Какая концепция заложена в единой платформе развития человеческого капитала?
Существует дисбаланс между пониманием участников системы образования и среды работодателей, мы это видим регулярно. Три года назад родилась идея создать платформу развития человеческого капитала. Это больше, чем платформа, сегодня она уже разрастается до цифровой экосистемы, где не создаются новые решения, но агрегируются уже автоматизированные сервисы под единую базу регионального уровня. В системе есть и своя база данных, и свои сервисы, благодаря чему она будет свободно интегрироваться с действующими и создаваемыми ведомственными информационными системами.
Ведущая задача разработчиков заключается не только в автоматизации различных функциональных возможностей. Им необходимо также учесть гуманитарный аспект, который предлагает построение индивидуальной траектории развития (ИТР) для обучающихся от 12 лет до 24 лет и для более взрослых граждан, предусматривает возможность смоделировать свою ближайшую перспективу, порассуждать над траекторией с консультантом. В результате определится некий социальный лифт для каждого соискателя, находящегося в поиске профессии, работы, досуга, партнеров по проекту.
Траектория движения на платформе при желании пользователя начинается с момента тестирования, предлагаются различные сценарии. Для детей и обучающихся это одна организационная модель, для людей, желающих пройти переквалификацию, иная. Например, в контексте индивидуального профессионального маршрута речь идет о построении карты компетенций под актуальные процессы и востребованные позиции. Также это активная линия работы по перепрофилированию людей предпенсионного возраста.
Платформа предлагает возможности не только для органов власти, которые выступили заказчиками, но и для жителей региона, которые являются все же основной целевой аудиторией. Уже сейчас пять регионов РФ заинтересованы в платформе, а для трех мы ведем непосредственную разработку.
Что послужило решающим фактором для создания такой единой информационной платформы именно сейчас, ведь о разрыве между потребностями региона и выпускаемыми молодыми кадрами речь идет довольно давно?
Заход был со стороны проектирования краткосрочного и среднесрочного планирования будущего кадрового резерва. Этот вопрос решает правительство. Возникли вопросы о том, сколько кадров нам не хватает, почему их продолжает не хватать, как так получилось, что мы выпускаем кадры, а вакансии пустуют? И появилась мысль, что необходимо правильно рассредоточить информационное пространство, которое бы позволило выстроить аналитику и выстроить планирование. Как только речь заходит о реальных возможностях кадрового планирования, органы власти проявляют заинтересованность.
Наша компания большое внимание уделяет аналитическому аспекту – от сбора данных до системного анализа, бизнес-анализа. Когда мы начали участвовать в круглых столах и конференциях по профильной теме, мы поняли, что при разговоре представители бизнеса и образования друг друга не понимают, но говорят об одном и том же. У всех возникает вопрос: когда договоренность будет достигнута? Пока работа в этом направлении идет не неоднородно: государственные комитеты по трудозанятости собирают экспертов, «приземляют» модели на запросы работодателей, но ничего не выходит, у коллектива «Сколково» тоже нет успеха. Сегодня есть предложение Агентства стратегических инициатив (АСИ) по составлению карты компетенций, но пока проект недостаточно развит. Мы решили идти другим путем: создавать не карту компетенций, а среду, в которой карта будет построена самими участниками процесса. Мы говорим о едином языке взаимодействия, который сформируется именно в такой среде.
Методологию вы разработали самостоятельно или, возможно, вдохновлялись опытом зарубежных коллег?
К такому решению мы пришли сами. Курс на развитие человеческого капитала провозгласил Президент РФ, мы поняли это с точки зрения сущности и дальше отрабатывали с точки зрения сервисов и бизнес-процессов, которые возможны. Потом начала выстраиваться некая методология, система. Мы решили, что, если согласия «наверху» нет, то мы пойдем в развитии «снизу». Компетенции – средство, индивидуальные информационные путеводители, и нам нужно предложить траекторию движения. Главное, что потребность в индивидуальном маршруте у жителей есть. Появилась методология ИТР, для которой мы до сих пор проводим массу интервью, сейчас в нее закладывается не менее двух тысяч сценариев.
Сейчас есть два основных сценария для пользователей платформы – построение индивидуальной траектории учащегося и переквалификация взрослого. Воспользоваться сервисом может любой человек – от старшеклассника до пенсионера? Входят ли пенсионеры в переквалификационную категорию?
Безусловно, входят. Наша целевая аудитория – дети от 12 лет до взрослых в возрасте 65 лет. У нас была идея начинать с трехлетнего возраста, потому что у родителей таких деток есть запрос на ориентацию в спорте, однако это будет развиваться в будущем. 12 лет – это уже более-менее зрелый профориентационный возраст.
На сегодняшний день процесс разработки автоматизации прошел только для школьного периода. Дальше мы будем заниматься индивидуальным профессиональным маршрутом для взрослого населения, в том числе предпенсионного возраста. Для каждого возраста будут свои тесты, точки входа. Причем я против того, чтобы отталкиваться от возраста в паспорте, я скорее за возраст духовного порядка. Надо учитывать, что на сегодняшний день интересно человеку.
Очевидно, что вовлечение в работу платформы школьников, студентов и людей в возрасте до 50 лет будет происходить органично – большинство из них взаимодействует с цифровыми платформами каждый день. Как планируется вовлекать людей в возрасте 60-65 лет, у которых опыт взаимодействия с цифровыми платформами либо не такой большой, либо отсутствует?
Это и стало одной из причин рождения Центра развития человеческого капитала. Сейчас система разработана таким образом, что люди этого возраста могут обратиться за консультацией в режиме онлайн или же с помощью телефонного звонка. Оставив заявку, пользователь переходит на этап онлайн или офлайн консультирования.
Как происходит вовлечение в работу платформы бизнеса и представителей образования? Насколько обе стороны готовы поддерживать такой проект и что от них для этого требуется?
Работодатели идут на такое взаимодействие, потому что они видят: если это государственная платформа, которая охватывает весь регион, значит, на ней происходят важные события, надо быть в курсе. Во-вторых, если это государственная платформа, соответственно, она привлекает организации, участвующие в построении человеческого капитала в регионе, прямое взаимодействие с которыми привлекает работодателей. В-третьих, мы говорим о карте компетенций, которой интересуются работодатели, и они соглашаются участвовать в ее построении.
С другой стороны, образовательные организации – первые интересанты, нуждающиеся в таком едином информационном пространстве. Презентация программ основных образовательных или дополнительного профессионального образования привлекает будущих и настоящих абитуриентов. Платформа – механизм адресного взаимодействия между пользователем и организацией среднего профессионального или высшего образования.
В систему также включены организации дополнительного образования детей, которые являются первыми проводниками школьников в мир будущей профессии. Выбрать направленность на шаге размышления или найти из большого многообразия предлагаемых мероприятий событие, подходящее под индивидуальный запрос, – тоже задача Платформы.
Так, работая с индивидуальностью, система позволяет преобразовать человеческий потенциал в человеческий капитал региона.
Одно из решений, предложенных в проекте, – это тьюторство и наставничество. Кто будет осуществлять экспертную поддержку пользователям платформы?
Сегодня есть целые программы, которые работают на поэтапное развитие тьютора. Сначала проверяется, насколько человек готов задавать вопросы, коммуницировать. Потом наступает второй этап – аналитический уровень переработки информации, и третий – подготовка человека к дистанционному онлайн-консультированию, попытка научить его чувствовать другого по разговору. Мы готовы работать с тьюторами третьего уровня.
Идею подал Московский район Санкт-Петербурга, там такая программа реализуется на уровне педагогов. Подготовка подобных специалистов станет одним из направлений деятельности в Центре развития человеческого капитала. Это будет подготовленный человек, не эксперт области, а профориентационный тьютор.
Другое решение платформы – единый подход к формулированию компетенций. Как он достигается?
При оформлении вакансий мы до сих пор набиваем много шишек с точки зрения формулирования потребностей и компетенций. Мы использовали профессиональный стандарты по 33 отраслям, вузовские стандарты – это очень большой объем информации, в котором все перепутано. Оттуда мы извлекаем ключевые слова и фразы и сопоставляем с ключевыми запросами работодателей. Через эти ключевые слова мы формулируем компетенции. Уже после мы приступаем к переработке по отраслевым позициям.
Платформа может быть перестроена под работу корпоративного университета. В каком случае это может случиться, в чем плюс такого формата?
Это одна из вариаций. Дело в том, что очень много больших, средних и даже малых предприятий хотят обучать, взращивать, изменять свой штат. У них много оценочных механизмов компетенций, тестирований на своем уровне, повышений квалификации, переводов из отдела в отдел и многое другое. Поэтому перестройка идет под эти механизмы. Платформа позволит отслеживать успех сотрудника на входе и в процессе реализации.
Вы сказали, что некоторые регионы заинтересованы в такой платформе тоже. К какому региональному покрытию вы стремитесь и какие сложности есть на пути?
Как только родился некий прототип, за которым уже что-то стояло, на нас стали реагировать. Скажем, три года назад еще мало кто реагировал, а полтора года назад, когда мы вышли на конференции и круглые столы, каждый увидел собственные возможности. Разумеется, такая платформа – это сложная работа и дорогое удовольствие. Однако мы доказываем, что методология работает. Например, когда мы вышли на международный уровень с идеей развития человеческого капитала и предложили 12 сервисов, то выиграли грант для Евроазиатского союза пяти стран. Теперь мы разрабатываем единую цифровую экосистему, которая позволит видеть и оценивать трудоустраивать переезжающих или работающих дистанционно граждан этих пяти стран, переезжающих из одной страны в другую.
Есть амбиции покрыть всю страну. Разумеется, проект дорогой, но регионы говорят, что это подъемные суммы. Надо понимать, что для создания платформы для одного региона мы тратим колоссальные силы и ресурсы.
Компания «Нетрика» является официальным партнером Университета ИТМО, круглый стол «Развитие человеческого капитала» в рамках конференции «Интернет и современное общество» прошел под эгидой этого сотрудничества. Студенты и выпускники вуза проходят в «Нетрике» стажировки и устраиваются на позиции в штат, однако наиболее комплексно компания «Нетрика» сотрудничает с командой директора Центра технологий электронного правительства и доцентом Института дизайна и урбанистики Андрея Чугунова, а также с обучающимися на магистерской программе «Цифровые технологии умного города» под его руководством. Студенты регулярно принимают участие в реализации кейсов компании.