Интернат «Формула успеха» рассчитан на 80 мест. Он позволяет учащимся 10-11 классов из отдаленных регионов страны жить в Петербурге и учиться в одной из лучших школ России. При этом, как подчеркивает Алексей Крошихин, заведующий интернатом и заместитель директора ПФМЛ №239, главная задача «Формулы успеха» — не только обеспечить ребят жильем, но и создать для них комфортную обстановку для развития их способностей.
«Мы прекрасно понимаем, что далеко не у всех есть равные возможности. Есть населенные пункты, где всего одна школа, нет системы подготовки к олимпиадам, и получается, что у ребят, которые учатся там, нет возможностей проявить свои таланты. Чтобы решить эту проблему, и был создан этот интернат. Здесь мы полностью обеспечиваем быт ребят, которые поступают в Президентский физико-математический лицей №239 из разных регионов страны. Наша главная задача заключается в сохранении полноценной жизни и здоровья, а также в том, чтобы здесь ребята чувствовали себя как дома, даже находясь за несколько тысяч километров от родного города», — комментирует он.
Инфраструктура интерната
Здание интерната находится в историческом центре Петербурга — на территории между особняком и Доходным домом купца Полежаева. Место — знаковое для города: благодаря сказочному облику здание доходного дома — с его башенками и декором — издавна полюбили кинематографисты. Например, именно здесь, а не в Москве создатели сериала «Мастер и Маргарита» нашли «нехорошую квартиру», также рядом с Полежаевским домом снимали сцены фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое.
До сих пор в особняке Полежаева в нескольких помещениях сохранилась историческая отделка. С 2018 года ФМЛ №239 занимается реставрацией и ведет работы по приспособлению комнат под классы и лаборатории. А скоро, согласно планам, в старинном особняке разместят настоящий технопарк, где ребята смогут собирать роботов и летательные аппараты, а также заниматься радиоэлектроникой и нанотехнологиями.
На каждом этаже интерната располагаются комнаты для самоподготовки с компьютерами и выходом в интернет, а также личные комнаты воспитанников. Комнаты находятся в блоках — по две в каждом. Во всех комнатах создана необходимая инфраструктура для гигиены и проживания.
В интернате есть свой актовый зал с проекционным, звуковым и световым оборудованием, а также спортзал, оборудованный тренажерами и другим спортинвентарем. Дополнительные спортплощадки и футбольное поле располагаются на территории перед интернатом. Здесь же, во дворе, можно заметить трансформаторную будку, которая успела стать настоящим арт-объектом: с одной стороны на ней граффити из формул, а с другой — портрет и высказывание Леонарда Эйлера.
Первая медицинская помощь в интернате оказывается 24/7: воспитанникам доступен полностью оборудованный медкабинет с лекарствами и необходимыми для оказания помощи приборами. Для психологической разгрузки, групповых занятий, индивидуального консультирования работает кабинет педагога-психолога.
«Каждый тренинг, который проходит раз в неделю, подразумевает определенную актуальную для ребят тему, но внутри этой темы я в процессе диалога также смотрю, что происходит с каждым ребенком, выясняю, кто в чем нуждается. Если ребенок находится в состоянии стресса, даю рекомендации, как справиться с переживанием, гармонизировать состояние. Помимо этого, любой воспитанник может прийти ко мне на индивидуальную консультацию, чтобы поделиться своей проблемой», — рассказывает Елизавета Ивашиненко, психолог интерната.
Большое внимание уделяется безопасности воспитанников, добавляет Алексей Крошихин. В Интернате работает система контроля и управления доступом (СКУД), а также установлены 95 камер видеонаблюдения.
Особенности жизни в интернате
У всех воспитанников есть общий распорядок дня: подъем в 7:00, обязательная зарядка, уборка комнат, уход за одеждой, учеба, посещение секций, самоподготовка, отбой в 23:00. Как подчеркивает Светлана Федорова, заместитель заведующего интерната по режиму, благодаря такому графику школьники сразу учатся, как быть самостоятельными, ответственными и эффективно планировать свое время. Однако несмотря на строгие правила, никто не ограничивает их желания и возможности для развития.
«После того как ребята возвращаются из школы, они идут на кружки. Кружков очень много, и каждый сам выбирает, что ему по душе — Матцентр, Физический центр, информатика, робототехника, спортивные (волейбол, теннис) или музыкальные кружки. Помимо этого, они могут ходить и на любые другие секции в Петербурге, — рассказывает Светлана Федорова. — Многие ребята играют на музыкальных инструментах и часто организовывают собственные группы. У нас проходят праздники, дни рождения. Ребята сами часто предлагают идеи для праздников, экскурсий, и мы всегда их с удовольствием поддерживаем».
Совсем скоро воспитанники поедут на экскурсию по крепостям Северо-Запада России. Ежегодно у них также есть возможность бесплатно сходить в Мариинский театр, а также посещать различные музеи Петербурга и Ленобласти. Не обходится знакомство с городом для новичков и без традиционной ночной экскурсии на развод мостов.
На экскурсиях школьников сопровождают воспитатели, которые всегда придут на помощь в решении бытовых и личных вопросов.
«Свою основную задачу я вижу в том, чтобы создать для ребят уют и домашнюю атмосферу, чтобы ребята из разных уголков России — от Калининграда до Петропавловска-Камчатского — не чувствовали себя вырванными из привычной обстановки. Мы следим за их здоровьем, питанием, организовываем экскурсии, вечера. Иногда и просто беседа по душам за чаем может дать почувствовать, что ты не одинок», — рассказывает Галина Грищенко, воспитатель интерната.
Как можно сюда поступить
Поступить в интернат могут учащиеся 9 класса из любого региона России (кроме Москвы и Петербурга) и стран ЕАЭС, которые успешно прошли вступительные испытания, предусмотренные правилами приема в Президентский Физико-математический лицей №239.
В частности, стать воспитанником интерната при ПФМЛ №239 могут:
- Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников.
- Слушатели дистанционных курсов, приглашенные по результатам тестирования на онлайн-собеседование и успешно его прошедшие.
Порядок, условия и сроки поступления
Информация, основные даты и инструкции по поступлению обновляются каждый год. Следить за актуальными датами для поступающих необходимо на официальном сайте лицея.
Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады по математике, физике, информатике, химии, астрономии принимаются без вступительных испытаний.
Остальным, чтобы поступить в интернат, необходимо:
- Зарегистрироваться на сайте eschool.center до конца января.
- Пройти два бесплатных онлайн-курса, относящиеся к физико-математическому профилю, на платформе Лекториум. Список курсов обновляется каждый год, например, в прошлом году поступающие проходили курсы «Кинематика» и «Асторономия». Чтобы завершить этот этап поступления, необходимо получить сертификат на выбранном курсе. Также необходимо заполнить анкету «Поступление в ПФМЛ №239», иначе результаты будут не зачтены (подробная инструкция по прохождению курса, а также ключевые даты будут опубликованы на сайте лицея.
- По итогам прохождения курсов лицей отберет участников для собеседования по скайпу. Собеседования проходят в первой половине мая. Результаты становятся известны в течение трех дней после собеседования.
Рекомендованным к зачислению в 10 класс ПФМЛ №239 во второй половине мая высылается личное письмо.
В конце августа одновременно с заселением поступающим в интернат необходимо привезти документы.
Подробнее о порядке поступления в лицей и интернат можно узнать, ознакомившись с Положением.
Например, воспитанник интерната Данила Завизион приехал в Петербург с Дальнего Востока (город Петропавловск-Камчатский). Сейчас он учится в 11-2 классе ПФМЛ №239, активно занимается наукой и является кандидатом в сборную России по физике. По его словам, поступить в интернат удалось благодаря победе в олимпиаде. Он отмечает, что учеба в школе и жизнь в интернате дает возможность эффективно заниматься приоритетным направлением.
«Здесь каждый выбирает, чем заниматься: кто-то делает акцент на спорте, кто-то на литературе, кто-то на физике, — рассказывает он. — До девятого класса я жил в отдаленном регионе. Но все ребята, которые занимаются наукой или олимпиадами в тех местах, рано или поздно понимают, что в какой-то момент нужно поступить в хорошую школу, чтобы развивать свои способности. Я планировал сделать это после 10 класса, но в восьмом выиграл престижную олимпиаду им. Дж. К. Максвелла, которая позволила мне поступить сюда».
Выпускники интерната
В прошлом году в интернате отметили первый выпуск — все ребята поступили в ведущие вузы страны, однако и после поступления в университет связь с лицеем и интернатом не теряют, рассказывает Алексей Крошихин. Многие приходят на праздники и продолжают общаться с друзьями, которых обрели в лицее и интернате.
«Благодаря обучению в ПФМЛ №239 я познакомилась с большим количеством творческих людей. Это абсолютно невероятные, глубокие, разносторонне развитые личности. С этими людьми я общаюсь до сих пор. Помимо обучения, у нас проходило множество мероприятий, осенние слеты, спектакли и многое другое. И сейчас, даже будучи студентами, мы тоже будем ходить на эти мероприятия, потому что успели полюбить эту атмосферу. В целом могу сказать так: этот опыт дает тебе семью. Если тебя туда приняли, она будет с тобой навсегда», — говорит Виктория Смирнова, выпускница ПФМЛ №239 и студентка Санкт-Петербургского Горного университета.
«Интернат при ПФМЛ №239 объединяет учащихся со всех уголков страны – например, я до поступления жил и учился в Новосибирске. Я попал в первый набор интерната и ничуть об этом не жалею. Здесь все сплотились в единый коллектив, но каждый при этом хорош в чем-то своем. Президентский ФМЛ №239 в целом дает прекрасную базу по всем изучаемым дисциплинам, поэтому заниматься только математикой, к примеру, не получится, ведь необходимо хотя бы иметь фундамент знаний об окружающем нас мире и обществе. Круто, когда тебя способны не только заинтересовать, но и дать сильнейший толчок в познании той или иной сферы. Не стоит забывать и про людей, которых ты встречаешь в процессе обучения, – дорожить подобными контактами, определенно, стоит», — рассказывает Александр Хамхоев, выпускник ПФМЛ №239.
Сейчас Александр учится в Университете ИТМО и активно занимается робототехникой. Он рассказывает, что успехам в этом направлении способствовали как учителя, так и многие кружки лицея. Еще в школе он принимал участие в олимпиаде WRO, и лицей предоставил необходимую электронику, а также все необходимое для полигонов. В будущем он планирует заниматься биомехатроникой, участвовать в соревнованиях по робототехнике и продолжить обучение в магистратуре Университета ИТМО.
Добавим, что история ПФМЛ №239 насчитывает более 100 лет: лицей был основан в 1918 году, в 1961 году он стал физико-математическим, а в 2014 — стал называться президентским. В последние годы ПФМЛ №239, в котором учится более 800 человек, занимает первые места в стране по числу победителей и призеров школьных олимпиад. Например, в прошлом году ученики лицея завоевали более 50 дипломов всероссийских олимпиад. А само учебное заведение с 2015 по 2017 годы возглавляло общероссийский рейтинг 500 лучших образовательных учреждений страны. В свежем рейтинге школ по конкурентоспособности выпускников от агентства RAEX лицей входит в пятерку лучших школ России.
Контакты интерната и всю дополнительную информацию по проживанию и поступлению можно найти на сайте или в буклете.