Всего встреча в Петербурге объединила ректоров, проректоров, а также профессоров из более чем 50 вузов. В делегацию Великобритании вошли представители Британского совета, Посольства Великобритании в России, Лондонского университета Сити, а также Университетов Ливерпуля, Манчестера, Эксетера, Ноттингема и других. Специальным гостем стал известный ученый и популяризатор науки, вице-президент Лондонского королевского общества, профессор химии в Ноттингемском университете (Великобритания), иностранный член Российской академии наук сэр Мартин Полякофф. С российской стороны в дискуссии приняли участие руководители и профессора университетов Петербурга, а также Республики Коми.
Как подчеркивает профессор сэр Стив Смит, исполнительный директор Университета Эксетера, председатель Международного стратегического консультативного совета (UUK) и глава делегации ректоров Великобритании, проведение такого мероприятия в Петербурге стало логичным шагом и дополнением стартовавшего накануне Первого Форума ректоров Великобритании и России. Напомним, мероприятие объединило в Москве представителей около 100 вузов Великобритании и России.
«Наши коллеги из Британского совета очень заинтересованы в сотрудничестве с Санкт-Петербургом. И мы изначально хотели подчеркнуть, что отношения с Россией — это сфера деятельности, ориентированная не только на мероприятия в Москве. Провести эту дискуссию в ИТМО было естественным решением. Это произошло как благодаря налаженным личным контактам, так и высокой оценке деятельности ведущих подразделений университета. Мы хотели бы наладить сотрудничество с некоторыми из них. Поэтому нам необходимо было обменяться мнениями по тем вопросам, которые стали ключевыми во время этой встречи», — прокомментировал он.
Приветствовала участников дискуссии первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова, которая также выступила модератором встречи. Она особо отметила, что Петербург — не только город с богатыми культурными традициями, но и первый в России образовательный и научный центр, именно здесь была основана Академия наук, активно развивалась просветительская, образовательная и научная деятельность в последующие годы.
Сегодня Северная столица продолжает поддерживать традиции: в городе работает более 70 высших учебных заведений, четыре из них имеют статус национальных исследовательских университетов, а три являются участниками Проекта 5-100. Но какое будущее ждет университеты, смогут ли классические формы образования выжить в новых условиях и какова роль высшей школы в современном мире?
Как развивать университеты в меняющихся условиях
По словам профессора Ширер Вест, ректора и президента Университета Ноттингема, с одной стороны, университеты, история которых насчитывает не одно столетие, должны осознавать свою роль и гордиться ею. Однако в текущих условиях, когда образование становится доступным повсеместно, а массовые онлайн-курсы и корпоративные образовательные продукты способны конкурировать по охвату с традиционными форматами, многие программы устаревают — технологии способствовали существенной перестройке человеческого взаимодействия. Однако не стоит торопиться «хоронить» университеты, подчеркивает эксперт.
«Даже если мы посмотрим на самые простые данные организаций, которые работают в области экономики и развития, станет ясно, что спрос на образование растет. По-прежнему существует потребность в обучении для традиционных программ обучения в университетах, но также быстро растет спрос на новые, более разнообразные формы высшего образования: обучение в течение всей жизни, обучение для руководителей, онлайн- и смешанное обучение. Поэтому, на мой взгляд, разговоры о гибели образования на самом деле не совпадают с доказательствами. Внешние условия меняются, но вместе с ними меняется и высшее образование. И, безусловно, не стоит забывать о научной функции университетов, ведь именно здесь рождаются и продвигаются исследования и инновации. И в этом смысле университеты гораздо дешевле, чем другие типы организаций», — подчеркнула профессор Ширер Вест.
Университет будущего — это прежде всего место, где создана и поддерживается уникальная атмосфера, считает профессор Сергей Багненко, ректор Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Кроме того, уже сегодня организации высшего образования должны работать на то, чтобы привлекать лидеров — лучших специалистов, которые способны не только создавать конкурентоспособные образовательные продукты, но и вести за собой людей, отметил он.
А профессор сэр Мартин Полякофф, в свою очередь, подчеркнул, что необходимо ценить и сохранять уникальность и разнообразие каждого университета.
«Я считаю, тот факт, что все университеты мира станут одинаковыми, представляет реальную опасность. Здесь можно провести аналогию с популяциями в животном мире: генетическое однообразие влечет за собой различные болезни. И также я хочу отметить необходимость того, чтобы вузы продолжали преподавать различные дисциплины на родных языках. Безусловно, прекрасно, когда все, как в этой аудитории, отлично владеют английским языком. Но, думая только на английском, вы теряете свою реальную креативность, а именно в этом нуждаются международные коллаборации. Нам необходимо объединять людей с разными точками зрения», — сказал он.
Среди других тем, которые рассмотрели участники дискуссии, — совместные программы академического обмена (о своем опыте рассказал проректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор Дмитрий Арсеньев), а также вопросы, связанные с преподаванием soft skills и вовлечением новых технологий в создание образовательных проектов.
«По итогам встречи я вижу, что наши коллеги из университетов Великобритании готовы к коллаборации. И для меня это — главный результат. Мы поняли, что смотрим в одну сторону. Дискуссия, которую мы провели сегодня, стала хорошим поводом для того, чтобы посмотреть, как мы можем выстраивать взаимодействие в дальнейшем. Подчеркну, что мы и наши студенты открыты к сотрудничеству, и у нас есть все инструменты для этого», — комментирует Дарья Козлова.
О необходимости продолжать диалог и искать пути дальнейшего взаимодействия сказал по итогам встречи и сэр Стив Смит.
«Сегодня мы провели интересную дискуссию, был затронут широкий спектр тем — от образования будущего до программ по обмену студентами. Но для университетов Великобритании ключевым результатом обсуждения стало заключение, что нам необходимо работать вместе, ведь лучшие образовательные программы, лучшие исследования делаются на международном уровне. Мы собрались здесь не ради приятной дискуссии, а прежде всего затем, чтобы продолжить этот диалог. Именно поэтому мы приглашаем российских ректоров приехать в Лондон в следующем году. Эта встреча намечена на июнь, и мы продолжим работать вместе по разным темам, касающимся обмена студентами и развитием совместных исследований», — подчеркнул он.
Какие исследования уже развивают российские и британские специалисты
В рамках встречи в Петербурге в Университете ИТМО прошла питч-сессия, во время которой ученые университета рассказали о своей научной работе, а также поделились опытом взаимодействия с коллегами из Великобритании. Например, Екатерина Скорб, профессор химико-биологического кластера Университета ИТМО, которая на протяжении своей карьеры работала в Институте Макса Планка и Гарвардском университете, посвятила свое выступление исследованиям в области создания искусственной клетки.
Также она рассказала о недавнем опыте, реализованном совместно с Университетом Ливерпуля, — в октябре ученый совместно с коллегой из британского университета, профессором Дмитрием Щукиным организовали воркшоп для 30 молодых исследователей из обеих стран. В рамках трехдневной работы они смогли поделиться результатами своих исследований и организовать новые, в том числе междисциплинарные коллаборации.
Кроме того, о своей работе и международных проектах британской делегации рассказали декан физико-технического факультета Павел Белов, научный сотрудник физико-технического факультета, руководитель Международной научной лаборатории фотопроцессов в мезоскопических системах Иван Иорш, руководитель международной лаборатории «Биомехатроника и энергоэффективная робототехника» Сергей Колюбин и Александр Номине, специалист по материаловедению, который приехал из Франции, чтобы работать в лаборатории метаматериалов Университета ИТМО.
Отметим, что во время встречи представители Университета ИТМО и британской делегации также обсудили потенциал российско-британского сотрудничества по краткосрочным международным программам — в частности, по привлечению британских студентов на летние школы ИТМО, преподаваемые на английском языке, а также на специализированную летнюю школу по русскому языку.
Александр Номине и сотрудники Управления международных образовательных программ обсудили с британскими коллегами возможности расширения трехстороннего сотрудничества между Россией, Францией и Великобританией в рамках грантовой программы Erasmus+, нацеленной на финансирование как академической мобильности, так и исследовательской деятельности между тремя странами.