Об инновационном практико-ориентированном образовании
По всей стране сегодня появляются все новые технологические стартапы, а в крупных компаниях ведутся разработки инновационных продуктов. В большинстве случаев инициаторы таких проектов увлечены самой идеей, хотят заработать на ней, но мало смыслят в особенностях вывода продукта на рынок. В результате задумка, которая могла бы принести своим авторам миллионы, остается похороненной на рабочем столе или в архивах производства.
Именно поэтому и начинающим предпринимателям, и крупным организациям нужны проектные менеджеры или, как их еще можно назвать, управляющие партнеры. Эти специалисты могут заниматься экономической и маркетинговой составляющими технологического проекта. Навыкам выполнения такой работы обучаются магистранты кафедры производственного менеджмента и трансфера технологий (ПМиТТ), апробируя свои умения на проектах стартап-акселератора. В конце года магистранты рассказали о своей работе за семестр на специальном семинаре.
Для работы над почти десятью проектами и для стажировок в подразделениях вуза были отобраны 27 студентов первого и второго курсов магистратуры дневной и заочной форм обучения. Это приблизительно половина обучающихся на кафедре. Каждый из них исследует отдельный вопрос или проблему по выводу технологического стартапа на рынок: как привлечь финансирование, начать фандрайзинг, рассчитать инновационную привлекательность продукта, составить маркетинговую стратегию или бизнес-план и многое другое. В дальнейшем эти исследования станут основой их магистерских диссертаций. Студентов курируют как преподаватели кафедры ПМиТТ, так и сотрудники подразделений Университета ИТМО, которые занимаются инновационной деятельностью и развитием предпринимательства. Например, консультантами для магистрантов стали начальник Департамента проектной и инновационной деятельности Нина Яныкина, директор бизнес-инкубатора Елена Гаврилова и другие сотрудники.
«Это уникальная траектория обучения студентов, которая больше нигде не применяется. Мы позволяем ребятам не только изучать теорию, но и сразу же применять свои знания на практике. Для этого в учебном расписании студентов мы выделили один свободный день для проведения научно-исследовательских работ, в течение которого обучающиеся должны работать в команде технологического проекта. Те студенты, которые не участвуют в проектах акселератора, оттачивают свои навыки в подразделениях вуза по развитию инновационной деятельности», — пояснила заведующая кафедрой ПМиТТ Марина Макарченко.
Она добавила, что выпускники этой образовательной программы будут обладать компетенциями, которые позволят им не только работать над стартапами, в том числе в крупных компаниях, но и самим стать предпринимателями. Кроме того, магистранты смогут проводить экспертную оценку инновационных и технологических проектов. У многих обучающихся по программе уже есть публикации в научных журналах и опыт выступления на конференциях.
О том, тяжело ли гуманитариям срабатываться с технарями
Список обязанностей менеджеров технологических проектов достаточно длинный: искать партнеров, производить расчеты экономической эффективности, окупаемости, издержек, себестоимости, выдвигать идеи по развитию продукта для повышения его инвестиционной и рыночной привлекательности, составлять маркетинговые стратегии, организовывать информационное сопровождение проекта и иногда даже управлять всей командой.
«Чтобы работать с теми или иными проектами, важно разобраться в специфике рынка, на который может выйти продукт, надо понимать принципы действия самой разработки. Конечно, технари мыслят совсем по-другому, но они мыслят объективно. Мы учимся коммуницировать с ними точно так же, как они учатся слушать наше мнение», — сказала магистрантка Анна Кудрявцева.
По словам Елены Феофиловой, которая участвует в команде по разработке портативного аккумулятора для гаджетов, технарям-разработчикам зачастую сложно оценить, кому конкретно будет интересен их продукт. Кроме того, они порой не могут рассчитать полную себестоимость продукта и красиво презентовать полученный результат. А это — основные составляющие продвижения.
«Главное — найти подход к каждому потенциальному потребителю, сегментировать рынок. Эти задачи ложатся уже на плечи проектного менеджера. Также он может заниматься организацией внутренней структуры команды, если создатель проекта делегирует ему эти полномочия», — сказала Елена.
По словам заведующей кафедрой ПМиТТ, сегодня инициаторам технологических проектов крайне не хватает навыков по проектному менеджменту, поэтому им сложно даже распределять роли в своей команде. Чтобы исправить эту ситуацию, на факультете технологического менеджмента и инноваций разработан курс по управлению проектной деятельностью в вузе, который уже несколько лет изучают некоторые студенты-технари.
Навыки, которые магистранты кафедры ПМиТТ получают, работая в командах стартапов Future Technologies, они смогут использовать для менеджмента любых проектов, потому что принципы для этого остаются одними и теми же за исключением специфики продукта.
«Это хорошая возможность понять, что же тебя ждет, когда ты устроишься на работу по окончании университета. Здесь мы получаем все необходимые навыки для успешного трудоустройства. Кроме того, крупные международные компании очень часто просят претендентов на роль проектного менеджера сделать для них какой-либо пробный проект. Таким образом, уже сейчас в Университете ИТМО мы „репетируем“ наши тестовые испытания», — прокомментировала Анна Кудрявцева.
Она и Елена подчеркнули, что сегодня в городе много вакансий проектных менеджеров, причем их работа оценивается довольно высоко. Но для управления стартапами привлекать проектных менеджеров обычно нет возможности, потому что у начинающих предпринимателей не хватает средств на дополнительных сотрудников. Однако решить эту проблему можно с помощью инвестора или через фандрайзинг.