Семинар состоялся на площадке ИТМО в рамках VI международной конференции «Электронное управление и открытое общество: вызовы Евразии» (Electronic Governance and Open Society: Challenges in Eurasia — EGOSE 2019). Мероприятие стало частью международного проекта «Расширение возможностей бюджетирования на основе участия граждан в регионе Балтийского Моря» и проводилось при поддержке Европейского союза (Европейский фонд регионального развития) и Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга.
Его участниками стали участники консорциума проекта с российской стороны, а также представители региональных и муниципальных администраций. На семинаре они рассмотрели лучшие практики реализации проектов инициативного бюджетирования в регионах и муниципалитетах Северо-Запада России, а также обсудили планы нового проекта.
Партиципаторное (инициативное) бюджетирование: на что реально могут влиять жители муниципалитетов
Как отмечает Лев Шилов, директор центра гуманистической урбанистики «UP» (Европейский университет в Санкт-Петербурге), партиципаторное бюджетирование представляет собой процесс, в котором граждане обсуждают и принимают решения относительно распределения части регионального или муниципального бюджета. Проще говоря, это процесс, при котором жители могут продвигать собственные инициативы и проекты (например, по улучшению социальной инфраструктуры, экологии или качества городской среды), которые в дальнейшем могут быть профинансированы и поддержаны местной властью. Также они получают возможность голосовать за эти проекты и в целом приоритизировать часть расходов в своем муниципалитете.
«Невозможно влиять на конкретные строчки бюджета, это прерогатива исполнительной власти, финансовых органов. Идея инициативного бюджетирования заключается в том, что жители могут влиять на приоритизацию расходов. Условно говоря, в бюджете есть строка "Благоустройство", где прописаны разные виды работ, например, поддержка существующих объектов и строительство новых. С точки зрения строительства новых муниципалитет сам должен определять, что он хочет построить и где. Но если мы спросим жителей, что они хотят и где именно, мы можем понять, какая нам приоритизация нужна. Именно с этого и надо начинать. А уже потом качественный диалог с жителями не только позволит узнать, что и где, но еще и как. Это третий важный вопрос для благоустройства. Если диалог будет выстроен, мы сможем определить те формы, которые жителям подходят и улучшить качество городской среды», — объясняет Лев Шилов.
Такая практика используется в мире уже более 30 лет, в ней участвуют как большие города вроде Нью-Йорка или Милана, так и небольшие населенные пункты. В глобальном смысле она позволяет сделать государственную власть и процессы распределения бюджета более открытыми. Сейчас вовлечение граждан в процессы распределения бюджета происходит с помощью массовых встреч, которые в основном проходят не чаще двух раз в год, либо путем сбора комиссий и горожан, в которых, в свою очередь, участвует уже гораздо меньшее количество жителей.
Какие проекты уже реализуются в Петербурге
В России в развитии инициативного бюджетирования участвуют, по словам Льва Шилова, более 40 регионов страны. Распространением практики занимается Министерство финансов РФ. Среди основных программ, которые существуют в стране на данный момент, — «Программа поддержки местных инициатив» (реализуется Всемирным банком с 2005 года) и «Партиципаторное бюджетирование» (разработана по методологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и Комитета гражданских инициатив, реализуется с 2013 года).
В Петербурге реализация программ инициативного бюджетирования на городском уровне началась с 2016 года. В частности, цель вовлечь жителей районов Санкт-Петербурга в проект инициативного бюджетирования ставит перед собой проект «Твой бюджет». Как отмечает Лев Шилов, инициатива позволяет охватывать практически всю сферу городского хозяйства: так, в рамках проекта жители могут предложить проекты, касающиеся благоустройства (скверы, парки, зоны отдыха, малые архитектурные формы), дорожной и велоинфраструктуры (парковки, уличное освещение, велодорожки), а также в области социальной инфраструктуры, образования, досуга и экологии (Подробнее о механизме подачи заявки и об этапах, которые она проходит, читайте на сайте проекта).
Например, за время действия программы были реализованы инициативы по организации велодорожек на Васильевском острове, организации раздельного сбора мусора в ряде школ, построены детские и спортивные площадки, отремонтированы районные библиотеки и выполнен ряд других инициатив, привел примеры эксперт.
В 2019 году, по данным Шилова, проект охватил шесть районов Петербурга, в которых было подано более 5000 заявок, в бюджетных комиссиях, которые рассматривали инициативы, были задействованы 240 человек, путем голосования они определили 17 инициатив-победителей — они будут реализовываться в 2020 и последующих годах.
EmPaсi: новый проект совместно с европейскими партнерами
Цель привлечь как можно большее количество жителей к процессам инициативного бюджетирования (ИБ), а также существенно расширить количество муниципалитетов, участвующих в программах ИБ, преследует новый европейский проект EmPaci («Empowering Participatory Budgeting in the Baltic Sea Region»). Инициатива реализуется при поддержке Европейского союза в рамках программы Interreg (Регионы Балтийского моря).
Консорциум проекта, возглавляемый Университетом Ростока (Германия) состоит из 17 партнеров и 3 ассоциированных партнеров из Германии, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и России. Проект стартовал в марте 2019 и рассчитан на 30 месяцев.
Российские партнеры присоединились к уже одобренному проекту в сентябре 2019 года. Координацию российской части проекта обеспечивает Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО. Помимо ИТМО, в проекте участвуют еще два российских партнера: Ассоциация «Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга» и Некоммерческое партнерство «Партнерство для развития информационного общества на Северо-Западе» (НП ПРИОР Северо-Запад).
Как отмечают авторы проекта, его основным результатом должно стать наращивание осведомленности и знаний в сфере партиципаторного бюджетирования, а также укрепление отношений между муниципалитетами и гражданами.
«Глобальная цель проекта в том, чтобы органы власти, в первую очередь, муниципальные, лучше слышали мнение населения. Это должно быть сделано в том числе через механизмы инициативного бюджетирования, которые позволяют гражданам высказать свои предложения, а также проголосовать за важность тех или иных инициатив. В конечном счете это также призвано повысить качество управления», — говорит Дмитрий Трутнев, заместитель директора Центра технологий электронного правительства ИТМО.
Реализация проекта также должна повысить и осведомленность граждан, и уровень их знаний в области государственного управления, добавляет Лев Шилов. Сегодня большинство жителей имеют слабое представление о том, как устроена работа муниципальной власти, отмечает он. Образовательный компонент, который также несет в своей идее программа EmPaci, должен помочь выстроить конструктивный диалог между жителями и органами государственной власти.
За время реализации проекта параллельно с европейскими партнерами его российские участники проведут исследование текущей ситуации в муниципалитетах города, а также инициируют работу вместе с заинтересованными муниципалитетами по оказанию им образовательной и консультационной помощи.
«Мы надеемся, что с нашей помощью в нескольких выбранных муниципалитетах будут реализованы проекты внедрения инициативного бюджетирования в жизнь. И они начнут после проекта свое самостоятельное существование, принося пользу в первую очередь людям», — резюмирует Дмитрий Трутнев.