Сильвия, с какой целью вы приехали в Санкт-Петербург?
Я приехала узнать, как здесь устроена эко-система инновационного предпринимательства. Я посетила несколько стартап-акселераторов, встретилась с бизнес-ангелами. Это необходимо, чтобы понять, как здесь работают венчурные фонды, бизнес-ангелы, частные инвесторы, организации, которые формируют эко-систему. Мне всегда было интересно изучать эти структуры, вне зависимости от того, в какой стране они развиваются, потому что они предоставляют возможности для молодых предпринимателей. Стартапы, в которые я инвестирую, только выигрывают от того, что у меня есть бизнес-контакты по всему миру, в том числе в Санкт-Петербурге. Также я развиваю сеть контактов в Латинской Америке и Южной Корее. Кроме того, я стала ментором для трех петербургских предпринимательниц. Поэтому я должна знать, в какой эко-системе инноваций они находятся, с кем общаются, какие здесь есть инвесторы. Стартап выживет, только если его основатели будут в этом разбираться.
В чем различия между инвесторами в США и здесь, в Санкт-Петербурге?
На самом деле, очень много вещей похожи. Но в США бизнес-ангелы инвестируют в проект чаще всего на ранних стадиях его развития, а здесь ангелы стараются вложиться в более развитый и устоявшийся на рынке стартап. Например, все стартапы, в которые я вкладывалась, еще не получали каких-либо стабильных доходов. В Петербурге же инвесторы ищут проекты, которые уже генерируют прибыль.
Для наших инвесторов важно видеть прогресс и понимать, что они получат, вложившись в стартап.
Да, это так, и это важно не только в России, но и для инвесторов в США. Просто все дело в том, как оценивать стартапера. Я сама очень требовательна к проектам, в которые хочу инвестировать. Мне важно, чтобы девушки показывали мне, что они что-то делают, решают проблемы, двигаются вперед и разрушают барьеры. Это не значит, что я жду от них сразу же увеличения прибыли. Но я хочу, чтобы женщины, в которых я инвестирую, могли чего-то добиться. Например, если девушка добилась встречи с индустриальным партнером и начала обсуждать с ним сотрудничество — это большой шаг вперед. И это прогресс, который я вижу. Значит ли это, что я могу получить обратно свои вложения? Нет. Но стартапер должен уметь претворять свои планы в жизнь, а не оставлять их на бумаге.
В какой-то мере инвесторы рискуют, вкладываясь в стартап на начальных этапах. Для бизнес-ангелов в Петербурге это особенно трудно — уметь рискнуть, а я люблю этот риск. Если я вижу, что начинающий предприниматель уверен в своем проекте и добивается каких-то промежуточных целей на пути к большой мечте, что на рынке есть место для его продукта.
Каковы критерии прогресса стартапа?
Это зависит от индустрии. Если это производство, я хочу, чтобы предприниматель уже сделал продукт и мог его показать. А вот в индустрии биотех все совсем по-другому. Там очень много основано на тестировании, поэтому стартапер должен наладить сотрудничество с партнерами, которые будут помогать ему проводить исследования, выводить сложный инновационный продукт на рынок и так далее.
Есть ли какой-то универсальный рецепт успеха для стартапа?
Опять-таки, все зависит от индустрии, но мы разработали своеобразный рецепт успешности. Во-первых, начинающему предпринимателю очень важно знать нужных людей и уметь завязывать контакты. Если у вас есть малейшая возможность пообщаться с инвестором — сделайте это, не надо сидеть дома. Занимайтесь нетворкингом, ведь один из ваших знакомых может стать связующим звеном к капиталу для вашего дела. Во-вторых, секрет успеха — в образовании. Вы должны учиться всему, что может быть связно со стартапом, неважно, будут ли это университетские занятия или видеолекции. Независимость стартапера — это одновременно и плюс, и минус. Плюс в том, что ты сам себе хозяин. Но из-за этого тебе надо уметь организовывать себя и выполнять поставленные цели. Ведь у стартапера нет начальника, который будет контролировать его. Иногда вы не успеваете что-то сделать или просто забываете. Поэтому важно также иметь партнера, друга, кого-нибудь, кто будет следить за вашей продуктивностью и спрашивать постоянно, сделали ли вы то, что хотели сделать за эту неделю?
Стартап, который развивается при вузе, получает больше плюсов или минусов?
Университетским стартапам особенно сложно получить финансирование, когда они выходят из лабораторий. Ребятам, которые ранее занимались только технологией, трудно коммерциализировать свой продукт. Также непросто найти капитал, с помощью которого вы сможете продвинуться вперед. Поэтому очень круто, что в Университете ИТМО есть бизнес-акселераторы, а также налажены партнерские отношения с венчурными, инвестиционными фондами и другими организациями, которые важны для стартаперов.
В США при запуске стартапа в университете очень актуален вопрос о том, кто будет владеть технологией, то есть получит право интеллектуальной собственности на нее. Я точно не знаю, как это устроено в России, но в Штатах этот вопрос — один из краеугольных. Как потом «вытащить» стартап из университета?
Одновременно с этим вузы предоставляют своим инновационным предприятиям бесплатные сервисы, за которые другим предпринимателям пришлось бы платить. Например, если стартаперу в Университете ИТМО нужно сделать что-то на 3D-принтере, он может просто пойти в ФабЛаб, и там ему это сделают бесплатно. Это преимущество вузов — создание безопасных и комфортных условий для развития технологического стартапа.
Почему вы решили работать только с женщинами-предпринимателями?
Проведено очень много исследований, которые говорят, что женщины более эффективно используют деньги. Женщины лучше выступают в качестве лидеров, нежели мужчины. Именно поэтому я инвестирую в женщин. Кроме того, я хочу оставить какое-то наследие своим детям, точно так же, как это сделали мои мама и бабушка. Я хочу вложиться в следующее поколение, дать ему шанс быть лучше. Когда следующее поколение имеет необходимые ресурсы, доступ к финансированию, менторов и развитые экосистемы, новые предприниматели становятся более успешными, выпускают лучшие продукты и позитивно влияют на жизнь людей.
Есть ли какие-то трудности, с которыми сталкиваются только женщины-предприниматели?
Самое главное — им не хватает веры в себя. Очень много женщин знают, что они хотят делать, но когда ты спрашиваешь об их идее, то они сразу же начинают смущаться и отмахиваться. Тебе приходится настаивать: «Расскажи мне о своей идее!» Женщинам-стратаперам очень важна обратная связь, одобрение их деятельности. В принципе, эта проблема есть и у мужчин, но женщине в этом вопросе труднее из-за ее внутреннего диалога. Второй барьер, который приходится преодолевать женщинам — это совмещение двух ролей: бизнес-леди и мамы. Даже когда вам 20 лет и вы начинаете свое дело, вы невольно задумаетесь о том, что ведь когда-нибудь у вас будут дети. Поэтому, может быть, лучше остаться дома? Это тяжелый выбор, и мне кажется, для женщины одинаково чудесно как работать, так и быть мамой. Для себя я решаю эту проблему особым способом. Я не говорю своим детям, что мне надо на работу и поэтому я не могу быть с ними. Я говорю им, что я люблю их, всегда буду рядом с ними и что я люблю свою работу. Мои дети иногда выезжают со мной на рабочие мероприятия. Они видят, что мне нравится то, что я делаю, и у них не возникает внутренних противоречий, а моя работа не становится ненавистной им.
Чему вы будете учить петербургских девушек-предпринимателей, для которых вы стали ментором?
Сначала я всегда спрашиваю стартаперов: в чем твоя проблема? В чем твой вызов? И почему это так? Когда мы находим проблему, я даю домашнее задание — попытаться решить ее. И так раз за разом. Это необходимо, чтобы стартап жил, чтобы он тестировался на рынке и улучшался.
По итогам бизнес-выходных в Университете ИТМО менторство Сильвии Ма, а также резидентство в стартап-акселераторе SUMIT получили авторы трех проектов. Это образовательная онлайн-платформа для матерей, которые хотят стать PR-менеджерами компаний по производству товаров для детей; онлайн-платформа, через которую высококвалифицированные IT-специалисты из России могут связываться со стартапами и малыми предприятиями по всему миру; онлайн-сервис для записи на различные квесты. Также бонусное место в бизнес-инкубаторе Университета ИТМО получил стартап по созданию голограмм на шоколаде. Авторы этих проектов лучше всего выступили на питч-сессии, в ходе которой представляли свои разработки жюри.