Технологии дополненной реальности (AR — augmented reality) только начинают набирать обороты, пока они в основном служат для развлекательных целей вроде масок в Instagram или «оживших картин». При этом у AR есть огромный потенциал в сфере образования, бизнеса и маркетинга — эксперты предполагают, что рынок дополненной реальности, в отличие от технологий VR, будет только расти.

Главная причина, почему AR пока что не привлекает большого внимания со стороны бизнеса, заключается в кажущейся сложности технологии — люди не понимают, как именно это работает. Именно эта проблема и сподвигла Станислава Лукьянова основать стартап «ARVIZOR» — конструктор дополненной реальности, с помощью которого любой неподготовленный человек сможет легко использовать AR для своих целей.

«ARVIZOR». Источник: arvizor.com
«ARVIZOR». Источник: arvizor.com

Расскажите, как вы пришли к идее конструктора? У вас до этого был опыт работы с AR или какой-то бэкграунд в IT?

Я с 2010 года занимаюсь предпринимательством — а до этого был топ-менеджером в медиа, в частности, в филиале ГТРК на Дальнем Востоке. У меня было несколько проектов: радиостанция в Хабаровске, глянцевый журнал, турагентство. Но так получилось, что все эти отрасли после 2014 года начали потихоньку сжиматься.

Ну и вообще, занимаясь этими вещами, я пришел к выводу, что при одинаковом количестве усилий можно зарабатывать совершенно разное количество денег — нужно просто понять, на каком рынке работать. Так что я начал искать сферу, которая будет оставаться перспективной в течение долгого времени, и рынок, который будет расширяться, а не схлопываться.

Как раз в то время я занимался организацией одного студенческого международного фестиваля. К нам обратились ребята, которые работали с дополненной реальностью, и предложили использовать это в рамках фестиваля. Я на тот момент вообще не знал, что такое дополненная реальность, но мне показалось это весьма перспективным.

С моим бизнес-партнером Юрием Сирыком — а он как раз достаточно опытный программист — мы решили, что буквально в ближайшем будущем на рынке появится потребность в конструкторах AR. Просто по аналогии с теми же самыми сайтами: на заре интернета все компании кинулись делать себе сайты, нанимали программистов за большие деньги. А потом появились конструкторы сайтов, и теперь любой студент может за вечер сверстать лендинг за небольшие деньги.

«ARVIZOR». Источник: arvizor.com
«ARVIZOR». Источник: arvizor.com

То есть вы думаете, что AR станет популярным? Не думаете, что случится такой же резкий отток интереса, как это было с VR?

Однозначно, AR станет частью повседневности. Дело в том, что люди уже ждут такие технологии, ждут очки дополненной реальности, вроде Google Glass. Но на сегодняшний день они крайне дорогие, к тому же, нет еще того количества полезного контента, ради которого люди будут готовы тратить такие деньги. Когда очки станут достаточно доступными по цене, и при этом будет достаточно много именно полезного, а не развлекательного контента, тогда и произойдет этот переход. Людям нужна конкретная и осязаемая польза от новых технологий.

Мы как раз ориентированы на то, чтобы дать рынку большое количество полезного контента. Причем мы не сами будем его создавать, наша задача — дать простой понятный инструмент пользователям по использованию этой новой технологии для своих целей.

То есть производством контента вы вообще не занимаетесь?

Генерация контента — это один из наших следующих шагов, на отдаленную перспективу. Практика показывает, что российский рынок пока что и к конструкторам не готов. Поэтому сразу вываливать на пользователя большое количество инструментов, на наш взгляд, нецелесообразно. Мы хотим давать несколько понятных, простых вещей, которые любой человек сможет легко и быстро освоить. Наш продукт, в первую очередь, рассчитан на массового пользователя.

Но у нас есть студия — специалисты на аутсорсе, которые помогают создавать визуальный контент, если заказчику это нужно. Мы с ними работаем уже не первый год, они с удовольствием берутся за заказы.

«ARVIZOR». Фото предоставлено Станиславом Лукьяновым
«ARVIZOR». Фото предоставлено Станиславом Лукьяновым

Вы рассчитываете, что AR станет настолько популярным, что всем компаниям срочно понадобятся такие услуги?

Сейчас очень популярно направление No-code, то есть разработка без кода. Если раньше были только конструкторы сайтов, то сейчас есть и конструкторы приложений, чат-ботов, интернет-магазинов — да чего угодно. И конструкторы дополненной реальности тоже не отстают.

Рынок развивается очень интенсивно, каждый год появляются две-три новые компании. Не все, конечно, выживают, потому что все-таки стартапы — дело такое, там не у всех истории складываются. Но рынок крайне перспективный. Недавно мы мониторили американский рынок — там ситуация развивается активнее. Есть уже порядка четырех-пяти достаточно хороших конструкторов. Для сравнения: всего лишь пару лет назад было всего две подобные компании.

Чем ваш сервис отличается от аналогов?

Если брать сервисы, которые работают у нас в России, то мы прежде всего облачный сервис. У нас все вычисления происходят в облаке. В смартфон пользователя ничего не загружается, не нужно дополнительно сканировать никаких QR-кодов.

Практически все сервисы в России используют другую технологию — в них, чтобы просмотреть дополненную реальность, нужно не только скачивать отдельное приложение, но и сканировать QR-код, по которому в смартфон загружается контент.

«ARVIZOR». Источник: arvizor.com
«ARVIZOR». Источник: arvizor.com

Если говорить о зарубежных аналогах, то у них более широкие возможности. Единственное, что они не используют такой тип контента, как текст — а у нас в новой версии будет возможность напечатать текст, который будет размещен на маркере. Остальные различия относятся больше к бизнес-модели и работе с сегментами целевой аудитории.

Как думаете, почему людей так интересует дополненная реальность?

На мой взгляд, людей цепляет магия, желание верить в волшебство, которое сидит в нас с детства. С AR ты как-будто получаешь возможность увидеть параллельный мир через экран своего смартфона. Вторая важная вещь — это возможность получать огромное количество дополнительной информации. Как в фильме про Терминатора — когда он смотрел на объект и у него отображался текст с подробной информацией.

Представьте, вы находитесь в супермаркете, хотите купить новый продукт, о котором ничего не знаете. Вы можете посмотреть на упаковку через приложение с AR — и тут же подгрузятся отзывы пользователей, обзор на этот продукт и так далее.

Наверное, такие технологии будут достаточно востребованы в бизнесе и маркетинге? У вас уже есть подобные кейсы?

Бизнес относится однозначно с энтузиазмом, подозрение у них вызывает только цена. Сфера развивалась бы быстрее, если бы дополненная реальность была дешевле в производстве. Собственно говоря, конструкторы и призваны решить эту проблему.

Когда мы выходили на рынок, у всех еще в головах был успех Pokemon Go — такой «вау-эффект» от возможностей AR. И в начале мы также ориентировались больше на создание спецэффектов — много работали с художниками, граффитистами, оживляли их картины и рисунки.

А по факту рынку — и крупному бизнесу — этот вау-эффект не очень интересен. Так что в итоге мы решили сконцентрироваться на содержательном контенте и использовании AR в качестве дополнительного источника информации. Это могут быть тексты, видео, аудио-файлы, слайд-шоу, презентации и так далее.

Станислав Лукьянов. Фото из личного архива
Станислав Лукьянов. Фото из личного архива

Получается, что с художественными объектами вы больше не работаете?

Нет, почему, как раз сейчас мы обсуждаем с администрацией города Хабаровск возможность создания специальных зон с виртуальными арт-объектами — это, с одной стороны, будет работать на туристическую привлекательность города, а с другой, это возможность самовыражения для художников. Вообще, это сейчас довольно популярное направление.

Если у вас уже есть клиенты и рабочие кейсы, зачем вам Акселератор?

Прежде всего, это нетворкинг и возможность найти новые контакты, показать свой проект большему кругу людей. Мы стараемся участвовать вообще во всех акселераторах, которые только можем найти. И несмотря на то, что мы прошли уже множество программ, все равно кажется, что знаний не хватает. Ведь чем больше погружаешься в тему, тем больше вопросов возникает. К тому же, каждый акселератор приносит какую-то свою пользу.

Начали мы с конкурса Open Innovation Startup Tour от Сколково — туда мы пришли просто с голой идеей, нам помогли собрать все мысли в кучу, оформить идеи в цельный проект. В итоге конкурс мы выиграли — что не только дало нам заряд вдохновения, но и позволило привлечь бизнес-ангелов.

Потом был акселератор в технопарке «Русский» во Владивостоке — он помог нам структурировать знания и пересмотреть свое видение проекта. А на демо-дне мы познакомились с китайской технологической компанией, которая заинтересовалась нашим проектом.

Сейчас они нас приглашают принять участие в государственной программе для иностранных стартапов, которая действует в Китае. Но мы пока еще раздумываем над этим предложением. Вообще, мы, конечно, заглядываемся на зарубежные рынки. В частности, сейчас общаемся с фондом Starta Ventures в Нью-Йорке.

Станислав Лукьянов на Open Innovation Startup Tour. Фото предоставлено Станиславом Лукьяновым
Станислав Лукьянов на Open Innovation Startup Tour. Фото предоставлено Станиславом Лукьяновым

А что вам дает Акселератор ИТМО?

В Акселератор ИТМО мы попали весной этого года. Ментора у нас пока нет, но мы получаем все информационные рассылки, обучающие материалы, объявления о мероприятиях и конкурсах, в которых можно поучаствовать. Так, с помощью Акселератора мы смогли выиграть конкурс от Яндекса и получить полгода бесплатного пользования их облачными сервисами.

Но в первую очередь, мы пришли сюда за новыми знакомствами и возможностями, планируем участвовать в Demo Day, других мероприятиях Акселератора. Хотим, чтобы о нашем проекте узнало как можно больше людей.