Получив архитектурное образование и проработав в известных голландских и японских компаниях, Саския Бир последние несколько лет полностью посвятила себя изучению принципов развития городской среды и инициированию создания локальных городских пространств, способных сделать город более привлекательным и жизнерадостным. Ее работа была оценена по достоинству: созданный Саскией проект TransformCity – онлайн-платформа для совместного планирования городского пространства – завоевал второй приз (гражданская активность) в Le Monde International Smart Cities Innovation Awards в 2016 году и приз в номинации «Call for Solutions» 2016 года на World Smart City Expo в Барселоне.
Идея проекта родилась семь лет назад, в 2011 году, когда в одном из юго-восточных районов Амстердама Amstel3 появились проблемы с неэффективно используемыми офисными зданиями. Район является третьим по экономическим показателям в Амстердаме, находится близко к автомагистрали и железнодорожным путям, поэтому создавалось впечатление, что он экономически продвинутый, но в какой-то момент более 30% жителей начали испытывать трудности при поиске работы, а после появились и проблемы с опустевшими офисными зданиями – в 2011 году пустовали около двухсот квадратных километров помещений. У правительства Амстердама не было ни ресурсов, ни идей по восстановлению предприятий и возвращении ему статуса экономически благоприятного района.
По словам Саскии Бир, изначально власти могли использовать устоявшуюся систему «сверху вниз», когда есть главный план, контролируемый муниципалитетом. Однако само правительство не знало, как осуществить программу, так как на это не было ресурсов. Поэтому было принято решение передать инициативу рынку, то есть тем, кто снимает офисные помещения в районе, и тем, кто владеет зданиями. В начале насчитывалось порядка 120 офисных зданий, не задействованных в жизни города. Из большого количества владельцев этих зданий никто не проявлял инициативу, чтобы модернизировать район. Проблемы существовали и в коммуникации между участниками процесса – не было платформы, где они могли бы обсудить необходимые изменения.
«Этот период выпал на время, когда я потеряла работу архитектора и хотела внести свой вклад в решение этой проблемы. Я понимала, что из-за нее многие архитекторы теряют заказы, и мне было интересно поразмыслить над тем, какие модели могут быть использованы в ее решении. Владельцев помещений, которые были заинтересованы в изменении ситуации, было достаточно много. Вместе с некоторыми их них я обратилась в правительство с просьбой решить проблему так, чтобы при сохранении правительством своей роли оно передало бы власть участникам процесса. Я надеялась, что вместе нам удастся создать модель воздействия на власть с помощью самой же власти. И это удалось», – поделилась урбанист.
Владельцам и арендаторам нечего было терять, поэтому они согласились с надеждой, что смогут извлечь из этого мероприятия хоть какую-нибудь пользу. Взаимодействие между участниками начиналось с небольших встреч и мероприятий.
«Перед тем, как масштабно взаимодействовать со всеми участниками процесса, я хотела удостовериться в том, что мероприятие стоит их труда. У меня не было достаточно денег, не было особых разрешений от властей. Тогда я подумала, что, возможно, стоит начать с создания небольшой компании, которая выльется во что-то крупное», – рассказала Саския Бир.
Под взаимодействием подразумевалось, что люди должны сблизиться и больше обсуждать моменты, касающиеся общего дела – например, экологии и природы района. На собраниях в неформальной обстановке участники обсуждали свои идеи. Постепенно, благодаря тому, что участники повышали интерес к мероприятию, люди стали узнавать о проекте. Организаторы создали базу данных и интернет-каналы, по которым могли общаться и где люди могли контактировать с активными участниками проекта.
«Мы также встречались с людьми из муниципалитета, которые предлагали свои решения. В итоге наше мероприятие разрослось, и все больше людей включались в работу. Мы поняли, что им это интересно. В конце концов мы стали платформой, где все насущные вопросы обсуждаются беспрерывно. Это был открытый диалог между представителями власти, бизнес-среды и обычными гражданами. Мы начали предлагать участницам из власти членство в нашей компании, что помогало нам с финансовой точки зрения», – поделилась урбанист.
На собраниях в неформальной обстановке обсуждали визуализацию проекта. Чтобы понять, как будет выглядеть район, чаще всего использовался Adobe PhotoShop. Поскольку все участники были заинтересованы в деле, они постепенно становились партнерами и инвестировали в идеи. Так в районе начали появляться видимые изменения: в некогда пустующих зданиях появились кафе, на стенах зданий – художественные граффити. Район оживал по мере того, как в него вливались инициативы и инвестиции.
Организаторы создали систему коллективного инвестирования. Например, муниципалитет и другие представители инвестировали в особый павильон – свободное пространство. На возведение павильона и оборудования там зон для проведения времени собирает деньги и местное общество. Павильон должен стать пристанищем для тех, кто хочет переждать час-пик или просто приятно провести время. Изначально правительство считало, что проект временный, а на месте павильона стоит разбить парк. Однако граждане призвали муниципалитет установить в парке именно павильон. Сейчас проект осуществляется.
Проблема, с которой столкнулись создатели платформы на начальном этапе – система управления районом, которая была централизована. Она была четко структурирована, но ненадежна, потому что, если ядро системы терпело сбои, вся система подвергалась им. Поэтому Саския Бир и ее коллеги решили постепенно перейти к новой устойчивой системе взаимодействия, в которой есть устойчивая связь между всеми участниками, а ядро связано непосредственно с каждым. Даже если один из узлов выпадает, система продолжает работать.
«Интернет имеет такую же структуру. Я подумала, почему такая система не может быть применима и к нашей проблеме? Сейчас мы подходим к понятию умный город. Именно в этой системе база данных лучше всего используется для развития города. Мы стали развивать идею взаимодействия всех участников процесса напрямую, чтобы они могли устанавливать сотрудничество», – рассказывает Саския Бир.
В 2016 году создатели платформы разработали прототип модернизированной территории – каждой точке района на интерактивной карте соответствует окошко с информацией о нем. Данные, которые содержатся там, частично были представлены владельцами зданий, частично муниципалитетом. Так, правительство предоставило более фундаментальную информацию, касающуюся времени построек, их габаритов и других формальностей, а владельцы детализировали информацию о каждом здании, опираясь на свой опыт. Помимо этого, сами люди делились информацией об использовании энергии в здании, воды – все это могло использоваться при проектировании. На этапе зарождения проекта Саскии Бир предстояло установить доверительные отношения между небольшим кругом участников процесса. С появлением платформы налаживать отношения приходилось в более глобальном масштабе.
«На интерактивной карте мы поместили таймлайн – хронологию событий, где видно, что уже осуществлено, а что только будет, чтобы люди могли видеть наши действия и контролировать развитие этого района. Разные цвета на карте показывают прогресс мероприятия: где пусто – там только начальная стадия проекта, где закрашено – проект осуществлен. Платформа интерактивная, каждый может кликнуть и просмотреть информацию о состоянии того или иного проекта, прокомментировать, предложить собственную идею, а также одобрить или отклонить чужую», – рассказывает урбанист.
Несмотря на исходящие инициативы граждан, власть все равно тщательно следит за реализацией проекта. Если правительство видело, что задумка не выходит за рамки норм и законов, участники могли продолжать работу. Представители муниципалитета присматривались, что происходит на платформе. Если проект набирал пять тысяч лайков, то правительство уже не могло игнорировать его. Когда задумки не соответствовали требованиям безопасности, экологии и других параметров, власти запрещали реализовывать проект.
Со временем был организован краудфандинг. Каждый раз, когда проект переходил из стадии задумки к этапу проектирования, он становился доступным для сбора средств со стороны всего общества. В итоге из личного кармана граждан в районе проспонсирована модернизация сразу нескольких зон. Например, на карте отмечены станции метро. Раньше люди срезали путь к ним по газону, потому что прилежащая зона пугала мрачностью в темное время суток и непродуманностью проходов. С помощью краудфандинга проект собрал около 100 тысяч евро на изменения этой зоны. Кто-то мог дать пять евро, местный госпиталь, например, мог дать пять тысяч евро, а местная фабрика обогревателей и вовсе могла помочь бартером – отдать часть обогревателей. Как только правительство увидело такую активность, муниципалитет согласился сделать на месте освещение и облагородить всю территорию.
По словам Саскии Бир, в начале многие не верили, что инвестиции начнут поступать. Однако, когда увидели успех, поняли, что можно изменить городскую среду самому – чаще всего у граждан нет такой возможности. Со временем появились и другие краудфандинговые кампании, организованные другими добровольцами. Открытый диалог между властью и гражданами привел к тому, что правительство теперь внедряет и в свою практику использование подобных платформ. С сентября платформа TransformCity расширяется, так как ее создатели хотят работать и с другими частями Амстердама, а также использовать опыт других городов.