АО «АЭМ-технологии» входит в структуру АО «Атомэнергомаш» — машиностроительного дивизиона ГК «Росатом» и является одной из ведущих компаний в области энергетического машиностроения. В структуре компании есть управляющая компания в Санкт-Петербурге, а также две производственные площадки: «Петрозаводскмаш» в Петрозаводске и «Атоммаш» в Волгодонске. На каждом предприятии «АЭМ-технологии» есть свое подразделение по IT, специалисты которых занимаются внедрением современных систем связи, финансового, кадрового, производственного учета, оптимизацией работы сотрудников с помощью информационных технологий.

Резервирование информации и дублирующая связь

Первое, о чем должен думать IT-директор в любой крупной компании — это резервирование информации и создание дублирующих каналов доступа к ней. Например, на площадке «Петрозаводскмаша» IT-специалистам пришлось создавать новую инфраструктуру связи на основе дублирующих друг друга коммутаторов.

Для обеспечения устойчивости связи между тремя подразделениями «АЭМ-технологий» в компании отказались от использования головного офиса связи, который раньше находился в Петербурге. Если раньше «Петрозаводскмашу» требовалось связаться с «Атоммашем», то канал связи обеспечивался за счет головного офиса. Теперь же каждое из трех подразделений может связываться друг с другом напрямую. Это удобно еще и потому, что теперь при обрыве одного из каналов связи, например между Петербургом и Волгодонском, всегда можно обеспечить соединение через Петрозаводск.

«Вкусности» для сотрудников

«Имидж IT-директора формируются за счет двух вещей. Во-первых, у вас должно быть как можно меньше различных инцидентов — например, обрыв связи в ходе важной видеоконференции. Во-вторых, IT-директор должен создавать для каждого сотрудника удобства, так называемые „вкусности“», — сказал Антон Думин.

Начать можно с очевидных вещей — грамотной организации работы службы технической поддержки. Например, в «АЭМ-технологиях» сотрудники подают заявки о какой-либо технической неисправности с помощью специального сервиса. В программе заявитель может сразу увидеть срок, в течение которого должна быть решена его проблема. Если IT-специалист не успевает устранить ее вовремя, он запрашивает перенос срока задачи, который может согласовать только IT-директор. Система сообщит заявителю, когда разрешение будет предоставлено. А если сотрудника не устраивает, как был решен его вопрос, он может вернуть свою заявку в службу техподдержки.

Сотрудники компании также оценят по достоинству такие полезные мелочи, как внедрение программного решения MDS (managing document system) и технологии FollowMe для вывода документов на печать. Эта система требует идентификации пользователя на самом принтере, чтобы распечатать документ. Так повышается безопасность распространения информации, а также существенно экономится бумага. При этом пользователю не нужно выбирать, на каком принтере распечатать документ: сотрудник идентифицирует себя на любом устройстве, подключенном к системе, и только тогда принтер печатает необходимый документ.

В любой компании существенную роль занимает ведение организационного документооборота. Фактически все бизнес-процессы — как внешние, так и внутренние — завершаются подписанием того или иного документа. В системе документооборота, созданной в «АЭМ-технологии», зарегистрированы более трех тысяч сотрудников, а поток входящих документов может достигать 65 тысяч единиц ежемесячно.

«В этой системе происходит процесс регулирования исполнения бизнес-процессов. Например, если вы создаете какой-либо договор, то вы обязаны заполнить обязательные параметры. В результате у людей, которые задействованы в создании или исполнении этого договора, в системе появляется задание, например, согласовать этот документ. Таким образом проводятся и закупочные процедуры. Также с помощью этой системы можно легко создать отчет о том, с какими сроками проходила та или иная закупка, либо посмотреть, на какой она стадии исполнения. Такая технология способствует снижению просроченных задач. Сотрудники сразу видят, где, какая и чья задача не выполняется в срок», — отметил IT-директор «АЭМ-технологии».

Аналогичные «вкусности» можно внедрить в любые подразделения компании: кадровую службу, службу безопасности, финансовый отдел и другие. Это упрощает процессы коммуникации, контроля постановки и решения задач.

Производственный процесс

Возможности в области IT могут существенно упростить труд инженеров и технологов. В обязанности IT-специалистов входит помощь в упрощении процесса планирования производства, решения задачи на разработку той или иной технологии, детали. Этот процесс включает в себя определение структуры изделия, необходимых деталей, описание процесса создания этой детали, а также нормирование времени на завершение различных технологических процессов.

«Раньше эта маршрутная технология разрабатывалась и согласовывалась на бумаге. Мы же внедрили систему планирования и учета хода производства. Она позволяет создать пооперационный график производства на всю длину производственной программы, а сами операции доступны для назначения в сменно-суточных заданиях для каждого мастера смены. Здесь нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, процессы сборки деталей должны грамотно распределяться во времени. Во-вторых, не должно быть дублирования работы в разных отделах. В-третьих, нужно правильно указывать необходимые материалы для каждой операции, чтобы вовремя осуществлять закупки, которые также управляются с помощью данной системы», — описал ситуацию Антон Думин.

Кроме того, с помощью информационных технологий возможно рассчитывать время на выполнение той или иной задачи. Это можно сделать либо на основе накопленных данных о продолжительности выполнения операции, либо на основе введенных в систему факторов.

Продать автоматизацию

Заслуга IT-директора не только в том, чтобы качественно упростить жизнь сотрудников, но иногда и в том, чтобы правильно понять запросы коллег на автоматизацию. Зачастую пользователь информационной технологии не может точно сформулировать конкретные задачи автоматизации своей работы, которые должен выполнить IT-специалист.

«Очень многое зависит от степени заинтересованности заказчика. Если человек просто хочет что-то улучшить в своей работе с точки зрения информационных технологий, но не понимает, что именно и зачем ему это нужно, ему будет очень тяжело угодить. Он будет отвергать любые варианты оптимизации своей работы. Бывает и другая ситуация, когда сотрудник просит конкретные вещи, а IT-специалисты уже решают, как их лучше сделать. Подчас сотруднику нужно объяснить, как хорошо ему будет завтра, если он перейдет на новую технологию работы. Я это называю умением продать автоматизацию», — пояснил ведущий семинара.

Профессиональные возможности будущего

В конце лекции Антон Думин подчеркнул, что за профессиями в области IT будущее. И если на крупных производствах специалисты по информационным технологиям пока еще выполняют обслуживающую функцию, то в других сферах, например финансовой, IT уже сейчас играют первостепенную роль.

«Да и производства сейчас роботизируются. Взять, например, один из автомобильных заводов в Германии. Там в цехах работают шесть человек, 97% производства — роботизировано. Это — ваше будущее, именно вы попадете в эту „стройку автоматизации и информатизации“», — прокомментировал IT-директор.

Он добавил, что одна из целей его семинара — это привлечь обучающихся Университета ИТМО к теме управления информационными технологиями в бизнесе. Кроме того, такие встречи — это вложение в будущих специалистов, которые придут работать на производства.

«Моя первая специальность — начальник судовой радиостанции, если проще - радист. И вот один раз к нам пришел капитан торгового судна. Его рассказ был в сто раз интереснее, чем любая лекция в университете, потому что это была история человека, который знает профессию изнутри. Это еще одна причина, по которой я решил провести этот семинар», — сказал в заключение Антон Думин.