Дмитрий Ковальчук:
Так получилось, что мы с Колей работали рядом. После университета я устроился в компанию, которая работала с электрооборудованием и «умными» домами, а Коля был в IT-стартапе, который обслуживал петербургские ТСЖ. Во время обеда мы часто встречались, общались, строили планы, в итоге я перешел в компанию к нему, и там мы уже вместе с ним выбирали нишу нашего будущего бизнеса.
Проще всего было начать с IT-лофта и веб-студии, потому что специалисты, разработчики, менеджеры и рекламщики нам были не нужны. Ведь мы могли выполнять эти задачи сами. В качестве офиса мы выбрали квартиру родственников — приезжали туда днем, когда они работали, вечером уезжали. Тратиться на аренду нам было не нужно, а стартовый капитал требовался лишь для того, чтобы были деньги на себя и семью в том случае, если мы ничего не сможем заработать. Он у нас составлял около 30 тысяч рублей на каждого — это была сумма, на которую мы могли прожить месяц.
Важный момент: когда мы с Колей уволились с работы и запустили свое дело, у меня уже была маленькая дочь, и нужно было объяснить жене то, чем я собирался заниматься и почему. Очень важно заручиться поддержкой родных, которые будут с вами несмотря на непростое время.
Когда мы начали работать, мы сразу стали искать клиентов, по сарафанному радио получили первые заказы от знакомых и сделали первый сайт. Но этого нам оказалось мало, и мы сделали свой собственный сайт, на котором собирались размещать наши уроки и статьи, чтобы привлечь внимание. Сейчас это самое крупное медиа на YouTube по IT-тематике.
Мы много работали днем, а уроки записывали по ночам. Мы почти не спали, изучая технологии, описания которых на русском языке почти не было, но когда адаптировали ряд интересных вещей, наша аудитория начала расти. Сначала мы получили пару писем, потом их становилось больше, пошли комментарии. Мы тогда не понимали, как все это монетизировать, но были рады, что есть люди, внимание которых приковано к нам.
Затем мы договорились со знакомыми, которые оказывали услуги в сфере IT, что будем заключать договоры от имени их юрлица, если в этом возникнет надобность. Однако достаточно работы мы находили на фриланс-биржах.
Николай Чернобаев:
Что касается нашего бизнес-плана, мы не записывали практически никаких цифр. Просто прописали какой-то минимум денег, который нам нужен, высчитали, сколько требуется заработать, а также обозначили условия, при которых мы бизнес свернем.
Мы решили, что будем выпускать по одному обучающему ролику в день. Любой ценой. Идея была такая: мы собираем достаточную аудиторию, а уже потом придумываем, как это монетизировать.
Первые деньги мы заработали на блоге спустя полтора года. Да, нужно быть готовым, что до первых серьезных заработков вы будете работать почти бесплатно. Но если проследить историю IT-проектов, то вы увидите, что-то же самое было и у Google, и у Яндекса.
Советы новичкам
Вам нужно решить, каковы ваши кредо и миссия, чтобы это было вашим стержнем для принятия решений. Иногда решения нужно принимать очень быстро, привыкайте к этому. Во избежание колебаний у вас должна быть философия, которой вы руководствуетесь, иначе вы будете как корабль, который не знает, куда плыть.
Следите за своей репутацией. Даже в самом начале. В свое время многие сомнительные предприятия предлагали нам сделать им сайт, но мы отказывались, потому что принципы дороже заработка.
Становитесь полезными, и тогда вы понадобитесь людям. Когда мы поняли свою полезность, мы начали получать заказы.
Вдохновите ваших будущих сотрудников. В какой-то момент вы перестанете справляться со всем задачами сами, и вам понадобятся дополнительные руки. Но что делать, если вы можете предложить определенную сумму, а другие предлагают в несколько раз больше? Очень сложно объяснить сотруднику, почему стоит работать именно у вас за 20−30 тысяч рублей. Поэтому у вас должна быть очень крутая и правдивая идея, которая их вдохновит. Однако не стоит обольщаться: крутая идея зарядит их на пару месяцев, но если не будет результата, они от вас уйдут.
Записывайте интересные идеи. Если вы не записали идею, можете с ней попрощаться — ее уже и нет.
Будьте готовы к разному фидбеку. Не бывает такого, чтобы вашим трудом были довольны все, и это нормально. Особенно нас закалил YouTube: столько комментариев на тему того, какие мы и чем занимаемся, мы не могли предвидеть.
Выстраивайте деловые отношения с людьми. В нашей компании мы сразу обозначили, что все мы равны. Не было такого, чтобы мы отказывались общаться снашими сотрудниками и строили из себя вечно недоступных руководителей. Но дружеские отношения опасны тем, что в какой-то момент человек может начать вами манипулировать и хуже выполнять свои задачи.
Ходите на конференции. Тематические конференции — ваш шанс заявить о себе. Именно на таких мероприятиях мы познакомились с десятками крупных компаний, в том числе и с гигантами. Сразу рассказывайте людям о том, что вы умеете и в чем можете быть полезными.