Командная работа

Организаторами «Кубка по машинному обучению» выступили Самарский технический лицей им. С.П. Королёва, ООО «Открытый код» и Университет ИТМО. Как подчеркивают организаторы, идея «Самарского кубка по машинному обучению» в том, что он поддерживается тремя самыми заинтересованными в подготовке профессионала сторонами ― школой, которая воспитывает абитуриентов; университетом, который готовит специалистов, и IT-компанией, которая работает и развивается благодаря качеству своих сотрудников.

«Основы партнерских отношений были заложены еще в 2014 году. Тогда при поддержке Самарского департамента информационных технологий и связи наша компания организовала проект “Социальный лифт” на базе Самарского лицея информационных технологий (СамЛИТ). Мы познакомили ребят с реальной рабочей средой и рассказали о самых востребованных направлениях в нашей области. В 2015 году совместно с Университетом ИТМО мы провели первое заседание школьной секции Конгресса молодых ученых (КМУ), где выступили ученики Самарского технического лицея им. С.П. Королёва и Самарского лицея информационных технологий.. А уже в 2016 году “Открытый код”, оба лицея и Университет ИТМО подписали соглашение о трехстороннем сотрудничестве», — рассказала Ирина Кифоренко, руководитель учебного центра IT-компании «Открытый код».

Церемония награждения призеров «Кубка по машинному обучению». Фото предоставлено организаторами
Церемония награждения призеров «Кубка по машинному обучению». Фото предоставлено организаторами

«Кубок» стал финальным испытанием, которое прошло в конце июля. Однако ему также предшествовали два обучающих этапа. Идея мероприятия принадлежит «Техническому» лицею — на него, а также на «Открытый код» легла большая часть организационных задач.

«Важно отметить, что инициатива шла от наших партнеров: “Технического” лицея и “Открытого кода”. Они двигали его, разрабатывали — проделали основную работу. Это важно, потому что зачастую в подобных событиях университеты выступают основными инициаторами, но в данном случае было иначе. Мы благодарны коллегам за их труд и колоссальную работу со школьниками, это позволило совместно получить достойные результаты», — заявил Антон Супрун, заместитель декана факультета инфокоммуникационных технологий Университета ИТМО.

Антон Супрун
Антон Супрун

«Кубок» проходил онлайн и вместе с финальным конкурсом занял порядка 1,5 месяца. В первом туре «Введение в машинное обучение» участвовали 53 ученика из «Технического» лицея, лицея информационных технологий (СамЛИТ), гимназии «Перспектива» и «Самарского регионального центра для одарённых детей».

Во второй тур прошли 29 человек. Для разработки программы, проведения занятий и соревнований были привлечены преподаватели Университета ИТМО, Технического самарского университета, сотрудники «Открытого кода», а также учителя «Технического» лицея и СамЛИТа.

Одним из идеологов проекта стал сотрудник компании «Открытый код», профессор Самарского технического университета и Университета ИТМО Антон Иващенко.

«Мы хотели сделать интересное для школьников событие. Сегодня математика, связанная с машинным обучением, применением нейронных сетей, распознаванием текстов довольно широко представлена в литературе. Поэтому в некоторых продвинутых школах ребята еще в старших классах осваивают Python и могут решать прикладные задачи. Мы выбрали машинное обучение и занятия по распознаванию текстов, чтобы показать, как абстрактное для кого-то machine learning работает на деле. Процесс в каждом туре строился следующим образом: вводная лекция, задача, лекция эксперта из индустрии с примерами, затем соревнование-закрепление между командами. В качестве специалиста первого этапа мы пригласили Аркадия Кривошеева, сотрудника компании “Открытый код”, который занимается распознаванием текстов в реальных приложениях», — рассказал Антон Иващенко.

Ольга Коваленко и Данил Сухаренко. Фото предоставлено организаторами
Ольга Коваленко и Данил Сухаренко. Фото предоставлено организаторами

Второй тур «Кубка» — «Основы машинного обучения. Распознавание и обработка текстовой информации» ― провел преподаватель информатики СамЛИТа Данил Сухаренко.

Как рассказала заместитель директора по научно-методической работе «Технического лицея» Ольга Коваленко, школьники проявили инициативу и высказали желание продолжить учебу. Организаторы пошли им навстречу, дав на втором этапе больше самостоятельности. Перед финальным соревнованием дети сами придумали задания друг для друга. Например: создать бота, который пишет стихи в духе русских классиков или создать бота, который сможет определить язык, на котором написан комментарий в сети. А некоторые задачи оказались настолько сложными, что за неделю ни одна из команд не смогла их решить.

Итоги и планы

«Кубок» не был задуман как онлайн-мероприятие, поэтому в дальнейшем организаторы планируют проводить его в смешанном формате или традиционно — офлайн.

«Необходимо живое общение. Для сравнения ― как проходил Конгресс молодых ученых? Раньше — это награждение в финале, теплые слова, грамоты, пицца — и огромная радость от финального дня для ребенка. В этом году: закончили, поблагодарили, победителей назвали — всем спасибо. Не хватило эмоциональной составляющей, а она обязательно должна быть на подобных мероприятиях», — рассказала Ирина Кифоренко, руководитель учебного центра IT-компании «Открытый код».

Церемония награждения призеров «Кубка по машинному обучению». Фото предоставлено организаторами
Церемония награждения призеров «Кубка по машинному обучению». Фото предоставлено организаторами

За живое общение выступил также Антон Иващенко, он объяснил, что в этом заинтересованы и ученики, и представители вузов, индустрии. В первом случае, школьник видит, как работает реальная команда специалистов, а не вырванные из контекста навыки. В случае с вузом или IT-компанией: очные мероприятия позволяют наблюдать за подрастающими специалистами, устанавливать с ними контакт на начальных этапах их профессионального развития.

«Для нас важно, что университет закладывает идеологию цифровизации и применения инновационных технологий. Сейчас искусственный интеллект, BigData у всех на слуху, про них многие пишут, поэтому необходимо расставить некоторые акценты для абитуриента. Объяснить ему, что это в первую очередь научное направление; что для работы в этих областях необходимо хорошее владение математикой; и что машинное обучение — это всё-таки инструмент. Поэтому подобные мероприятия не только про отдельную сферу, они расширяют понимание ребят и помогают сориентироваться», — добавил Антон Иващенко.

Все организаторы отметили, что, несмотря на трудности обучения весной-летом в 2020 году, «Самарский кубок по машинному обучению среди школьников» прошел успешно. Он показал хорошие результаты, а значит в дальнейшем проект будет развиваться на регулярной основе.