Цифровой скачок: временная мера или новая реальность?
«Бизнес переходит на цифру» — таким стал девиз последнего месяца. Для компаний, которые уже готовились к переходу в онлайн-среду, карантин стал поводом ускориться и завершить процессы в несколько раз быстрее, чем было запланировано.
«Нам пришлось быстро сделать то, на что мы долгое время не решались из-за определенных рисков. Всё, что еще не было в цифре, мы за неделю перевели в цифру. Технологически это было несложно — основная проблема была в политической воле, и кризис ее стимулировал. Однако многие компании и сотрудники и по сей день уверены, что цифровизация — это временное состояние, что скоро всё вернётся на свои места. Не вернется! Этот стресс надо рассматривать как шанс для больших перемен», — считает заместитель председателя правления ПАО «Банк Санкт-Петербург» Оксана Сивокобильска, которая приняла участие в дискуссии.
Однако не все участники дискуссии согласились с этой точкой зрения. Андрей Кравченко, эксперт в области управления человеческим капиталом, образовательных проектов, автоматизации HR процессов, EdTech и HRTech, подчеркнул, что сегодняшние изменения имеют слишком разрозненный и хаотичный характер для того, чтобы задержаться надолго.
«Я считаю, что после карантина мы всё-таки столкнемся с необходимостью сделать шаг назад, чтобы потом войти в цифру более структурно и комплексно. Но то, что это произойдет — факт. За время карантина многие пересмотрят формат работы и ведения бизнеса, какие-то изменения отметят как положительные и примут на регулярной основе», — пояснил Андрей Кравченко.
Бизнес большой и маленький
Когда речь идет о карантине, то в первую очередь на ум приходят негативные последствия: падение спроса, остановка производства, увольнения. Однако эксперты предложили также обратить внимание на успехи крупного бизнеса и стартапов, которые развивают цифровые технологии.
Шеф-редактор петербургской редакции РБК Елена Кром, которая выступила модератором дискуссии, отметила, что бум в IT-сфере можно отследить в цифрах. Так, акции «Zoom» с января выросли вдвое, а состояние основателя сервиса Эрика Юаня увеличилось на 2 миллиарда долларов. Платформы киберспорта и онлайн-гейминга также показывают прирост. За первую половину февраля количество скачиваний различных приложений в Китае выросло на 40%.
Но эксперты предупреждают: в плюсе будет только крупный бизнес, а маленькие компании и стартапы, наоборот, имеют все шансы прогореть. Объясняется это тем, что в период нестабильности люди тяготеют к консервативности и стараются выбирать варианты с наименьшими рисками.
Человеческие ресурсы и их «оцифровка»
В числе важных тем эксперты обсудили, как изменятся требования к специалистам и какие профессии будут самыми востребованными. Большинство участников дискуссии уверено, что цифровые навыки теперь выйдут на первый план. Вне зависимости от сферы работы от кандидата будут ждать высоких компьютерных компетенций и даже знаний в IT.
«Если не владеешь цифрой — уже не сможешь быть менеджером или даже экскурсоводом. Нет больше не айтишников», — высказала свое мнение Оксана Сивокобильска.
Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт», отметил, что часть специалистов решится на смену деятельности: кто-то уйдет в смежные области, чтобы быть ближе к IT, а кто-то освоит новую деятельность, осознав, что его профессия будет не востребована в цифровом мире.
«В стране критически не хватает IT-специалистов. Нам нужны разработчики. На сегодня это дефицит порядка 1,5-2 миллионов человек. Естественно, что университеты не могут восполнить этот пробел, поэтому к концу кризиса приток может пойти и со стороны переквалифицировавшихся работников», — добавил Александр Егоров.
Эксперт в области EdTech и HRTech Андрей Кравченко высказал другое мнение. Он предположил, что большой конкуренции новички в IT составить не смогут, потому что компании в условиях экстренного перехода в цифру ищут более опытных и компетентных сотрудников.
«Битва за хороших специалистов продолжится. Они по-прежнему более выгодны, чем переученные специалисты, которых еще надо готовить», — пояснил Андрей Кравченко.
Участники дискуссии в том числе прогнозируют перемены в формате взаимодействия. Они уверены, что бизнес разглядит положительные стороны аутсорса и научится эффективнее комбинировать режимы работы разных отделов.
«Я думаю, что организации научатся работать быстрее. Поймут, что для решения вопроса не обязательно лично бежать к коллеге и пинать его, а можно спросить дистанционно. Тем более, все шаги в онлайн-коммуникации фиксируются и так даже проще отследить того, кто на самом деле тормозит работу коллектива», — рассказал Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Комфортел».
Точные выводы делать рано, но, как отметили эксперты, приобщаться к цифре и бизнесу, и людям стоит уже сейчас. Вне зависимости от того, оправдаются ли прогнозы специалистов, очевидно, что после резкого повышения спроса на IT-продукты эта сфера продолжит стремительно развиваться. А значит, и без того высокая потребность в специалистах и новых решениях только возрастет.