Возможности научно-технологического развития России связаны не только с исследовательским, но и с предпринимательским потенциалом научных сотрудников. На форуме спикеры секции «Технологическое предпринимательство» отметили, что в стране необходимо новое поколение молодежи, обладающее технологическими и предпринимательскими компетенциями, способное создавать и реализовывать самостоятельные бизнес-проекты и коммерциализировать научные разработки.
Участники форума считают, что необходим баланс и эффективная система взаимодействия ученых, инженеров и предпринимательского сообщества для коммерциализации научных разработок за счет координации деятельности и коммуникации между государством, учебными заведениями и бизнесом.
«Жаль, что в России ранее не говорили о технологическом предпринимательстве и не начали этому обучать комплексно, а занимались только факультативно. Сейчас стало понятно, что мы богаты не только сырьем, но и технологическими разработками. При этом большую прибыль способны приносить инновационные компании, которые создают прорывные технологии на внешние рынки», — говорит председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов.
Тренд настоящего – предпринимательство в школах
Глава общественной организации «Достижения молодых» Нина Кузнецова отметила, что учителям важно прививать школьникам культуру предпринимательства. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов рассказал, что с 1 сентября 2019 года в регионе вводится обязательная школьная дисциплина по предпринимательству.
«На сегодняшний день мы уже договорились с ведущими вузами о создании базовых кафедр развития предпринимательства. Имеющийся в Ульяновской области опыт я предлагаю в качестве основы для будущей общенациональной программы. Мы планируем, что к 2022 году 100% учащихся в регионе будут получать предпринимательское образование», — сказал Сергей Морозов.
По словам губернатора, главная особенность образовательной программы — практикоориентированность. Для учеников будут проводиться регулярные встречи с предпринимателями, экскурсии на предприятия, а для учителей будут разработаны курсы по преподаванию основ предпринимательской деятельности. Предпринимателями станут не все, но через эти уроки ученики получат возможность повысить финансовую грамотность, представление, как вести бизнес и распоряжаться деньгами, считают участники секции.
«Помимо лидеров управления, нужно обучать технологических лидеров. Существует острая нехватка менеджеров, которые продвигают технологии, дают оценку рынку. Прежде всего это повлияет на качество самого бизнеса, поскольку малый бизнес в России преимущественно представлен торговлей, — отмечает Сергей Борисов. — Многие страны начинают говорить про предпринимательство и преподавать его основы еще в школе. Молодое поколение чувствует, что им нужно и мы должны создать свою систему работы с ними и не делать это из-под палки. Нам надо создать свою картину управления этими процессами, фиксируя лучшие практики и распространять их по всей стране».
Техпредпринимательство в университетах
Одна из форм поддержки студенческих бизнес-проектов в МФТИ — это финансирование их из Фонда целевого капитала университета, отметил бизнес-трекер акселератора стартапов «Физтех.Старт» Виктор Степанов. Сам фонд формируется из благотворительных вкладов выпускников. Помимо этого, выпускники МФТИ могут быть менторами проектов студентов или, как Дэвид Ян, проводить лекции и приходить на встречи со студентами.
МГТУ им. Н.Э. Баумана ищет новые формы организации развития предпринимательства в вузе. Одним из решений стал запуск «Школы технологического предпринимательства» («Школтех»), партнером которой является Университет ИТМО.
«Мы стараемся давать те навыки, которым меньше уделяется внимания в школах, колледжах и университетах, — рассказала исполнительный вице-президент Школы технологического предпринимательства Анна Данилина. — Наша миссия — связывать высокотехнологичные предприятия, бизнес с учебными заведениями. В этом нам помогают наши учредители и партнеры из вузов».
По словам Анны Данилиной, особенность «Школтеха» заключается в том, что разработана методология работы с высокотехнологичными кейсами, предоставленными компаниями малого и среднего бизнеса, а также обучение преподавателей работать с компаниями, совершенствовать методику преподавания, учитывая лучшие международные практики.
«Выигрывают те страны, в университетах которых культивируется дух предпринимательства. В западных странах 50% преподавателей из бизнеса, у них можно учиться по-настоящему, — считает Сергей Борисов. — Стратегия “ОПОРЫ РОССИИ” — это идти в учебные заведения и проводить там занятия по предпринимательству».
Ректор университета «Синергия» Юрий Рубин сказал, что предпринимательство в этом учебном заведении дают в качестве обязательного и цельного курса, а не по отдельным практикам. При этом упор в преподавании в отличие от других вузов, делается на изучении конкуренции в бизнес-среде. В «Синергии», например, есть такие дисциплины, как «Конкуренция» или «Стратегии в условиях конкуренции», а сам Юрий Рубин заведует кафедрой теории и практики конкуренции. Сергей Борисов рассказал, что сейчас в больших корпорациях культивируют дух предпринимательства через концепцию Interprenership (внутреннего предпринимательства), где сотрудников учат конкуренции и механизмам предпринимательской активности.
«Необходимо заразить людей конкуренцией в значении “я должен стать лучше, чем другие”. Конкуренция может привести к вложению в инновационные разработки, поскольку 50% конкурентного преимущества — это использование новых технологий», — говорит председатель Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ».
Директор Института развития технологий предпринимательства Университета ИТМО Нина Яныкина считает, что в обучении предпринимательству нельзя вводить сегрегацию по возрасту. Также Эдуард Омаров, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», добавил, что важно развивать культуру предпринимательства.
«Начиная с дошкольного возраста, мы должны выявлять таланты к предпринимательству. Например, сейчас мы уже больше года проводим интенсив для школьников Teens in Tech, но пока с прицелом на 9-11 классы, — говорит Нина Яныкина. — С сентября этого года для всех первокурсников мы ввели сквозной модуль по предпринимательской культуре и психологии предпринимательства, через которые мы даем студентам понимание мировоззренческих установок. Такой подход поможет будущим специалистам эффективно коммуницировать не только в роли бизнесмена, но и в роли разработчика, исследователя, технолога, госслужащего, чтобы понимать, какими ценностями руководствуется предприниматель».
Культура интеллектуальной собственности
Эксперты подняли проблему с интеллектуальной собственностью (ИС) в стране. Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Наталья Золотых отметила, что число заявок на патенты с каждым годом снижается. Эту ситуацию подтвердила Вита Власова, специалист по защите прав интеллектуальной собственности МГТУ им. Н.Э. Баумана.
«Как у нас есть проблема с культурой частной собственности, так есть трудности с интеллектуальной собственностью, — говорит Нина Яныкина. — Если у нас люди не всегда уважают частную собственность, то о какой культуре в ИС может идти речь. Поэтому через такие проектные школы и дисциплины, как культура предпринимательства, мы развиваем у молодых людей уважение к такому виду собственности».
Сергей Борисов подтвердил, что в российских вузах в большинстве есть проблемы с системой защиты интеллектуальной собственности и, соответственно, нет вменяемого оборота от коммерциализации технологий. Также он выделил проблему, что государство вкладывает в НИОКРы больше, чем частный бизнес, хотя должно быть наоборот, при том, что рынок сам ждет инновации.
«У нас только формируется финансовые институты продвижения разработок: слабо развиты посевные инвестиции, инфраструктура создается, но далека от совершенства, слабый спрос на инновации у большинства компаний», — считает Сергей Борисов.
В заключении спикеры добавили, что нет смысла разделять «обычное» предпринимательство и технологическое, поскольку все сферы нашей жизни пронизаны технологиями. Например, весь бизнес так или иначе использует технологические решения для повышения своих продаж. По поводу мнений участников представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Израиле Марат Капелюшник отметил, что в России произошел большой скачок того, что университеты и общественные организации озаботились развитием предпринимательства.
Кроме того, на форуме Президент России Владимир Путин в рамках пленарного заседания предложил продлить мораторий на плановые проверки по госконтролю для малого бизнеса еще на два года, принять закон о социальном предпринимательстве. Также глава государства выделил три приоритетных направления для создания комфортной бизнес-среды: предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса; расширить доступ продукции небольших компаний на отечественный рынок; совершенствовать практику поддержки малого и среднего бизнеса, работающих в наиболее значимых сферах (высокотехнологичные компании, фермерских хозяйств и социального предпринимательства).
«ОПОРА РОССИИ» — площадка для эффективного профессионального диалога владельцев и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и представителей федеральных органов исполнительной власти, региональной власти и муниципалитетов, контролирующих органов, инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также представителей экспертного сообщества.