Зачем шутить в науке и образовании?

На это есть несколько причин:

  • Говорить о сложном с помощью юмора проще. И интереснее. Это в том числе помогает привлечь внимание широкой аудитории к научному знанию. Работает это не только на студентах, но и тех, кто уже выпустился из вузов или еще учится в школе. С помощью шуток науку можно сделать общедоступной.
  • Потратить ресурсы нерационально. Подсознательно человек стремится вместе с решением важных и полезных задач сделать и что-то «ненужное», отвлеченное. Это позволяет «разгрузить» себя и почувствовать себя человеком «свободной воли». Трата ресурсов на, казалось бы, глупые шутки, закрывает эту потребность.
  • Добавить «человечности» в научный контент. Нам важно понимать, что мы получаем информацию от другого человека. Так мы можем доверять полученным данным больше. Именно юмор становится для нас проявлением «человечности». Пусть и неосознанно, но мы «ищем» его в любом контенте. И хотя сейчас могут шутить даже нейросети — наш мозг все равно воспринимает юмор как то, на что способен только человек.
  • «Выпустить пар». Это особенно важно во время напряженного интеллектуального труда. Юмор в моменты, когда мы работаем на пределе возможностей, помогает разгрузиться в моменте, сильнее сфокусироваться на задаче и выполнить ее качественнее.
  • Передать «необязательное» знание, которое, скорее всего, не пригодится на практике. Обычно студенты не видят смысла заучивать такую информацию, но она может быть полезной. С помощью шутки можно привлечь их внимание.

Причина, почему шутки работают именно так, кроется в особенностях нашего мозга. Когда мы шутим, в организме вырабатывается дофамин. Его очень любит мозг, поэтому за каждую шутку он «вознаграждает» нас ощущением счастья и того, что произойдет нечто хорошее.

Как шутить в науке и образовании?

Золотое правило любой шутки для широкой аудитории — она должна вызывать улыбку, а не смех. Острая шутка, от которой хочется смеяться, может обидеть аудиторию — даже если у автора не было такого намерения.

В науке и образовании допустимы:

  • Классические анекдоты или небольшие юмористические зарисовки, каламбуры. Андрей Себрант приводит в пример шутки, которые еще в студенческом театре эстрадных миниатюр предлагали студенты Физтеха, часто предвосхищая реальные события и открытия.
  • Визуальные отсылки. Визуальный контент образовательного курса или научно-популярной лекции можно стилизовать под «рисовку» мультфильма, комикса или другого поп-культурного феномена. Или добавить картинки известных героев фильмов, игр, книг, которые бы помогли запомнить информацию через ассоциации. Так, авторы курса «Экологическая паразитология» от «Лекториума» сопроводили в видеоряде слова спикера о гипотезе Красной Королевы из эволюционной биологии снимками одноименного персонажа из ленты «Алиса в стране чудес» Тима Бертона.
  • Отсылки к популярной культуре. Работает любая форма цитирования. К примеру, в каждом новом видео курса «Морские обрастания» от «Лекториума» преподаватель «обрастает» большим количеством «морского» грима. На его коже появляются ракушки, бактерии, водоросли. Так же, как это происходило с командой «Летучего голландца» в серии фильмов «Пираты Карибского моря».
  • Авторские неологизмы. Такие слова могут не только заставить улыбнуться слушателей, но и «покопаться» в интернете в поисках значения слова. Так, Яков Сомов создал объемный лонгрид про проблемы онлайн-образования в высшей школе. В название текста вынесен оригинальный термин, который совершенно неоднозначно вписан в контекст образовательной темы. Разобраться, почему именно так называется статья, смогут только самые увлеченные и мотивированные читатели. По словам автора, от такого эксперимента не только можно понять заинтересованность аудитории, но и внедрить локальный мем в образовательном сообществе.

Яков Сомов и Андрей Себрант. Фото предоставлено организаторами

Яков Сомов и Андрей Себрант. Фото предоставлено организаторами

Отличается ли юмор физиков от шуток лириков?

Шутка сработает лишь в случае, если аудитория погружена в контекст. Поэтому юмор любой группы людей можно назвать специфическим. Неважно, ученые это или представители другой профессии. Чувство юмора физиков кажется особым и непонятным только тем, кто не обладает таким же объемом знаний в этой сфере. Мнения о том, что геологи совсем не шутят, а шутки математиков острее, чем филологов — всего лишь мифы. «Механизмы» юмора у всех одинаковые.

Встреча прошла в рамках цикла диалогов Noble Talks, организованного Центром научной коммуникации ИТМО как часть проекта «Научный Петербург», поддержанного Минобрнауки.