Зачастую, оканчивая школу в 16-17 лет, многие не представляют, чем хотят заниматься в жизни. Как было в вашем случае? Вам кто-то помогал выбрать будущую специальность?
Такой выбор я сделал сам, так как еще в школе хотел стать инженером. В 16-17 лет действительно тяжело выбрать конкретное направление, но здесь я ориентировался на свои интересы: я всегда увлекался физикой, с того самого момента, как она начала преподаваться в школе. Эта наука нравилась мне во всех своих проявлениях и всегда давалась легко. Кроме того, у меня все в семье — инженеры, поэтому вопрос, в какой области развиваться, для меня даже не стоял.
Я из Ахтубинска — небольшого города в Астраханской области. Еще в школе я участвовал во всех олимпиадах и конкурсах в городе, области. Думаю, что умение решать олимпиадные задачи помогло мне успешно сдать ЕГЭ. Это прежде всего опыт, который учит думать.
Почему именно Университет ИТМО?
Уже после окончания школы я, конечно, подавал документы не в один вуз, в моем списке были и МФТИ, и МГТУ имени Баумана, и другие. Но в итоге выбрал Университет ИТМО, потому что очень хотел учиться именно в Петербурге. Впервые в этом городе я побывал в старших классах, и когда я приехал сюда, Петербург сразу покорил меня своей историей, архитектурой, атмосферой. Это непередаваемое ощущение: представьте, каково человеку из глубинки впервые оказаться в этом городе-музее. Кроме того, помимо физики, я всегда увлекался историей, и попасть в город, где в последние 300 лет творилась история, для меня дорогого стоило.
Уже учась в вузе, вы сразу поняли, какой может быть ваша дальнейшая карьера?
Помимо непосредственно учебы в университете, я много занимался внеучебной деятельностью. Так, я был участником команды КВН «Сборная ИТМО», с которой стал вице-чемпионом дивизиона «Гран-При» Межвузовского чемпионата КВН Санкт-Петербурга в 2013 году, выступал ведущим большого количества мероприятий, проводившихся в ИТМО, был членом студсовета, одним из организаторов школ актива для первокурсников, помогал организовывать конкурсы Мисс и Мистер ИТМО, а также Рок-фестиваль, недолгое время даже вел свою передачу на Радио Мегабайт, был фотографом Медиацентра ИТМО. Но при этом, безусловно, у меня всегда было желание работать по специальности и реализоваться в той сфере, которую я для себя выбрал. Примерно с третьего курса я начал искать работу в этой области. Некоторое время я работал в Петербурге, в том числе на кафедрах, на которых я учился в бакалавриате. После пятого курса я поехал на практику в Красногорск. Таким образом я и начал работать по специальности.
Был опыт как научной работы, так и практики в компаниях. Что помогло сделать выбор в пользу индустрии?
Выбор сто к одному в пользу индустрии я сделал для себя во время написания бакалаврской работы. Она была в большей степени практической, а не теоретической и была посвящена работе с оптическими покрытиями. Так получилось, что у моего научного руководителя был свой бизнес, для ведения которого необходимо было решение конкретных задач. К этим задачам он привлекал студентов, поэтому мы фактически занимались реальными проблемами, которые возникали на производстве.
Непосредственно я работал над осветительной системой для прожектора, который бьет лучом на расстояние около двух километров. Но дело в том, что отражающие элементы осветителя этого прожектора очень сильно нагревались, из-за этого отражающий слой элементов попросту отслаивался. Задача была в том, чтобы найти решение, благодаря которому это покрытие при высоком нагреве от прожектора не нарушалось бы. Вместе с научным руководителем мы это сделали: были проведены опыты, после чего решение было внедрено в производство.
Кроме того, я тогда попробовал писать научные статьи, но понял, что это все же не для меня: мне интересен конкретный практический результат, важно видеть практическую реализацию своих навыков. В магистратуре это мнение только утвердилось. После окончания Университета ИТМО и переезда в Москву я поступил в аспирантуру МГТУ имени Н.Э. Баумана и в течение первого года обучения окончательно осознал, что мне интересна работа на производстве, а не научная деятельность.
Почему в итоге вы переехали работать в Москву?
Красногорский завод, где я сейчас работаю, предлагал молодым специалистам хорошие условия. Это крупное предприятие, сюда можно было прийти сразу после окончания вуза. Кроме того, здесь есть условия, чтобы жить с семьей. Немного сожалею, что пришлось покинуть Петербург, потому что в этом городе осталось огромное количество знакомых, друзей. Все-таки шесть лет жизни не прошли даром. Но я не исключаю, что когда-нибудь снова вернусь в этот город.
Красногорский завод – легендарное предприятие, известное еще с советских времен. Сейчас завод входит в состав госкорпорации «Ростех» и занимается в том числе разработкой и созданием оптико-электронных средств контроля космического пространства, систем мониторинга земной поверхности с космических носителей, фототехники и медицинского оборудования. Над какими задачами работаете на заводе лично вы?
Я работаю в оптическо-технологическом отделе и бюро сборки объективов. В мои обязанности входит отработка конструкторской документации, разработка технологической документации для сборки объективов, а также сопровождение производства. На заводе производятся объективы различного назначения: как специального, так и гражданского, в том числе объективы для фотоаппаратов. Например, наш завод выпускает штатный объектив для фотоаппарата Зенит М — Зенитар 1.0/35.
Есть давно известное мнение среди профессионалов о том, что за прошедшие годы старшее поколение инженеров так и не сменили молодые. Идти на заводы долгое время было немодно. Лично вы, учитывая ваш опыт, с этим согласны? Насколько ситуация меняется сегодня?
В целом могу заметить, что оптическая отрасль омолаживается, причем очень активно. Например, даже на нашем заводе на очень многих позициях, в том числе на высоких, работают люди возрастом около 30-35 лет. Конкретное число молодых специалистов я, конечно, не скажу, но могу отметить, что сегодня действительно много молодежи идет работать на заводы. На мой взгляд, так происходит потому, что лучшего места для получения опыта, чем завод, нет.
Здесь работает достаточно большое количество высококвалифицированных профессионалов еще с советских времен, которые могут поделиться накопленным опытом. Например, на Красногорском заводе есть система наставничества. Когда я пришел сюда, мне дали статус молодого специалиста и прикрепили ко мне наставника, которым выступал мой начальник. Когда у меня возникали вопросы, мой наставник отвечал на них и не только рассказывал на словах, но и показывал на практических примерах на производстве. В принципе здесь можно обратиться к любому знающему человеку, и он тебе обязательно ответит. Кроме того, условия для молодых специалистов действительно хорошие.
Единственное, хотелось бы, чтобы после окончания статуса молодого специалиста, когда человек уже становится квалифицированным профессионалом, эти условия удовлетворяли московскому уровню жизни. На частных предприятиях — а это бизнес, который создавался преимущественно в 90-е годы — финансовых возможностей больше, но там есть и свои нюансы.
Не первый год также обсуждается проблема оторванности вузов от индустрии, нехватка практической подготовки, проектной деятельности. Актуальная ли эта проблема в вашей сфере? Если да, что может, на ваш взгляд, помочь ее решить?
Если говорить об оптике, можно отметить, что это древняя наука, фундаментальных открытий, меняющих представление о сложившемся положении вещей, было не так много, таких постоянных изменений, как, например, в IT-отрасли, здесь нет. Поэтому базовая подготовка, которую дают в вузах, всегда нужна. Вопрос только в том, насколько студенту это было надо, и как он, соответственно, учился.
Во-вторых, сегодня вузы действительно в большинстве своем оторваны от задач конкретных предприятий. Да, есть базовые кафедры, но примеров именно проектной работы с задачами из реальной практики пока мало. Поэтому решение проблемы в налаживании связи вузов и конкретных производств, куда студенты могут приезжать на практику, работая там по-настоящему, где специалисты относятся к практикантам со всей серьезностью и строгостью. Тогда выпускники будут хорошо подкованы не только теоретически, но и будут способны выполнять практические задачи. Я думаю, что такую практику уместно начать с третьего курса бакалавриата. Это время, когда у студентов начинаются специальные предметы, а они сами начинают постепенно понимать, для чего же они все это учат.
Какие требования к специалистам вашего профиля сегодня предъявляет индустрия?
Думаю, прежде всего желание учиться: так как предприятие работает в узкоспециализированной сфере, его специалисты готовы учить молодых, давать необходимые знания. Если у вас есть какой-то опыт, например, у меня он на тот момент уже был, то будет намного проще.
Но в целом в оптике надо постоянно обучаться и не сидеть на месте. Несмотря на то, что оптика — фундаментальная наука, здесь тоже появляются новые технологии, разрабатывается новое оборудование. Не стыдно подглядывать за передовиками отрасли и пользоваться их достижениями, стыдно работать на устаревшем оборудовании по устаревшим технологиям. Поэтому, безусловно, за новейшими технологиями необходимо следить, быть в тренде.