Основная цель проекта EduEnvi («Повышение компетентности в области устойчивого управления отходами при подготовке специалистов в вузах России и Казахстана») — модернизировать, улучшить доступность, а также интернационализировать высшее образование в области охраны окружающей среды в России и Казахстане.
Инициатором проекта выступил Университет ИТМО. Три года назад в рамках сотрудничества с Университетом прикладных наук Тампере (ТАМК) Ольга Сергиенко, заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, и Ирина Сергеева, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита, предложили финским коллегам организовать консорциум вузов Европы, России и Казахстана для участия в проекте по направлению capacity building (повышение квалификации в сфере высшего образования) программы Erasmus+. В итоге проект, предполагающий партнерство вузов из пяти стран, был поддержан и получил грант на реализацию.
Согласно условиям гранта, координатором проекта должен выступать один из европейских вузов, который и подает заявку на грант. Кроме того, проект должен охватывать широкий спектр университетов как минимум из двух стран, не являющихся членами Евросоюза, которые заинтересованы в повышении своего образовательного уровня, а также получении компетенций от европейских партнеров.
Координатором проекта EduEnvi выступает Университет прикладных наук Тампере (ТАМК), кроме того, проект предполагает участие еще двух партнерских вузов из Европы: это Академия Лиллебальта (Дания) и Университет Вайядолида, (Испания), которые готовы делиться лучшими образовательными практиками.
Среди российских участников проекта — Университет ИТМО, выступивший инициатором, а также еще два участника программы повышения конкурентоспособности российских вузов Проект 5-100 Уральский федеральный университет им. Б. Ельцина и Тюменский государственный университет. Партнерами проекта из Казахстана выступают еще три вуза: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова и Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова.
«Университет прикладных наук Тампере и Университет ИТМО сотрудничают уже достаточно длительное время. Мы давно понимали, что и в России, и Казахстане существует острая потребность в образовательных программах в области управления отходами. Европейский Союз также заинтересован в реализации программ, посвященных повышению компетенций преподавателей высших учебных заведений. Именно поэтому мы подали совместную заявку на грант, — комментирует Элла Каллио (Ella Kallio), координатор проекта EduEnvi, представитель Университета прикладных наук Тампере. — Этот проект посвящен развитию образования и получению образовательных инструментов, которые позволят обучать студентов в области устойчивого управления отходами. Еще одна его идея заключается в том, что мы объединяем преподавателей из разных стран и университетов, чтобы они смогли повысить свою квалификацию. Для участников проекта — представителей вузов Дании, Испании, России, Казахстана — это станет хорошей возможностью получить новые знания и обменяться опытом».
Как будет строиться проект
Проект EduEnvi рассчитан на три года. За это время вузы-партнеры должны будут разработать комплекс образовательных онлайн-модулей по подготовке специалистов в области организации предпринимательской деятельности в сфере устойчивого управления отходами. За основу будет взят опыт использования современных технологий переработки отходов, а также лучшие практики, которые уже применяются в европейских странах.
«Проект предполагает создание восьми образовательных онлайн-модулей, каждый из которых будет состоять из нескольких курсов, — продолжает Элла Каллио. — Модули будут создаваться в сотрудничестве со всеми партнерами-участниками этого проекта. В проекте задействованы компетенции каждого вуза: например, наши испанские коллеги из Университета Вайадолида обладают серьезной экспертизой в сфере переработки отходов, технологическими компетенциями. Партнеры из Академии Лиллебальта имеют богатый опыт сотрудничества с индустриальными партнерами, инновационными компаниями. Они также смогут поделиться лучшими практиками, которые можно использовать в рамках этого проекта. Университет Тампере выступает не только координатором проекта, но также обладает наработанным опытом в области организации онлайн-обучения».
Модули программы будут представлены на английском, русском и казахском языках. В ходе реализации проекта предусмотрено их размещение на открытых образовательных информационных платформах — как национальных (в частности, на образовательной платформе Университета ИТМО, а также российской платформе «Открытое образование»), так и международных (edX.org и др.).
Особенности модулей
Главная особенность создаваемых образовательных модулей — их междисциплинарность. С их помощью студенты получат как технические навыки, необходимые для работы в сфере утилизации отходов, так и бизнес-компетенции, наличие которых позволит студентам организовать эффективное управление процессами в этой области.
Как отмечает Ольга Сергиенко, заведующая кафедрой промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Университета ИТМО, три технологических модуля будут включать вопросы по технике и технологиям для утилизации и переработки отходов, а также биотехнологии. Еще три модуля будут посвящены вопросам управления в области обращения с отходами: это бизнес и предпринимательство, экологический менеджмент и предотвращение образования отходов, а также государственное и муниципальное управление в области обращения с отходами.
И, наконец, два модуля будут связаны с оценкой жизненного цикла существующих и перспективных технологий утилизации отходов и оценкой экологических рисков. Известно, что после факта образования отходов любая технология, которая перерабатывает или утилизирует их, в итоге сама приводит к вторичному загрязнению, поэтому в курсе будут также рассматриваться как методические вопросы, так и вопросы экологического мониторинга, приборная база.
«Учебные модули охватывают широкий спектр вопросов. Таким образом, мы имеем уникальную возможность создать хорошую ресурсную базу для образования в области обращения с отходами. До сих пор образование в этой сфере довольно фрагментарно, его недостаточно для того, чтобы специалисты в данной области могли ответственно подойти и к выбору технологии, и к созданию собственного бизнеса», — говорит Ольга Сергиенко.
Еще одна особенность курсов — практикоориентированный подход. В проекте заинтересованы не только вузы, но и представители индустрии, а также органы местного самоуправления. Именно поэтому программа модулей станет своего рода ответом на потребности компаний, которые сейчас развиваются в сфере устойчивой обработки отходов, добавляет Ирина Сергеева, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита Университета ИТМО.
«В разработке программы планируется активное участие промышленных предприятий, заинтересованных бизнес-структур, представителей региональных и местных органов власти. У всех наших академических партнеров уже есть наработанные связи с индустрией, а также в той или иной мере поддержка от органов государственной власти, — подчеркивает она. — Именно поэтому все курсы будут иметь практикоориентированный характер. Будет минимум лекций, основу курсов составят кейсы из реальной практики. Студенты должны будут решать конкретные проектные задания, полученные от заинтересованных в этом бизнес-структур».
Уже сегодня интерес к проекту проявили ряд компаний, занимающихся производством оборудования, осуществляющего переработку отходов, а также заинтересованные в таких специалистах государственные муниципальные структуры и ассоциации предприятий, добавляет Ирина Сергеева. Прежде всего бизнес ждет специалистов, которые, в отличие от чистых менеджеров и экономистов или экологов, обладают широким спектром компетенций и не только хорошо знают техническую сторону процесса, но и могут выстроить эффективные бизнес-процессы.
По словам Нины Сыманюк, руководителя образовательной программы «Государственное муниципальное управление», выступающей координатором проекта от Уральского федерального университета, в проекте заинтересованы и органы государственной власти.
«Вопрос эффективного управления отходами сегодня очень важен и для Уральского региона. Бизнес и органы государственной власти заинтересованы, но пока не понимают, что нужно делать. Поэтому самое главное грамотно и эффективно выстроить эту работу, — говорит она. — Благодаря междисциплинарному подходу этот проект дает возможность обучить будущих государственных служащих, которые отправятся на работу в органы местного самоуправления, не только принципам управления, но и технологиям, позволить им приобрести разный спектр компетенций. Ведь если управленец не понимает технологию процесса, он вряд ли сможет эффективно выстроить работу в этой сфере».
Перспективы
За три года реализации проекта его участники должны будут не только разработать образовательные модули, но и провести пилотные курсы, разместив их на платформах открытого образования. Апробация результатов начнется уже в 2019 году, а к 2020 году вузы-партнеры должны будут получить и проанализировать обратную связь от прошедших курсы, а также индустриальных партнеров и представителей органов государственной власти. В будущем разрабатываемые модули могут также стать основой для создания новых магистерских программ в вузах России и Казахстана.