«СберТех» появился вследствие трансформации Сбербанка из классической финансовой организации в IT-компанию. Все помнят историю недавних лидеров рынка Kodak, Nokia, Polaroid — их лидерство имело печальный финал потому, что нельзя не меняться в условиях постоянно развивающегося мира. Если компания не меняет бизнес-модель, то рано или поздно она оказывается за бортом, считает Данил Кабанов. В названии компании «Сбербанк Технологии» (дочерней компании Сбербанка) ключевое слово именно «технологии». Задача компании — предлагать технологические решения, которые будут поддерживать всю группу Сбербанк. Кроме того, само понятие Сбербанка тоже меняется и превращается в экосистему. Появляются сервисы, не связанные с банковскими, которые вместе составляют большую ценность для клиентов: например, «Сбербанк Телеком» (оператор сотовой связи) и DocDoc (удаленная медицина).
Сегодня в Сбербанке создается восемь направлений исследовательских лабораторий (до этого существовал Центр технических инноваций), каждая из которых будет отвечать за определенный тренд (IoT, машинное обучение, блокчейн, роботизация, квантовые вычисления и другие технологии). «СберТех» активно участвует в реализации этой программы. Так, Санкт-Петербургский региональный офис фокусируется на двух направлениях — блокчейн (в этом направлении работа ведется довольно давно) и «интернет вещей», сравнительно молодое направление. Одна из задач Сбербанка — создать свой сервис провайдера для высокотехнологических устройств, то есть собрать устройства на одной платформе, обрабатывать данные с них и в результате получать взаимовыгодные для банка и клиента отношения.
Спикеры поясняют, что блокчейн работает там, где нужен посредник между двумя участниками, чтобы повысить степень доверия в работе. Сегодня процесс сверки между компаниями существует преимущественно в виде таблиц excel, пересылаемых бухгалтерами с обеих сторон друг другу. После каждого внесенного изменения таблицу нужно снова и снова пересылать, поэтому процесс сверки может затянуться на длительное время. В случае с блокчейном код в смарт-контракте (электронный алгоритм, предназначенный для автоматизации процесса исполнения контрактов в блокчейн) для всех участников коммуникации открыт, то есть все видят, что в работе нет нарушений. Кроме того, информация в блокчейне записывается поэтапно, что позволяет создать некий компьютерный суррогат времени. Если удалить часть информации из середины цепочки, то вся цепочка рушится и становится невалидной. Именно поэтому с помощью блокчейна легко фиксировать бизнес-процессы: подписал договор, и это навсегда останется в истории компании.
Однако есть и подводные камни. Технология на сегодняшний день никак не закреплена на законодательном уровне. Другими словами, заключить сделку на блокчейне — то же самое, что вырезать купон на скидку в магазине. Кто знает, возможно, вы его сами напечатали на принтере. С точки зрения закона, смарт-контракт — это фантик, поэтому все громкие кейсы, реализованные с помощью блокчейна, сопровождаются традиционными официальными бумагами, технология лишь обеспечивает честный акт передачи информации. Если все условия игры оговорены, это удобная система обмена информации, которая делает процесс прозрачным.
Сегодня разные платформы предоставляют разные инструменты для работы (так, одна из самых часто используемых платформ в Сбербанке — Ethereum, FABRIC (из проекта Hyperledger), EXONUM). Первые блокчейн-платформы появились три-четыре года назад и были достаточно примитивны, поэтому многое приходилось делать вручную – например, создавать функции конкатенации (склеивания) строк и другое. Сегодня новые платформы позволяют делать гораздо больше, и в них значительно увеличилась скорость транзакций. Почти каждый месяц на рынке появляются новые платформы, каждая из которых совершеннее предыдущих. Одна из задач специалистов «СберТеха» — следить за развитием новых платформ, которые можно использовать для решения различных задач. В зависимости от кейса можно выбирать те или иные, более удобные для решения определенных задач платформы.
Одним из последних проектов, реализованных с помощью блокчейна, стал кейс по страхованию. Сегодня страховая компания не отчитывается перед клиентами, куда тратит полученные от них средства. С введением блокчейна все денежные движения прозрачны: известно общее число собранных средств и затрат, поэтому к такой системе доверия гораздо больше.
Надо понимать, что страховая компания не является владельцем средств, а только управленцем. Для нее предназначается комиссия в количестве лишь нескольких процентов от общей суммы, однако все остальные средства должны идти на выплаты по страховым случаям. В этом же кейсе заложена еще одна функция — персонализация. Дело в том, что клиент может получить отчетность, на что именно были потрачены его средства — ему видны вход и выход денежных средств. Другими словами, сколько было вложенных им средств и какому конкретному человеку они ушли. Получается, выплата страховых средств — это необезличенный процесс, потому что становятся известны конкретные люди, которые поучаствовали в помощи другому человеку (даже появляется небольшой благотворительный эффект за счет осознания, что вы помогли человеку в тяжелой ситуации). Однако стоит заметить, клиенты должны дать согласие на разглашение информации о своих взносах, поэтому при желании все же можно остаться неизвестным.
В рамках научного практикума также выступили профессор Амстердамского университета Питер Слоот, который рассказал слушателям про ранние предупреждения о кредитном кризисе в финансовых рядах, Алексей Яковлев из ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова», рассказавший об информатизации как универсальном тренде современной медицины, и доцент кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО Сергей Ковальчук, который, в свою очередь, поведал о предсказательном моделировании в медицине и здравоохранении (от больших данных к интеллектуальным технологиям моделирования). Также на практикуме выступила доцент кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО Клавдия Боченина, один из ключевых участников проекта РНФ, которая рассказала про высокопроизводительное моделирование динамических процессов в социальных сетях, а именно — о задачах, методах и алгоритмах эффективного параллельного моделирования динамических процессов на сверхбольших комплексных сетях.