Что за Шнобелевка?
Шнобелевская премия присуждается за достижения, которые сначала заставляют людей смеяться, а потом – задуматься. Именно в такой формулировке объясняется смысл премии на ее официальном сайте, причем определение «научные» к слову «достижения» не применяется. Премия присуждается, чтобы обратить внимание на необычный и креативный подход к исследованиям, которые побуждает людей интересоваться наукой, медициной и технологиями.
Именно так следует истолковывать миссию редакции журнала «Анналы невероятных исследований», которая и учредила премию в 1991 году. Шнобелевка – это не насмешка над нелепыми исследованиями, а скорее самоироничный праздник, на котором отмечают человеческое любопытство, креативность мышления и необычные подходы к очевидным вопросам.
Если рассмотреть самую популярную премию Шнобелевки этого года – по физике, за доказательство того, что коты могут находиться и в твердом, и в жидком состоянии, то даже здесь сквозь смех можно задаться интересными вопросами. Получатель премии, француз Марк-Антуан Фардин исследовал фотографии котов в самых необычных емкостях в интернете, применяя математические расчеты и формулы. По мнению исследователя, сомнения в том, что кошки – это жидкость, развеиваются, если задуматься о самом толковании слова «жидкость»: это вещество, принимающее форму сосуда. Соответственно, кошки являются жидкостью. При этом Марк-Антуан Фардин подчеркнул, что взрослые кошки умеют «растекаться» лучше, чем котята. В своей речи на церемонии вручения премии он сказал, что заняться этим исследованием его подтолкнули вопросы обычных пользователей о том, не являются ли коты жидкостью.
Вы серьезно?
Смешно? Еще бы! Но в своем выступлении Фардин подчеркнул, что исследование – это лишь повод взглянуть на более важные вещи, то есть на свойства жидкости как таковой. Правда, сказать, как именно стоит взглянуть на эти вещи, он не успел. Ведь лауреатам дается всего одна минута, чтобы представить свою работу, пока их не прерывает маленькая девочка с возгласами «Остановитесь! Мне скучно!».
Если серьезно, то работа Фардина может подтолкнуть на менее веселые научные исследования. Так, ветеринарные врачи уже прокомментировали СМИ, что, если отбросить вывод «коты – это жидкость», исследование француза заставляет задуматься над интересными вопросами о необычных физических способностях кошек, которые могут невероятно сильно расслаблять свои мышцы, но при этом являются одними из самых быстрых животных среди млекопитающих. И хотя эти способности кошачьих уже не раз изучены, их «жидкостные» свойства вызовут интерес к популярной науке у людей, которые постоянно восхищаются пластикой кошек, но которые, возможно, никогда не пытались изучить ее с научной точки зрения. А теперь, возможно, они посмотрят пару научно-популярных видео на YouTube об анатомии своих любимцев.
А почему наука не может быть смешной?
Действительно, почему? Уменьшается ли ее значимость, если она вызывает улыбку? Например, в этом году группа ученых из Швейцарии получила Шнобелевскую премию мира за открытие, помогающее бороться с храпом. В ходе исследования они выяснили, что избавить человека от недуга может традиционный австралийский музыкальный инструмент — диджериду, представляющий собой вытянутую трубу из нескольких секций. Если играть на нем пять дней в неделю по 25 минут, то храп, а также прерывание дыхания во сне исчезают. Авторы связывают эффект с тренировкой верхних дыхательных путей. В своем выступлении на церемонии вручения премии они подчеркнули, что провести такое исследование их побудил реальный случай: один из ученых сам избавился от храпа, начав играть на диджериду.
После того, как ученым вручили Шнобелевку, они продемонстрировали, как именно стоит пользоваться инструментом. Для этого они переоделись в ночные сорочки и развевающиеся синие мантии, и зал гарвардского театра Сандерса, где традиционно проходит церемония, огласили глубокие трубные звуки. Такие демонстрации сопровождают почти каждое вручение и вызывают искренний смех у аудитории. Но почему бы не посмотреть на это открытие серьезно? Да, сам инструмент диджериду выглядит достаточно смешно, но если упражнения на нем действительно помогают избавиться от недугов дыхательных путей, это ведь не бесполезное открытие? Ведь никто уже не смеется над исследованиями, которые доказывают эффективность медитации.
К тому же статья про эффекты игры на диджериду вызвала активные обсуждения среди людей, которые страдают от храпа или прерывания дыхания во сне, а также среди врачей. Эти обсуждения можно прочитать в комментариях к официальной публикации исследования в 2006 году. Так, один из читателей даже задает вопросы о том, почему у него, музыканта, играющего на духовых уже почти 20 лет, все равно есть проблемы с дыханием во сне? В то же время другие ученые отметили в комментариях, что исследования диджериду проводились не по канонам научной работы, например, в нем не участвовали люди с ожирением, то есть участники мало различались между собой. Также в результатах не учитывался эффект плацебо и ряд других важных критериев при медицинских исследованиях.
Поэтому, хоть исследование диджериду мало повлияло на медицину, однако заставило задуматься о необычных исследованиях как таковых и о смелости, которую порой проявляют ученые, начиная работать с забавными, на первый взгляд, вещами.
Шнобелевка – это не конец карьеры
Обычно лауреаты Шнобелевской премии воспринимают ее с долей самоиронии и смеха. Например, лауреаты по экономике этого года, Мэтью Роклофф и Нэнси Грир из Австралии, которые выяснили, что прикосновение к живому крокодилу усиливает желание делать высокие ставки, пришли на церемонию в одежде для сафари и с плюшевыми крокодилами. Они рассказали о своем исследовании, в котором приняли участие 103 человека. Было показано, что мозг неверно интерпретирует нервное возбуждение от контакта с опасной рептилией как волнение от везения в игре. Таким образом, ученые использовали серьезные научные методики, но для достаточно смешного исследования. Но, возможно, в будущем они станут Нобелевскими лауреатами?
Получение Шнобелевки не значит, что ее лауреаты – это потерянные для науки ученые. И тому есть живое доказательство. В 2010 году Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевскую премию за открытие графена. А вы знали, что за 10 лет до этого Андрей Гейм был известен как человек, заставивший летать лягушку? В 2010 году он вместе с сэром Майклом Берри из Бристольского университета стали лауреатами Шнобелевской премии за опыт, в котором они пустили лягушку парить в воздухе с помощью мощного магнита, и опубликовали результаты опыта в статье «О летающих лягушках и левитронах» в 1997 году в журнале European Journal of Physics.
Редактор журнала «Анналы невероятных исследований» Марк Абрахамс подчеркивает, что Шнобелевская премия существует для того, чтобы заставить ученых посмеяться над собой. Кроме того, глупость – это то, что заставляет людей заинтересоваться наукой, говорит он в своем выступлении на конференции TED. Шнобелевка заставляет людей действительно задуматься, а что важно в науке? Кто определяет важность тех или иных исследований? Сам мистер Абрахамс традиционно проводит церемонию вручения премии.
Церемония вручения Шнобелевской премии – это шоу
Выдвинуть на получение премии можно кого угодно, главный критерий – это наличие научной публикации по теме, с которой человек выдвигается. Допускается и самовыдвижение. Заявки оцениваются редакторским коллективом журнала «Анналы невероятных исследований» зачастую по электронной почте, и лишь итоговое голосование проходит в очном режиме. При этом для объективности в комиссию приглашается сторонний человек с улицы. Ежегодно на Шнобелевскую премию выдвигается около девяти тысяч научных коллективов, но не все они выдвигаются самостоятельно. Обычно премия присуждается по 10 номинациям, но их названия могут меняться. В качестве награды лауреаты получают статуэтку, дизайн которой постоянно меняется, а также триллион долларов. Но не долларов США, а долларов Зимбабве. Один триллион долларов Зимбабве – это меньше одного доллара США.
Сама церемония начинается с коллективного запуска бумажных самолетиков в человеческую мишень на сцене. Награждения сопровождаются юмористическими представлениями, музыкальными номерами. В церемонии участвуют Нобелевские лауреаты, но и они часто надевают бутафорские очки, накладные носы. Они выступают с презентацией своих научных работ, но в необычном формате: сначала они должны рассказать об исследованиях за 24 секунды, используя те термины, которые им привычны, а потом уложить то же самое в семи словах, но так, чтобы смысл научной работы был понятен абсолютно всем.
Другие лауреаты 2017 года
Премию в области анатомии получил британец Джеймс Хиткот. В ходе исследования ученый измерял уши людей. Он выяснил, что после 30 лет они увеличиваются на два миллиметра каждые 10 лет из-за гравитации.
Еще одну премию в области биологии вручили ученым, разгадавшим, из-за чего у самок насекомых рода Neotrogla выросли пенисы, а у самцов появились женские гениталии. Исследователи считают, что во время спаривания женские особи проникают в самцов, удерживают их и таким образом получают больше эякулята.
Премию в категории гидрогазодинамики вручили южнокорейскому ученому Чивон Хану за то, что он выяснил, как лучше всего держать кружку с кофе, чтобы он не расплескался. Для этого нужно обхватить чашку сверху ладонью и идти с ней задом наперед. Правда, отмечает ученый, есть большой риск споткнуться и упасть.
Лауреаты премии в области питания выяснили, что один из видов летучих мышей, мохноногие вампиры, начал пить кровь людей. Раньше в рацион этих хищников входили только птицы и крупный рогатый скот.
Исследование в области нейробиологии провели французские и британские ученые. Они изучили с помощью МРТ мозг людей, которые не любят сыр. Как выяснилось, за отвращение к этому продукту отвечают так называемые элементы базальных ганглиев.
Премию в области когнитивных наук получили ученые из Италии и Испании. Они выяснили, что не только окружающие, но и сами идентичные близнецы не всегда могут отличать друг друга визуально, к примеру, на фотографиях.
В области акушерства премию получили исследователи, которые доказали, что плод больше реагирует на музыку, если проигрывать ее во влагалище матери, а не у живота.