Основная задача форсайт-проекта – познакомить молодое поколение с передовыми научно-техническими достижениями в области транспортной системы и заглянуть в будущее. Форсайт-сессии, конкурсы и мастер-классы, встречи с известными людьми дают возможность ребятам определиться с будущей профессией и развить у молодежи интерес к научно-техническому и художественному творчеству, считают организаторы.  Открыл форсайт-фестиваль «Право руля!» 2017 года заместитель председателя Комитета по образованию Андрей Борщевский.

«Мы, взрослые, уверены, что главным достижением этого фестиваля является то, что он помогает вам в выборе жизненного пути и профессии, которой вы посвятите свою жизнь, работая на благо нашего любимого города и на благо страны. Для этого мы используем интересный и современный формат форсайт-сессий и уверены, что в скором времени эта работа даст результаты», – сказал он.  

В течение недели для участников фестиваля предусмотрена обширная экскурсионная программа в современных транспортных комплексах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ребята посетят новый глубоководный порт «Бронка»; впервые отправятся на центральный участок Западного скоростного диаметра, съездят в Центр управления дорожным движением; научно-исследовательские лаборатории ФГУП «Крыловского государственного научного центра»; посетят российскую судоходную компанию «Совкомфлот», а также  комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Одним из важнейших событий подготовленной программы станет форсайт-сессия «Е-транспорт: соединяя три стихии», которая посвящена развитию речного и морского транспорта.  Молодым людям предстоит за короткое время разработать проекты объектов водной инфраструктуры мегаполиса будущего, наглядно представить ее и подумать, какие ресурсы сделают проект реалистичным.

«Форсайт – это взгляд в будущее. Наша задача в том, чтобы мы научились видеть это будущее и создавать его. Наша цель –  ваш старт с мечты, которая станет вашей путеводной звездой», – поделилась заместитель декана  ФТМИ Университета ИТМО Марина Лебедева.

В этом году темой фестиваля стал «Морской Петербург». В рамках программы участники смогут обсудить, как изменится управление морским и речным транспортом, какова будет его роль в будущем, и пофантазировать, что он будет из себя представлять через несколько десятилетий, когда участники фестиваля вырастут и получат профессию.

Виртуальная экскурсия, которую совершили участники на открытии фестиваля, стартовала  от стрелки Васильевского острова – главного исторического порта России на Балтийском море – до нового морского пассажирского порта, который ежедневно принимает корабли из Западной Европы.

В рамках второй части открытия фестиваля состоялась панельная дискуссия о перспективах развития транспорта и транспортной инфраструктуры. Увлекательный диалог участников фестиваля с учеными и представителями бизнес-среды позволил ненадолго заглянуть в будущее Санкт-Петербурга. Ведущей дискуссии стала заместитель декана факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО Марина Лебедева, а приглашенными спикерами – директор по информационным технологиям ООО «Магистраль северной столицы» (компания отвечала за строительство центрального участка ЗСД, работа над которым длилась четыре года, в настоящее время занимается эксплуатацией всей дороги), Борис Сажин и заместитель начальника учебного и тренировочного центра «Совкомфлота» по атлантической работе Юрий Могилюк. ООО «Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания России, один из мировых лидеров в сфере морской транспортировки углеводородов, а также обслуживания шельфовой разведки и добычи нефти и газа. По словам Юрия Могилюка, сегодня 147 новейших судов компании плавают по всему миру.

Борис Сажин
Борис Сажин

Освоить Север

В рамках панельной дискуссии участники фестиваля и спикеры обсудили проблему северной части государства: по мнению экспертов, территория недостаточно насыщена транспортом. Сегодня морской флот – основной вид транспорта, перевозящий нефтепродукты и углеводороды сегмента downstream (переработанные нефтепродукты), а также насыпные грузы и так далее. Подумать, какие транспортные решения будут стимулировать экономический рост страны в будущем, – задача молодого поколения.

Участники фестиваля, живущие за полярным кругом, высказались в поддержку интенсивного освоения северных территорий, ведь, по мнениям некоторых экспертов, именно Север – наше будущее.  Все силы, по словам юных экспериментаторов, стоит бросить на исследование Арктического шельфа, который на сегодняшний день недостаточно изучен.

Прогноз на развитие отраслей морского и дорожного транспорта к 2050 году

По словам Юрия Могилюка,  если сейчас грузооборот по северному морскому пути для «Совкомфлота» составляет примерно 4 миллиона тонн, то уже по тем контрактам, которые заключены, к 2025 году эта цифра составит 37 миллионов тонн, а к 2030 году – более 40 миллионов тонн. Этот прогноз эксперт назвал самым пессимистичным, и, очевидно, что цифры эти в действительности будут более высокими. Если сегодня примерно 25 судов бороздят Арктику, то в будущем их станет в 20 раз больше: это будет полностью судоходный коридор. 

Юрий Могилюк
Юрий Могилюк

Для Бориса Сажина очевидно, что в ближайшие 10-15 лет мы получим абсолютно автономную транспортную систему – все транспортные средства будут синхронизировать между собой свое передвижение, а нагрузка на транспортную сеть и управление транспортным потоками перейдет на гораздо более качественный, интеллектуальный уровень.

«Возможно, будет и телепортация,  но, надеюсь,  для технических целей, потому что в обычной жизни я бы хотел продолжить ездить по нашим прекрасным дорогам и ходить по прекрасным мостам», – шутит Юрий Могилюк.

Оба спикера сошлись во мнении, что мир будущего нуждается в смелых, мыслящих и разумных специалистах, а ставку стоит сделать на способность к анализу.

«Основное, что мы хотим видеть в будущем поколении, – умение мыслить критически и видеть суть вещей и процессов,  уметь влиять на них, смотреть свободно и уметь принимать решения. Техническая грамотность приложится, но главное то, насколько человек хочет изменить мир», – объяснил Борис Сажин.