«Креативность наступает, когда вы убираете один ноль из вашего бюджета»

По словам бразильского урбаниста Жайме Лернера, устойчивое развитие города похоже на некое уравнение: оно включает в себя то, что видно, и то, что увидеть не удалось. Устойчивость — это первая проблема городской среды, вторая — мобильность, третья — толерантность. Разумеется, эти вызовы касаются всех крупных городов. Как решить их? У Жайме Лернера есть свое мнение.

«Удалите один нолик из бюджета — получится креативность в решении проблем. Хотите устойчивости — удалите два ноля. Хотите толерантности — тогда сохраняйте свою идентичность и уважайте самобытность других. Моя команда и большинство моих коллег смотрят на города как на интеграторы разных функций: передвижение, проживание, работа, досуг и так далее. И нам всем кажется, что в каждом городе проблемы мобильности абсолютно нерешаемы. Все дело в ошибках, которые мы делаем, и самая главная из них — ожидание некой волшебной технологии, которая исчерпает проблему. Но любая технология, которая облегчает нам вопрос передвижения, помогает лишь временно. Поэтому дело не в технологии, а в концепции проживания. И лучше всего работает та концепция, в рамках которой человек живет близко к месту работы. Какие технические ноу-хау мы бы ни использовали, все равно машины используют одно и то же пространство, а мы все больше зависим от них. Машина — сигарета будущего. Помните, как трудно нам было бросить курить? А сейчас мы видим тотальный отказ от курения во всем мире, хотя недавно в это было трудно поверить», — подчеркнул урбанист.

Университет ИТМО. Жайме Лернер
Университет ИТМО. Жайме Лернер

В свою очередь, директор агентства городской экологии Барселоны Сальвадор Руэда поделился своим взглядом на то, как должна создаваться устойчивость в городском развитии. По его словам, прежде всего нужно настраивать взаимосвязь между каждой сферой жизни. У каждого города должны быть такие параметры как компактность, чтобы город не расползался, комплексность в виде разнообразия городских структур, метаболизм в виде обеспечения самодостаточности города, а также социальная сплоченность. Каждый элемент развития должен состыковываться с другим, иначе модель работать не будет. Новые районы столицы Каталонии оцениваются более чем по 15 индикаторам, по которым выставляются баллы. Если каждый элемент городской модели получает по 100 баллов, то район работает идеально. Такая модель сертификации и ранжирования действует и совершенствуется в Барселоне уже на протяжении порядка 30 лет. Как отметил господин Руэда, эту систему сертификации он и его коллеги стараются продвигать во всем мире.

Руководитель Лаборатории городского планирования и дизайна при ООН-Хабитат Рохиер ван ден Берг рассказал о процессах городского планирования в Амстердаме и о том, как принятая модель планирования положительно влияет на городскую устойчивость.

«Мы выносим концептуализацию городов, планирование и дизайн на передовую. Мы не можем бесконечно обсуждать параметры и то, что надо делать, поэтому мы действуем, принимая решения совместно с представителями общественности, университетов, учеными и экспертами различного профиля. Что касается повестки дня, есть вопросы, которые стоят перед архитекторами в каждой стране. Общественное пространство — один из ключевых драйверов устойчивого города. Нашу работу оценили во многих городах. Так, например, к нам обратился мэр Йоханнесбурга, который захотел построить город постэпохи апартеида. Надеюсь, проект будет утвержден уже в этом месяце. Самое главное, что нам удалось сделать — выделить ключевые проекты и направить туда все силы. Запомните, если бюджет скудный, не разбрасывайте деньги на множество задач — так вы не добьетесь результата. Выделите несколько крупных целей и проектов, а потом направьте бюджет именно на них», — заметил руководитель лаборатории.

Университет ИТМО. Сальвадор Руэда
Университет ИТМО. Сальвадор Руэда

После выступлений коллег слово взял ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он объяснил, почему три года назад в техническом вузе занялись проблемами урбанистики и открыли соответствующую магистерскую программу. Как подчеркнул ректор, все дело в том, что в условиях взрывной урбанизации недостаточное внимание уделяется технологическому развитию. Если касаться только области IT, то к 2025 году мир изменится навсегда, и именно это нужно учитывать при разработке концепций планирования городов, уверен эксперт. Если не заглядывать за горизонт, а только заниматься реновациями и сиюминутными проектами, можно оказаться в тупиковой ситуации.

От Генплана до совершенства береговой линии

Почему именно Барселона может послужить для Петербурга примером? Дело не только в ключевых сходствах — море и красивой береговой линии, известной на весь мир архитектуре и возможностях для туристов. Вся суть в том, подчеркивает генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Артур Финогенов, что Барселона добилась системного улучшения уровня экономической конкурентоспособности и качества жизни всего за 30 лет. Что касается Петербурга, в своем первом стратегическом плане развития 1997 года руководство города ориентировалось именно на опыт Барселоны, однако история внесла в план свои коррективы.

«За последние 20 лет город пережил этапы бурного экономического роста, бум строительства жилых и коммерческих площадей. Только в прошлом году на территории петербургской агломерации было построено более пяти миллионов квадратных метров жилья. Это рекордные темпы жилищного строительства. Мы можем сказать, что экстенсивное развитие и рост Санкт-Петербурга состоялись, а над интенсивным ему еще надо поработать. Барселона большую часть вопросов интенсивного развития решила, поэтому опыт испанского города стоит обсудить», — пояснил он.

Университет ИТМО. Висенте Гуайарт (в центре)
Университет ИТМО. Висенте Гуайарт (в центре)

В рамках обсуждения выступил глава комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Григорьев, который рассказал своим коллегам о концепции совместного развития города и прилегающих территорий Ленобласти, которая решает инженерные и транспортные вопросы. Чиновник отметил, что город и область имеют длительную историю совместного развития и влияют друг на друга, поэтому внезапных потрясений и изменений ждать не придется. Если обратиться к новому Генеральному плану, который будет принят уже в 2018 году, то ряд ошибок, связанных с взаимодействием двух субъектов, придется учесть.

«Генеральные планы обладают чертами преемственности. В некотором смысле это историческая корректировка. Совместно с юридическим управлением мы сейчас оттачиваем все тонкости. Что касается ошибок, нужно понимать, что за эти годы у нас сформировались новые границы прибрежной части и портовых территорий. Мы должны осмыслить перспективы большого города, осознать определенные технические ограничения перед переносом некоторых объектов», — объяснил главный архитектор города.

Главный архитектор Барселоны в 2011—2013 годы Висенте Гуайарт, в свою очередь, подробно объяснил, что повлияло на Барселону в 90-е годы. Сильнейшим толчком для развития города стала Олимпиада-1992. Произошедший рост заставил руководство распределить функции управления и децентрализовать их. Таким образом, отталкиваясь от человеческого фактора, власти стали продумывать новую структуру города.

«Цель Барселоны — разрушить понятие центра и периферии, — подчеркнул экс-главный архитектор Барселоны. - Город должен быть удобным для всех жителей. Идеально, если человек по пути на работу может встретить и школу, и магазин, и библиотеку, чтобы все блага были в пешей доступности. Некоторые пространства можно отдавать в ведомство муниципальных округов: пусть они сами осваивают их в соответствии с пожеланиями жителями района».

Университет ИТМО. Конференция «Петербург – Барселона: приоритет баланса в городском развитии»
Университет ИТМО. Конференция «Петербург – Барселона: приоритет баланса в городском развитии»

Несмотря на все усилия, предпринятые в Барселоне за тридцать лет, главный секрет ее преобразования заключается в грамотно оформленной береговой линии, которая еще каких-то несколько десятков лет назад была заброшена, занята портом и практически отрезана от людей железной дорогой. Правильным решением стало отведение порту и береговой линии разных ролей, не зависящих друг от друга.

«В течение многих лет я занимался изучением моря и водных пространств. Барселона и Петербург могут прирастать территориями, но наш берег останется прежним, что бы мы ни придумывали. После 50-х годов у нас появились пляжи — ценность, которой у нас не было. Мы стали привлекательным для туристов городом именно благодаря морю. Но мы не стали останавливаться на этом. Поэтому хочу сказать: с тем потенциалом, который есть у обоих наших городов, главное — никогда не останавливаться в размышлениях о том, что нужно сделать, чтобы улучшить условия жизни», — заключил испанский урбанист и футуролог Вилли Мюллер, сооснователь Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC).