Hult Prize — это глобальное движение, чемпионат по социальному предпринимательству, который вместе с ИТМО проводят университеты по всему миру. Его участникам нужно пройти несколько этапов: университетский — Hult Prize On Campus, первый международный этап — Hult Prize Regionals и финал.
6 декабря в ИТМО прошла итоговая питч-сессия университетского этапа. На ней со своими проектами выступили 16 команд. Все они предлагали идеи в рамках основной темы чемпионата 2020 года «Food For Good».
Участники должны были предложить идеи по превращению пищи из простой необходимости для выживания в средство для процветания общества. Для этого им нужно было переосмыслить то, как выращивается, производится и потребляется еда в современном мире.
По словам главного организатора Hult Prize on Campus в Университете ИТМО Вячеслава Абдуллаева, миссия чемпионата — помогать студентам переосмыслить свою роль в мире как лидеров изменений и людей, которые способны улучшать мир, делать это максимально эффективно и при этом зарабатывать деньги.
Стартапы, которые представили участники конкурса, должны были положительно влиять на общество, делая это разными способами, например, создавая рабочие места или ускоряя экономику. При этом чем для большего количества людей будет достигнут положительный эффект в результате реализации проекта, тем лучше для него и проблемы, которую он решает.
Для команды-победителя питч-сессия стала еще одним шагом на пути к получению международного опыта и главного приза — 1 миллиона долларов на развитие своего проекта.
Как прошла питч-сессия
Проекты, которые предложили команды, касались разработки IT-решений для приобретения продуктов, систем хранения пищи и сырья, создания индивидуальных рекомендаций питания и даже инновационных методов производства виски.
Например, FoStore разработали систему распределения продуктов на складах для увеличения времени их хранения и не только, FulLife APP — приложения для создания рекомендаций питания, которые учитывают образ жизни человека и климатические условия, в которых он живет, NYM — создали биоразлагаемую упаковку с наночастицами серебра, а OurFridge — приложение, позволяющее людям выбрасывать меньше продуктов и экономить ― вести список продуктов, отслеживать срок годности, получить предложения рецептов из продуктов на вашей кухне, делиться продуктами и получать их от других людей.
Команды разделились на две аудитории, в которых по очереди рассказывали жюри о проектах. Они представляли экспертам свою идею, бизнес-план, конкурентов и риски своих проектов. После этого они отвечали на вопросы, которые касались в основном содержания идей, фокуса стартапов, конкуренции и возможностей по реализации проектов.
Кроме этого, жюри хотели услышать конкретику — как команда планирует добиться заявленного результата, как распределит миллион долларов. Нескольким командам сказали, что их гипотезы можно проверить и без запуска компании.
«У некоторых людей нет привычки принимать помощь, но нужно проявлять прыть и самим подходить к экспертам. Также нужно готовиться к выступлениям, говорить логично и по делу», — замечает эксперт жюри Михаил Подгаец.
Он добавляет, что участникам такого мероприятия необходимо понимать, зачем они в нем участвуют, а вузу — донести до них, чего от них ожидают.
Формально жюри выставляло команде оценку от 1 до 5 баллов по пяти критериям:
- Команда: разнообразная, идейная и впечатляющая
- Идея: инновационная, решает конкретную проблему с едой, обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей
- Влияние: мир должен стать лучше с увеличением прибыли будущей компании, идея направлена на изменение поведения к лучшему, наглядно демонстрирует использование пищи во благо
- Проработка проекта: MVP, условия использования, продажи, прогресс
- Вау-эффект: сочетание других факторов, возможности безграничного масштабирования, ясная возможность зарабатывать деньги и получить импульс для развития
Судили участников представители пищевой индустрии. В жюри вошли Елена Карлышева, Константин Хомченко, Ксения Мамонова, Людмила Морозова, Семен Черноножкин, Сергей Архипов, Рудольф Ан, Михаил Подгаец и Оксана Орлова-Горская.
«Когда ты учишься в школе, тебе редко удается поучаствовать в таких глобальных мероприятиях. Очень круто, что университет дал нам эту возможность и организовал чемпионат международного уровня. Работать над проектом было интересно: мы побывали на полноценных лекциях и встречах с людьми, которым интересно то, чем они занимаются. Это очень затягивает. Выступать перед ними было очень волнительно. Ты думаешь, что провел хорошее исследование, но тут тебе задают вопросы, которые ты вообще не ожидал услышать», — делятся впечатлениями от участия члены команды FoStore.
Финалисты и команда-победитель
По результатам обсуждения жюри в финал вышли две команды: IonTrack (состав: Евгения Панова,
Никита Курган, Анна Андриянова, Дмитрий Тарасов, а также Дарья Дёкина и Полина Турина, которые принимали участие в разработке продукта) и Algafood (состав: Дмитрий Шикляев, Татьяна Волкова, Наталья Кутьина и Егор Лобанов).
IonTrack разработали систему персонализированных рекомендаций питания на основе моментального биохимического анализа семи важных для организма макроэлементов (K, Na, Cl, Ca, Mg, Zn, Fe) и шести маркеров воспаления, который проводится на образце слюны.
Сейчас чтобы получить результаты аналогичного анализа, нужно идти в лабораторию или вызывать медсестру на дом, потратить от 100 до 800 рублей за каждый анализ, много времени и сил. Также стандартная форма сдачи анализов предусматривает собой инвазивный способ забора биоматериала.
Анализ, который предложила команда, можно сделать не выходя из дома и, по словам финалистов, за пару минут. При этом, это происходит безболезненно. Другим преимуществом является и цена — около 70 рублей за 7 макроэлементов и 150 рублей за 6 маркеров воспаления.
Для анализа используются одноразовые пластины, прототип которых участники продемонстрировали жюри, и мобильное приложение. Пластины состоят из стеклянной подложки и оптодной мембраны, которая содержит специальные активные элементы. При попадании на мембрану слюны она окрашивается определенным образом. Загрузив фото окрашенной мембраны в приложение, пользователь может получить результаты анализа и рекомендации по индивидуальному меню.
Целевая аудитория разработки команды — люди, заинтересованные в контроле рациона своего питания. Для этого может быть множество причин, например, наличие хронических болезней, беременность, вегетарианство, желание сбросить вес. Один из вариантов использования системы ― анализ слюны домашних питомцев и скота для индивидуального подбора кормов и мониторинга здоровья.
Способы монетизации разработки участники видят через прямую продажу пластин потребителям, распространение в фитнес-центрах, аптеках и через сотрудничество с фармацевтическими компаниями. Также после получения списка рекомендованных блюд пользователь может сразу оформить доставку необходимых ингредиентов из магазинов партнеров либо обратиться в доставку готовой еды.
Растительный белок из микроводорослей
Команда Algafood предложила экономически выгодный растительный белок из микроводорослей. По словам участников команды, необходимая для производства инфраструктура уже существует. Например, для него можно использовать пивоварни.
В первую очередь, разработка ориентирована на B2B-сегмент и продажу биомассы для производства продуктов питания и кормов. Кроме этого, на ее основе команда разрабатывает собственную технологию производства «мясного» фарша, который по вкусу и внешнему виду будет похож на настоящий продукт еще до добавления вкусо-ароматических веществ, а также культивированного сыра.
«Вам тоже не нравится, когда обнаруживаете на хлебе плесень, особенно если уже съели кусок? Даже 2% нашего продукта в составе хлеба увеличивают его срок хранения. Надоела куриная грудка после спортзала? Для вас наши макароны с "сыром", где много белка. И даже торты не останутся в стороне», — рассказывают участники команды о продукте.
Среди преимуществ участники также называют высокое содержание белка и витаминов, полный аминокислотный профиль, потому что, например, в сое нет ряда важных для организма человека элементов.
По их словам, у технологии наименьший экологический след среди других видов белка, а производственный цикл продукции — до 10 суток. Себестоимость будет снижаться по масштабируемости производства, сейчас она уже составляет 80 рублей на 1 кг продукта.
Социальная значимость разработки состоит в том, что она может обеспечить людей полноценным этичным белком по доступной цене, предотвратить массу заболеваний из-за несбалансированного рациона. Производство можно ставить как в Африке, так и в Арктике, что снизит затраты на логистику, ведь почва и свет не нужны.
По результатам выбора жюри, победителем стала команда Algafood.
«Они могут накормить весь мир — вот что самое главное. Приложения — это интересно, но победители, на мой взгляд, решают вопрос общеземного масштаба. Для меня любые решения, которые могут улучшить жизнь людей — лучшие. Я горжусь, что у молодежи есть столько идей, что они хотят решать проблемы мирового уровня», — комментирует решение эксперт жюри Елена Карлышева, бренд-директор «Konica Япония», топ-менеджер «Теремок», основатель сети ресторанов «Все вместе» и LAVASH.
Ребятам, которые также планируют развивать социально значимые проекты, Елена Карлышева советует не бояться и выходить на публику с любыми идеями. Тогда их обязательно найдут те, кому это интересно и у кого есть финансы для реализации проектов.
«Если вы метите на международный конкурс, показывать мелкие проекты, аналоги которых уже существуют, смешно. Нужно брать что-то прорывное, что имеет шанс конкурировать на международном уровне с немецкими, американскими и китайскими компаниями. Я не могу оценить научно-техническую основу проекта без погружения в него, но если то, что говорит команда — правда, то у них есть шанс», — говорит эксперт жюри, ментор, трекер, инвестор, спикер в области развития малого и среднего бизнеса и стартапов, ведущий эксперт СОБА, Михаил Подгаец о проекте-победителе.
Третье место заняли сразу две команды: smart.plant, которая представила интеллектуальные agritecture-решения городского фермерства для зон с суровым климатом, и Adrenaline RUSH, которая предложила геймификацию заботы о планете-тамагочи, чтобы наглядно продемонстрировать влияние различных продуктов питания на окружающую среду и постепенно изменить пищевые привычки пользователей.
Также мы поговорили с участницей победившей команды Algafood. Наталья Кутьина, студентка 1 курса магистратуры факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, рассказала об участии в конкурсе, проекте и дальнейших перспективах.
Какие впечатления от организации мероприятия?
Отличные! Виден высокий уровень подготовки мероприятия.
А от вашего первого выступления на питч-сессии?
Когда ты уверен в своем продукте, целиком погружен в него и знаешь все тонкости, ― страх публичных выступлений уходит. Мы не писали речь, прогнали питч пару раз перед выступлением и всё. Слова сами складываются, и все чувствуют твою уверенность, искренность. Было круто.
Как думаете, что помогло вам победить?
Прежде всего, команда. В одиночку невозможно сделать проект с такой сильной научной составляющей. Также важно, что общество готово к нашему продукту: в игру этичного белка вступили корпорации и «раскачивают» рынок. Именно сейчас идеальное время для вывода нашего продукта на рынок.
В чем суть вашей идеи?
Дешевый, полноценный, этичный белок из микроводорослей для улучшения существующих продуктов и создания новых.
Какие преимущества у вашей разработки?
По сравнению с любыми видами растительного белка наш имеет наименьший экологический след, наибольшее содержание белка и витаминов, полный аминокислотный профиль. Производство закрытого типа в биореакторах, почва не нужна, отсюда полный контроль производственных рисков и стабильные поставки продукции.
Мы значительно сократили себестоимость производства за счет гетеротрофного культивирования и оптимизации среды, что позволило говорить о массовом производстве. Сейчас убираем из нашего штамма микроводоросли зеленый пигмент путем мутагенеза, чтобы биомасса была светло-бежевого цвета.
Расскажите о ваших планах по развитию проекта?
У нас еще много работы в лаборатории, для каждого продукта нужна своя технология производства. Сейчас для нас главное — как можно быстрее дойти до потребителя, пока перед нами открыто окно возможности.
Что ждет победителей
Команда-победитель отправится на второй, международный этап чемпионата, Hult Prize Regionals, чтобы представить свой проект в одной из европейских столиц. Участники станут еще на один шаг ближе к акселератору Hult Prize в Лондоне, где они проведут 16 недель, развивая свой проект. Hult Prize поддерживает и ООН, поэтому финальная церемония награждения пройдет в штаб-квартире организации в Нью-Йорке.
«Команду-победителя ждет международный полуфинал. Им предоставят список городов, из которого они смогут выбрать три приоритетных и отправиться в один из них. Это большое событие — представлять университет и страну на международном этапе со своим проектом. Если команде повезет, она сможет попасть в глобальный акселератор. С этого момента свой путь участники продолжат самостоятельно, но наш этап On Campus был для них трамплином и тренировкой», — говорит Вячеслав Абдуллаев.
По его словам, программа чемпионата Hult Prize была нацелена на то, чтобы вдохновить ребят, которые раньше даже не думали над участием в глобальном международном проекте.
«С позиции организатора скажу, что в это мероприятие вложено огромное количество усилий всей команды, нельзя выделить кого-то одного. Это квинтэссенция наших стараний, мы собрались в правильное время, в правильном месте и с правильными людьми, которые объединены общими ценностями социального предпринимательства и помощи миру. На мой взгляд, это больше похоже на праздник жизни», — заключает один из организаторов чемпионата Кирилл Середенко.