Чем занимается лаборатория?
В лаборатории на факультете систем управления и робототехники мы стараемся улучшить работу роботов на производстве. Как известно, крупные производители на протяжении последних 30 лет внедряют их на заводы. За это время у них сформировался ряд вопросов для разработчиков программного обеспечения. Некоторые из них посвящены улучшению практической части работы: как сделать так, чтобы робота можно было легко переконфигурировать на решение новых задач; как роботом управлять удаленно; как объединить большое количество роботов в каком-то едином сложно-технологическом процессе.
Другой вопрос, ответ на который мы стараемся найти в лаборатории: как организовать взаимодействие человека и робота. Раньше при внедрении робота на производстве человек оттуда полностью исключался, потому что роботы «не замечают» людей – просто выполняют заведенную программу. Вот, например, робот, который огорожен защитной ячейкой, на фоне которой меня фотографировали. Это модель с применением старых алгоритмов, которая до сих пор широко используется на производствах. Она может с одинаковой силой выполнять операции, перекладывать вещи, перерабатывать материалы и переламывать человеку кости, если тот оказался на пути.
Мы же хотим сделать взаимодействие человека и робота безопасным. Например, оснастить модель датчиками силы или алгоритмами бездатчикового управления, которые позволят понимать, как он взаимодействует с внешней средой. Появились посторонние предметы или люди – механизм сразу же реагирует. Например, если начал давить на человека, то идет команда перестать это делать.
Вы не хотите сами производить роботов?
Тягаться в области создания самих роботов сегодня сложно ─ есть целый ряд известных производителей из Германии, Японии и других стран. У них процесс механической сборки уже поставлен на поток. Мы же хотим занять свою нишу разработки программного обеспечения. И вроде как получается: в 2017 мы начали сотрудничество с британской компанией TRA Robotics.
И этот проект вы представляли в Сочи?
Да, с 14 по 18 октября там проходил саммит «Большие вызовы для общества, государства и науки» в образовательном центре «Сириус». В основном ученые читали доклады, а представители Фонда президентских грантов рассказывали, в какие проекты государство будет вкладываться охотнее всего ─ в междисциплинарные. Проект должен соединять специалистов из разных областей для достижения новых результатов. Наш проект по разработке интеллектуальных алгоритмов как раз объединяет нескольких специалистов: и по мехотронике, и по системам управления, и по части программирования и сетевых технологий.
Также в приоритетах фонда президентских грантов проекты, способные привлечь внимание молодежи к научной деятельности, и те, чьи результаты можно будет использовать в течение следующих 2-3 лет.
Молодым ученым из Университета ИТМО следует подавать заявки на участие в таких конкурсах, потому что проекты молодых сотрудников совпадают запросам комиссии – совмещать научные исследования вместе с практическими и получать результаты, которые могут быть применены в производстве совсем скоро.
Как вообще в Сочи?
Хорошо, солнышко, +25. Хорошая смена обстановки с Петербурга. Образовательный комплекс «Сириус», конечно, поражает масштабом. В бывших олимпийских объектах проводят научные саммиты и строят лаборатории, чтобы привлечь школьников. Как говорится, в моем детстве такого не было.
Продуктивно пообщался с другими исследователями на Съезде советов молодых ученых. Наша лаборатория выиграла конкурс лучших практик. Интересно было послушать, как удаленность университетов от центра России значительно влияют на их деятельность, задачи и проблемы. Мы-то к такому не привыкли: в Университете ИТМО выступают с лекциями преподаватели из университетов Италии и Франции, мы с ними ведем совместную деятельность, готовим совместные публикации. Региональным научным организациям в этом отношении, конечно, сложнее.
Почему вы выбрали Университет ИТМО?
Со школы увлекался программированием, решил поступать именно в этот вуз, потому что он считается лучшим в подготовке по информационным технологиям. В процессе обучения интересные для меня темы нашли поддержку у старшего руководства. В итоге я работаю в лаборатории, занимающейся робототехникой.
В итоге нам стоит опасаться, что роботы заменят нас в работе?
В ближайшее время ─ точно нет. Все исследования на интеллектуализацию роботов направлены не на исключение человека из процесса производства, а на облегчение его задач. Например, освободить человека от значительных физических нагрузок. Задача перетащить ящики из одного угла в другой не кажется мне предназначенной для человека. Робот с легкостью может это сделать за него. Мы в лаборатории как раз этим и занимаемся ─ стараемся наладить совместную работу человека и машины, расширяем человеческие возможности и выводим комплекс решаемых технологических задач на новый уровень.