Неделя технологий информационного общества, стартовавшая в среду, 21 июня, длится три дня и включает серию научных конференций, международных семинаров и лекций. Организатором мероприятия является Университет ИТМО, соорганизаторы — НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный университет, а также Библиотека Российской академии наук. Как подчеркивает ученый секретарь объединенной конференции IMS, председатель оргкомитета международной конференции DTGS Андрей Чугунов, в таком формате мероприятие проходит впервые, однако его база имеет уже практически двадцатилетнюю историю: ключевое мероприятие Недели — XX Всероссийская объединенная конференция — ежегодно проводится в Петербурге с 1998 года.

Помимо российской, в рамках Недели представлена и международная часть. 21 июня в Университете ИТМО стартовала Вторая международная научная конференция «Цифровые трансформации и глобальное общество» (Digital Transformations & Global Society – DTGS-2017), посвященная современным тенденциям развития информационного общества — исследованиям в области социальной информатики, социологии и культурологии киберпространства, цифровых трансформаций городской среды, теории и практики построения «умных городов», трансформации предпринимательской деятельности, организации бизнес-процессов в цифровой среде и многих других.

Ключевые спикеры мероприятия — исследователи из Великобритании, США, Гонконга — доктор Джанлука Демартини (Университет Шеффилда, Великобритания), директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Университета ИТМО профессор Александр Бухановский, декан Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ профессор Даниил Александров, доктор Кинг-ва Фу (Университет Гонконга, Массачусетский технологический институт), профессор Карлос Гершенсон (Национальный автономный университет, Мексика, Массачусетский технологический институт) и другие.

Семен Щетинин
Семен Щетинин

С отдельной лекцией в день открытия Недели технологий информационного общества в Университете ИТМО выступил директор российского офиса The Boston Consuting Group (BCG) Семен Щетинин. BCG является одним из мировых лидеров среди компаний, специализирующихся на управленческом консалтинге. А ее основатель Брюс Хендерсон известен как автор одного из самых известных инструментов управления бизнесом — маркетинговой модели оценки ассортимента «Матрица BCG».

Как Digital уже сейчас меняет привычные бизнес-модели

Чтобы прочно «прописаться» в быту подавляющего числа жителей планеты, обычному телефону понадобилось порядка 75 лет. У мобильника этот путь был почти в четыре раза короче — около 16 лет, подсчитали в BCG. Facebook, WhatsApp и Instagram завоевали миллионы пользователей по всему миру еще быстрее. На это потребовалось от четырех с половиной до двух лет. Сегодня скорость проникновения новых сервисов в жизнь людей насчитывается днями — что только стоит популярность Prisma или прошлогодний бум Pokemon Go. И это не предел: за одну минуту в цифровом мире уже выпускается 2664 смартфонов, происходит свыше 130 тысяч загрузок приложений, а через WhatsApp передается более 760 тысяч фото, приводит пример Семен Щетинин. Но только ли стремительное развитие технологий делает процесс цифровизации по-настоящему глобальным?

«Важно понимать, что digital, или цифровизацию следует рассматривать гораздо шире, — говорит эксперт BCG. — Сама по себе технология “висит в воздухе”, ее можно либо использовать, либо нет. Поэтому это лишь способ реализации чего-либо. В нашем понимании — бизнес-задачи, в которых есть технологическая составляющая и использование данных. Именно эти три компонента — технология, бизнес-задача и данные — вместе и создают добавленную стоимость в цифровой экономике».

Появление новых технологий трансформирует целые отрасли, заставляя игроков в корне перестраивать привычные бизнес-модели. При этом виды таких изменений могут быть разными. К примеру, Uber поменял местные модели бизнеса рынка такси, трансформировав способы взаимодействия участников и оставив не у дел десятки локальных игроков, работающих по привычным моделям. Меняет появление новых технологий и целые отрасли, вытесняя с рынка признанных лидеров. Например, компания Kodak, в свое время не сделавшая ставку на цифровые технологии, была вытеснена новыми компаниями — Canon и Nikon, рассказывает эксперт.

Как не повторить судьбу аутсайдеров и вовремя сделать цифровые технологии инструментом трансформации деятельности компаний? Таких вариантов может быть несколько, считают в BCG. Первый заключается в выявлении и создании новых цифровых моделей бизнеса. Второй предполагает перевод операционной модели в целом на цифровые рельсы. В этом случае компании необходимо не только сокращать затраты и оптимизировать процессы, но и переводить всю цепочку создания стоимости на цифровые технологии, полностью обновляя архитектуру IT. И наконец, третий вариант предполагает создание принципиально нового вида бизнеса или отрасли. Это именно то, на что направлены усилия венчурного капитала, уточняет Семен Щетинин. Новые технологии используются здесь как базис для прорывных инноваций.

Цифровая экономика в мире: каков потенциал России?

BCG регулярно проводит исследования, связанные с подсчетом проникновения цифровых технологий в национальные экономики стран мира. Последний детальный анализ по России (исследование BCG «Россия Онлайн») был проведен в прошлом году.

«Пока его базовые выводы показывают, что Россия отстает с точки зрения цифрового вклада в ВВП от лидеров. Сейчас ее показатель составляет 2,1%, тогда как в Великобритании — 8%», — рассказывает Семен Щетинин.

При этом у России есть существенные возможности для роста, отмечают в компании. Согласно одному из прогнозов, если на уровне государственной политики в стране будет взят «азиатский» курс, когда акцент делается не только на базовых составляющих (инфраструктуре, онлайн-расходах и вовлеченности), но и на наращивании инвестиций частного и государственного сектора в перспективные направления (интернет вещей, большие данные, развитие IT-продуктов и сервисов с высоким экспортным потенциалом), то доля цифровой экономики может достичь 5,6% (при прогнозируемом европейском уровне 7,5% к 2020 году).

Как добавляет Семен Щетинин, именно сейчас государству предстоит проработать модель развития цифровой экономики, включая регуляторные, инфраструктурные, кадровые вопросы.

«Один из ключевых вопросов цифровой экономики — это наличие компетенций. Они нужны совершенно другие. Мы выделяем 10 ключевых категорий компетенций, востребованных цифровой экономикой», — отмечает Семен Щетинин.

В число таких направлений BCG выделяет следующие категории: большие данные и продвинутая аналитика; экспертиза Agile; цифровой контент; мобильные интерфейсы; цифровой клиентский опыт; риск и безопасность; цифровые платежи; цифровой брендинг и реклама; традиционное ПО и инфраструктура. И, помимо таких технических компетенций, нужны также высококвалифицированные менеджеры, которые, обладая базовыми знаниями во всех этих областях, могли бы успешно управлять новыми командами специалистов, говорит Семен Щетинин.

Несмотря на то, что пока таких специалистов на рынке немного, в целом именно в области «цифрового человеческого капитала» у России есть конкурентное преимущество, добавляет он. Исторически в стране всегда были развиты именно технические специалисты, поэтому Россия уже обладает той базой, от которой можно отталкиваться при развитии цифровой экономики.

«Цифровые таланты»: кто они и что им нужно

Воспитание «цифровых талантов» (как определяют такую категорию специалистов в BCG) и их мотивация остаться в стране — это тоже задача государства. Однако и самим компаниям уже необходимо выстраивать качественно новый подход при работе с такими специалистами.

«Цифровая трансформация создает огромное пространство для возможностей человека, расширяет круг его занятий, кроме того, она накладывает свою специфику на молодое поколение. Что мы достаточно явно видим в той категории рынка труда, которую условно можно назвать ”цифровые таланты”? У них другие факторы мотивации. Традиционным компаниям становится крайне сложно таких людей найти, привлечь и удержать», — отмечает эксперт BCG.

К примеру, если при работе с традиционными кадрами определяющим фактором мотивации являлись деньги, в случае с цифровым поколением материальное вознаграждение перестает быть основным. Зачастую важнее становится уровень занимательности задач и даже риска, с которым специалист будет иметь дело на рабочем месте, считают в BCG. Кроме того, сейчас специалистам становится интереснее развиваться «горизонтально» — многие не стремятся сделать карьеру в узкой области, а стараются развиваться в разных сферах. Как отмечает Семен Щетинин, сегодня, согласно исследованию аналитиков компании, в среднем в IT-сфере специалисты работают около двух лет. При этом по прошествии срока они готовы уйти в другую компанию на те же условия, главным в поиске становится получение опыта и новых интересных задач.

Другими значимыми факторами для «цифровых талантов» является стремление видеть конечный результат работы, а также требование регулярного признания своего труда, добавляет эксперт. 

«Сейчас в определенном смысле работодателям становится даже сложнее, чем соискателям. Но компании, которые намерены развиваться по цифровому пути, начинают подстраиваться под изменяющиеся условия, создавать условия для людей», — резюмирует Семен Щетинин.