— Некоторые преподаватели говорили, что решили поучаствовать в EduStars, так как хотели получить обратную связь от коллег. Была ли у вас такая цель?
— Я считаю, что самую лучшую обратную связь получаешь от студентов. И когда студент после курса подходит и благодарит за лекцию, говорит, что знания пригодились ему в дальнейшем, — это очень важно.
— Вам больше нравится читать лекции, общаться со студентами, чем заниматься административной и управленческой работой?
— Я не разделяю эти сферы деятельности, поскольку в любом случае работа в университете предполагает определенную административную функцию — будь то руководитель образовательной программы или научно-исследовательского проекта. Думаю, что у меня неплохо получается и то и другое. Это некий симбиоз, и я рад, что в университете есть возможность развиваться во всех направлениях.
— Как начиналась ваша карьера?
— После колледжа я поступил сразу на второй курс в Университет ИТМО. Окончил вуз с отличием и продолжил обучение в аспирантуре. Защитив кандидатскую диссертацию, остался работать в должности ассистента на кафедре технологии приборостроения факультета точной механики и технологии — сейчас этих подразделений в университете уже нет.
Как и любой аспирант, в рамках педагогической практики я начал свое знакомство с образовательным процессом. Работал вместе со своим научным руководителем: он читал лекции, я вел практику по дисциплине «Основы технологии приборостроения». После окончания аспирантуры начал читать и лекционные курсы в области промышленных технологий.
Через несколько лет я перешел на должность доцента. После того как в ИТМО был образован факультет систем управления и робототехники, декан Антон Пыркин предложил мне занять должность его заместителя.
— Чему была посвящена ваша кандидатская диссертация?
— Изучению влияния микрогеометрии поверхности на различные функциональные свойства деталей приборов. В частности, я рассматривал пары трения — и в рамках исследования предложил технологический метод, который повышал их надежность и износостойкость.
В основе метода лежал интересный подход, связанный с непараметрической оценкой шероховатости поверхностей. Эти идеи до сих пор продолжают развивать в своих выпускных квалификационных работах наши студенты и аспиранты.
— Планируете ли вы защитить докторскую?
— У меня довольно большая административная нагрузка, много «дипломников» и аспирантов. Идеи и желание есть, но пока, к сожалению, времени не хватает. Но я работаю в этом направлении.
— На ваш взгляд, как можно заинтересовать студентов, что позволяет оставаться с ними на одной волне?
— Понимать студентов, знать, чем они сейчас живут — это важное качество, которое должно быть у преподавателя. Потому что поколения меняются, приходят новые студенты с другими интересами, важно разговаривать с ними на одном языке. Я всегда стараюсь использовать современные методы коммуникации: чаты в социальных сетях, мессенджеры и так далее. Студентам нравится, когда можно в любое время быстро получить ответы на свои вопросы, это стирает классические границы между преподавателем и учениками.
Другой важный нюанс: нужно не только рассказывать студентам теорию, но и показывать, как применить эти знания на практике. И у нашего факультета очень много индустриальных партнеров, студенты могут пройти практику или стажировку в этих компаниях. Как пример — Schneider Electric. Один из заводов компании находится неподалеку от Гатчины, студенты проходят там практику, участвуют в проектах по внедрению технологий цифрового производства. А группа сотрудников этого предприятия сейчас обучается у нас в магистратуре, в этом году будут защищаться.
Другой партнер — компания «Диаконт». С ней у университета тоже тесные связи как в научном, так и в образовательном плане. В рамках мегафакультета КТиУ есть структурное подразделение — Институт интеллектуальных промышленных технологий, им руководит директор предприятия Михаил Федосовский. Совместно с компанией было реализовано много НИРов, а также корпоративная магистерская образовательная программа.
Еще один партнер — старейшее авиаприборостроительное предприятие нашей страны ПАО «Техприбор». С ним мы сотрудничаем уже не один десяток лет, там работает много наших выпускников и аспирантов.
Кроме того, мы сотрудничаем с компанией «Би Питрон», которая одна из первых в России начала деятельность по техническому переоснащению отечественных промышленных предприятий и внедрению современного программного обеспечения; научно-техническим центром «Эталон», занимающимся исследованиями конструкционных материалов, разработкой информационно-измерительных комплексов, разработкой и внедрением технологий неразрушающего контроля. Партнеров очень много, и о них можно долго говорить — важно подчеркнуть, что они с удовольствием работают с нашими студентами и привлекают их к решению реальных производственных задач.
— Студентам, когда они приходят на работу или на стажировку, часто говорят: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». Действительно ли практика важнее теории?
— Такая поговорка используется еще с советских времен. Но я с ней не согласен. Я объясняю ребятам, что если они будут слишком замыкаться на практических навыках и не будут развиваться чуть шире, то никогда не смогут вырасти. Нужно уметь грамотно общаться, разбираться в определенных деталях чуть больше, чем остальные. И тогда вас точно заметят.
— А как вы любите проводить свободное время?
— Я провожу на работе по 10–12 часов в день, приезжаю рано утром и уезжаю поздно вечером. У меня растет дочка, сейчас ей два года, так что все свободное время я стараюсь проводить дома с семьей.
Зимой я люблю кататься на сноуборде — периодически с супругой выбираемся. Лето, в перерывах между вступительными экзаменами, провожу на природе или на даче.
— Как, с вашей точки зрения, соблюсти баланс между работой и личной жизнью?
— Я прихожу на работу с удовольствием. Это место, где мне интересно находиться. У меня много задач, большое количество студентов, которые держат в тонусе. Факультет и мегафакультет ставят амбициозные задачи — их интересно решать, расписана буквально каждая минута.
Моя супруга тоже окончила Университет ИТМО, она представляет, что такое преподавательская деятельность, и очень меня поддерживает. Так что пока получается соблюдать этот баланс. Но нужно не забывать, что кроме работы есть и другие вещи, куда тоже надо вкладывать свои силы и эмоции.