С тем, чем вы питаетесь, лучше не шутить. По официальной статистике, вредная еда является одной из главных причин смертности в России! Да и «косметический» эффект фастфуда, заметный в излишних округлостях тех, кто перекусывает чем попало на ходу, никто не отменял. Нет времени на правильное питание, скажете вы? Просто нужно подходить к этому вопросу с умом, ответит выпускник кафедры прикладной биотехнологии Университета ИТМО Артем Лепешкин. Разработанный им коктейль FOYT способен полноценно заменять один прием пищи в день без вреда для здоровья. Ваш завтрак, обед или ужин будет готов быстрее, чем освободится касса в ближайшей точке фастфуда.

Источник: foyt.ru
Источник: foyt.ru

Зарождение FOYT

Любовь к химии у Артема Лепешкина с детства, но биотехнологом он стал относительно случайно. Кафедра биотехнологий, которую он окончил, открылась как раз в год его поступления в университет, и если бы девушка из приемной комиссии не предложила абитуриенту «добить группу», то профессиональная судьба Артема могла пойти совсем по иному пути. Однако он попал на свое место: вуз стремительно развивался и предлагал студентом возможность работать на современном оборудовании и продвигать свои разработки, а не «киснуть» в теоретических штудиях.

В сентябре 2015 года, уже во время учебы в магистратуре, у Артема родилась идея FOYT. К тому моменту у Артема сложилось ценное понимание того, чего точно не стоит добавлять в продукт, однако до конечной формулы было еще очень далеко. Толчком для развития проекта стало участие в акселераторе Future Technologies. Именно там он познакомился со своим партнером Алексеем Лисункиным — бизнес-ангел обратил внимание на Артема во время одной из питч-сессий.

Артем Лепешкин и Алексей Лисункин на презентации продукта
Артем Лепешкин и Алексей Лисункин на презентации продукта

Встретить ангела

Будучи уже состоявшимся успешным предпринимателем, рассказывает Алексей, он не планировал связываться со стартапом. Опыт заставлял его делать выбор в пользу более предсказуемых и традиционных бизнесов. Помимо основного бизнеса по автоматизации входных групп, до встречи с Артемом у Алексея уже был успешный опыт инвестирования в несколько проектов ресторанного бизнеса, и такая стабильность его вполне устраивала. Однако он решил сделать исключение после посещения очередной питч-сессии Future Technologies.

Незадолго до мероприятия Алексей узнал о продукции Soylent — прямого конкурента FOYT. Сама идея замены пищи быстрорастворимым сбалансированным коктейлем подкупила Алексея и «настроила» его на встречу с Артемом. Поэтому, когда с презентацией продукта, отличающегося от Soylent лишь натуральностью ингредиентов, выступил харизматичный молодой человек, он поверил в этот проект.

Алексей Лисункин о команде: «Я инвестирую в команду. В ней обязательно должен быть человек, который готов „заряжать“ эмоционально. Если такого человека нет, то его надо срочно найти! И помните, самое главное — это презентация. Ведь первое впечатление только одно, и оно самое важное».

Артем Лепешкин
Артем Лепешкин

Трудовые будни

К моменту встречи с бизнес-ангелом FOYT уже успел пройти несколько стадий развития сначала в лабораториях Университета ИТМО, затем в акселераторе, но все еще был далек от совершенства. Дело существенно усложнялось тем, что создатель продукта категорически отказался от химии, используемой в существующих аналогах FOYT. Это вызвало ряд трудностей. Во-первых, натуральные компоненты намного дороже синтетических заменителей. Во-вторых, ввиду невозможности выращивания некоторых из них на территории России их приходится подолгу ждать: семена чиа для коктейля, например, едут из Перу. Кроме того, используя природные компоненты, очень сложно добиться столь же привлекательного вкуса, как у конкурентов, добавляющих красители и ароматизаторы.

После нескольких месяцев проб и ошибок настало время выхода из лаборатории. Артем с Алексеем преступили к тестированию продукта на потенциальных клиентах. Первый успех пришел к FOYT на масштабном Питерском фестивале Geek Picnic. Всего за два дня летнего феста ребятам удалось продать более 500 порций коктейля. А один водитель-дальнобойщик решил запастись продуктом сразу на несколько недель. Стало понятно, что спрос на FOYT, определенно, есть. Первый успех дал мощный толчок для дальнейшего развития.

Пищевая ценность FOYT
Пищевая ценность FOYT

Позиционирование на рынке

Самое существенное отличие FOYT от конкурентов — это его экологичность. Именно на нее делают ставку предприниматели. Куда проще было бы создать очередной протеиновый коктейль, на 90% состоящий из отнюдь не натуральных ингредиентов. Но для Артема это вопрос принципиальный, и, как бы сложно ему ни было добиваться конкурентоспособных стоимости и вкуса FOYT, он не намерен изменять себе и идти на компромисс со своими понятиями о здоровом питании.

«Главная заповедь FOYT — „не навреди“. Мы гарантируем, что наш продукт не может нанести никакого вреда ни организму потребителя, ни окружающей среде».

На сегодняшний день создателям продукта удалось снизить стоимость одной порции до 150 рублей, что даже дешевле стандартного бизнес-ланча, который также дает ощущение сытости на 3−4 часа, но в разы полезнее для здоровья. Теперь Артем экспериментирует с вкусовыми характеристиками коктейля.

О целевой аудитории: «FOYT понравится тем, у кого очень активная жизненная позиция, кто привык к многозадачности и постоянным авралам, но при этом заботится о своем здоровье»

Сначала создатели FOYT делали ставку на офисных сотрудников. Однако выяснилось, что они-то как раз меньше всех заинтересованы в экономии времени на ланче. Ведь для них это возможность немного передохнуть от работы, сменить обстановку и пообщаться с коллегами. Часто они только рады тому, что обед растягивается на час. Зато быстрое сбалансированное питание очень подошло тем, кто работает вне офиса и мотается целыми днями по городу, не имея свободного времени на перекусы. Для них, как и для страстных «ЗОЖ-ников» FOYT — настоящая находка.

Планы

Команда FOYT решила пойти по не совсем стандартному пути продвижения коктейлей. Обычно аналогичная продукция распространяется за счет сетевого маркетинга (пример тому и Energy Diet, и всем известный Herbalife). Но, поскольку такой способ распространения продукта противоречит моральным принципам создателей коктейля, они сразу категорически от него отказались. На сегодняшний день ребята планируют продвигать продукт через свой интернет-магазин, спортивные клубы и большие мероприятия, собирающие «продвинутую» аудиторию людей, интересующихся здоровым образом жизни. Кроме того, планируется создание отдельной версии продукта для веганов.

И Артем, и Алексей открыты к общению с потребителями FOYT и будут благодарны конструктивной критике и свежим идеям по развитию продукта. Поэтому пробуйте коктейль, обязательно делитесь своими впечатлениями и заботьтесь о своем здоровье, оно бесценно.

Дарья Тимошенкова,

Редакция новостного портала Университета ИТМО