Расскажите, какие профессиональные задачи вы решаете каждый день? Как вы попали в Netcracker?

Я работаю в Netcracker с 2013 года, пришел сюда как разработчик. Тогда компания только открыла офис в Санкт-Петербурге, поэтому у меня было много возможностей развития. Сейчас я выступаю в качестве руководителя команд разработчиков на разных проектах, являюсь руководителем группы в петербургском офисе, а также руковожу учебным центром Netcracker в Санкт-Петербурге (в частности, у нас есть совместная программа обучения с Университетом ИТМО). Поэтому самое главное для меня - это правильно распределять время между обязанностями по этим трем направлениям деятельности. Потому что мне нравится все, что я делаю. Я стараюсь пробовать разные возможности для развития, ведь ты никогда не узнаешь, твое это или нет, пока не попробуешь.

В Netcracker я попал по рекомендации коллеги, с которым работал до этого. У меня было несколько собеседований, я прошел все и мне предложили присоединиться к команде в Петербурге. Правда, я долго думал, стоит ли соглашаться, потому что у меня тогда была достаточно интересная работа. Но решил, что надо попробовать, и нисколько об этом не жалею.

Netcracker
Netcracker

Почему сомневались, работать ли в Netcracker, и почему эти сомнения не оправдались?

Я работал в небольшой компании, которая выросла из стартапа, в ней была очень «семейная» обстановка. Это затягивает, поэтому всегда тяжело уходить с таких мест. Но в той компании я занимался только разработкой, и у меня не было возможности попробовать себя в роли менеджера, организатора. Кроме того, когда ты приходишь в крупные компании, ты попадаешь в более агрессивную бизнес-среду, где работают не только над созданием продукта, но и над его продажей. Это очень интересно: ты постоянно общаешься с заказчиками, получаешь от них обратную связь, расширяешь свои компетенции в сфере ведения бизнеса.

Проблема в том, что большинство разработчиков не думают о бизнесе, они погружены в код. Но научиться кодить на уровне «как все» на самом деле не так сложно. Поэтому я разделяю известную позицию о том, что сегодня нужны не просто специалисты с базовыми навыками написания кода, необходимы программисты, которые разбираются или хотят разобраться в бизнесе, знают, для чего они пишут этот код, и могут предложить, как это сделать лучше. Таким образом они должны и ездить в командировки, и общаться с конечными пользователями, коммуницировать с коллегами по внутренним бизнес-процессам. Кроме того, очень важно понимать культурные особенности разных стран, если работаешь в международной компании.

Netcracker
Netcracker

А какие есть особенности работы в Netcracker?

Работы здесь много, и она очень разнообразна. Но самое главное из того, что стоит понимать начинающему специалисту: работа программистом в компании – это не какой-то творческий рай, где всегда работаешь с чем-то новым. Нет, ты приходишь в бизнес-среду.

Какое-то время нужно вникнуть в процессы, затем обучиться методикам работы, начать работать над проектами. Сначала, конечно, все кажется очень новым и интересным. Но постепенно, так или иначе, когда все компетенции освоены, начинаешь выполнять и повторяющиеся задания, использовать освоенные и привычные методики. На этом этапе у многих наступает профессиональное выгорание. Возникают вопросы: «А что я здесь делаю?»

Вот тут самое время проявить инициативу, предложить что-то новое на основе уже имеющегося богатого опыта реализации подобных задач. Важно четко для себя осознать, что работа в компании помогает достичь свои цели и цели компании. Конечно, можно переходить на разные сферы разработки в пределах одного проекта, но это не всегда получается: бывают очень узкоспециализированные задачи, переключиться с которых очень сложно.

Источник: lembos.ru
Источник: lembos.ru

О каких целях вы говорите?

Ну вот смотрите. В какой-то момент разработчик ставит перед собой цель изучить больше технологий. Когда основные используемые на данный момент в работе технологии изучены, мы переходим на следующую ступень: это осознание, зачем мы все это делаем, что это нам дает, как помогает самореализоваться и достичь собственных личных целей.

Яркий пример цели – зарабатывание денег. Многие окунаются в стартапы, ведь им хочется применять инструменты, которым они научились, и это естественно. Но без опыта построения работающего бизнеса, процессов продаж, взаимодействия с клиентами достичь успеха очень сложно. Реализовать себя можно и в корпоративной среде и достичь зачастую гораздо больших результатов за счет поддержки большой компании с ее опытом и возможностями.

Но, как вы сказали, программисты ориентированы только на создание кода, при чем тут бизнес?

Студенты пытаются копать в сторону технических навыков, языков программирования – это самые базовые компетенции, которым легко научиться и которыми обладают очень многие. Сегодня же ценится понимание предметной области, для которой программист пишет код, важно понимание бизнес-процессов. Например, мы работаем в телекоме, и в этой области необходимо знать, как устроены сети, что нужно заказчикам, какие есть тренды в этой сфере. Программисту важно понимать, как работает вся эта система, уметь общаться с заказчиками. К слову, все эти компетенции очень важны и при создании стартапа. Поэтому многие разработчики перед тем, как открыть свой бизнес, получали эти коммуникационные навыки, те самые soft skills именно в крупных компаниях.

Источник: naked-science.ru
Источник: naked-science.ru

Инициатива со стороны штатных программистов приветствуется в Netcracker?

Без этого вообще никак. У многих начинающих программистов я замечаю, своего рода, детскую психологию: «вот, они придут в компанию, их там всему научат, скажут, что и как делать». Как руководитель группы могу с уверенностью сказать: сложно работать с людьми, у которых нет ни целей, ни инициативы. Я не могу предложить им цель или мотивацию.

Программисту никогда не будут говорить, как решать задачу. Его задача – самому понять, как это сделать, пообщаться с коллегами, возможно, предложить новое решение, то есть проявить ту самую инициативу. На самом деле, когда я провожу собеседования, мне не столько важно, насколько быстро специалисты пишут код, гораздо важнее, вижу ли я в человеке энтузиазм, энергию, готовность решать сложные и нестандартные задачи и самостоятельно задавать правильные вопросы.

Чувствуется ли разница в уровне такой подготовки у специалистов, закончивших только бакалавриат, и тех, кто также отучился в магистратуре?

Да, разница есть. Те, кто окончил только бакалавриат, как раз больше относятся к тем самым «кодерам от мозга до костей», которые больше готовы работать с полностью поставленной и сформулированной задачей. Но в бизнесе задачи зачастую неполные. И чтобы в них разобраться, нужно уметь задавать вопросы, проверять гипотезу, а вот этому обучают как раз в магистратуре. Ведь магистранты занимаются исследовательской работой, они учатся осознавать и разбираться, почему что-то происходит так, а не иначе, понимают, как исправить какую-то неполадку.

На ваш взгляд, насколько олимпиады помогают студенту осознать уровень своих профессиональных компетенций?

Олимпиады – это в первую очередь вызов самому себе. И безболезненный способ проверить, на что ты способен, почувствовать какой-то кураж, а также зарядиться мотивацией двигаться дальше и развивать себя. В бизнес-среде так запросто попробовать свои силы не получится: там ты вкладываешь деньги и больше рискуешь. Но надо пробовать, на что ты способен, при любой возможности.

На самом деле, если говорить и о профессиональной среде, сегодня цена ошибки не столь высока, как кажется. Лучше пробовать и ошибаться, чем совсем не пробовать. Есть одна мудрость: чтобы не совершать ошибки, нужно накапливать опыт, а чтобы накопить опыт, нужно совершать ошибки. Любое изменение, любой шаг в развитии себя – это опыт.

Какие шаги в развитии себя вы предприняли, чтобы успешно работать в IT?

Здесь интересная история. Я окончил математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, и по специальности я физик-астроном. Отец у меня – инженер-электронщик, поэтому я с детства собирал всякие радиоприемники. В какой-то момент, в 90-х годах отец продавал старые компьютеры, и так получилось, что он собрал домашний компьютер. Я помню, был одним из первых среди моих знакомых, у кого появился компьютер. Тогда я переиграл во все игры, которые только были доступны. Но это быстро надоело. Моя мама – программист, и она показала мне, как на этом компьютере можно было программировать. Так и зародилась любовь к этой профессии.

Источник: pixabay.com
Источник: pixabay.com

Потом я учился в физико-математической школе, и в старших классах у меня был замечательный учитель по астрономии, который зажег во мне любовь к этой науке. Вообще, я считаю, что роль учителя - это не научить, а уметь разжечь интерес, потому что если ребенку интересно, то он сам все узнает и прочитает. В 1998 году был выпущен первый электронный каталог звездных систем, я сделал компьютерную модель этих систем, выступал с ней на конференции. И когда я стал обучаться в вузе, также оказалось, что заниматься физикой и математикой без программирования было очень сложно.

Во время обучения я работал программистом на фрилансе, таким образом у меня накапливалось портфолио. Также я проработал немного в институте прикладной астрономии. Но когда мне предложили постоянную работу в IT я согласился.

Почему так вышло? Тогда, во-первых, программистов было не так много. А во-вторых, и тогда были важнее не технические навыки, а именно этот огонь в глазах, интерес к делу, готовность изучать что-то новое. У меня был этот интерес, потому что программирование – это область, в которой можно было создавать что-то новое. Кроме того, к тому моменту я немного разочаровался в профессии физика-астронома. Но не потому, что это неинтересно, как раз наоборот: это очень красивая и увлекательная наука, всем советую. Тем не менее, мне показалось, что в IT больше перспектив, больше возможностей достичь целей, связанных с прикладной реализацией своих умений. И я никогда не жалел, что выбрал такой путь.