская сравнила развитие телефонов и школ с конца 19 века и до наших дней. На таком контрасте стало очевидно, что спустя два века телефон превратился в портативный компьютер, а школы практически не изменились.
Возникает вопрос: почему так происходит? Почему школа вроде бы развивается, но принципы ее существования остаются прежними?
Основной проблемой, по мнению эксперта, является дистанция между реальной жизнью и школой. Лектор подчеркнула, что огороженный периметр, парты, указки, строгие правила — это не те элементы, которые встретятся взрослеющим ребятам. Им больше бы пригодились навыки планирования времени, бюджета, сотрудничества, творчества, основы финансовой грамотности и взаимодействия с пространством.
Также Анастасия Россинская подчеркивает, что не стоит считать школу подготовкой к жизни, потому что это и есть жизнь. Именно поэтому образование должно помогать детям справляться и решать в том числе обыденные жизненные проблемы. Не стоит воспринимать город и окружающий мир только как иллюстрацию учебников по истории и архитектуре. Городская среда может научить школьников намного большему.
Квест по фонарям и следам Италии
Лекция завершилась небольшим творческим заданиям. Разделившись на мини-группы, учителя должны были выбрать один предмет, на основе которого можно развернуть целый квест.
Группы предлагали разные варианты, но стоит отметить, что даже на ограниченном пространстве Манежной площади учителя смогли придумать больше пяти квестов, способных чему-то научить ребят.
Одни из самых интересных идей — это квест по фонарям и освещению, а также квест по следам Италии. Учителя предложили детям посчитать фонари на площади, самим порассуждать, достаточно ли этого освещения, чем отличаются фонари в их дворах от тех, что расположены здесь. Авторы второго оригинального концепта предложили школьникам поискать следы Италии в границах Манежной площади, порассуждать о том, как можно отличить один архитектурный стиль от другого, а также что еще кроме архитектуры передает дух города и страны.
Квесты были разработаны в формате внеклассных индивидуальных занятий так, чтобы дети могли обсудить разные находки в классе, поделиться опытом и впечатлениями, а самое главное — воспитать в себе любовь и интерес к исследованию и родному городу.