О конкурсе
Конкурс проводится уже в седьмой раз в рамках Дней интеллектуальной собственности в СЗФО. Из года в год на отборочный тур подается более тысячи школьников всех классов, но в финал попадают не более 200 человек. Ребята соревнуются как в гуманитарных, так и технических номинациях, посылая на конкурс свои рисунки, изобретения, сочинения, видеозаписи интервью и другие творческие работы.
«Защита интеллектуальной собственности имеет значение для творческих людей как в сфере искусства, так и технического изобретательства. Товарные знаки, наименования – все это тоже объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются законом. Защищать знания от посягательств очень важно: если мы сможем передавать накопленный нами опыт следующим поколениям, то страна преодолеет все проблемы», – подчеркнула Ольга Алексеева, заместитель директора Федерального института промышленной собственности.
В конкурсе участвовали школьники из нескольких городов России, а также учащиеся нахимовских училищ и кадетских корпусов, чему способствовала номинация «Важное для обороны страны». Жюри награждало победителей Гран-при конкурса, а также лауреатов дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степеней в каждой номинации. При этом традиционно лучшие разработки школьников не остаются забытыми, а берутся на вооружение лучшими специалистами в области интеллектуальной собственности и рассматриваются с точки зрения их потенциального применения в экономике России.
«В стране достаточно много конкурсов по изобретательству, но “Школьный патент” абсолютно уникален. Во-первых, он бесплатный. Не нужно платить никаких вступительных взносов, поэтому участвовать может абсолютно любой ребенок. Во-вторых, он честный. Поверьте мне, я знаю эту кухню. Жюри конкурса – компетентные в своем деле люди, которые оценивают работы исключительно по определенным критериям, и порой они даже не знают, чьи работы смотрят. В-третьих, участники, которые представляют лучшие работы, имеют шанс получить авторские свидетельства на свои изобретения, а также всестороннюю помощью в защите интеллектуальной собственности», – прокомментировал доктор педагогических наук, директор лицея №590 Санкт-Петербурга Алексей Каменский.
Что сделали школьники для конкурса
Участники «Школьного патента» проявили себя в изобразительном творчестве, сочинительстве, моделировании, робототехнике, текстильном производстве, а также показали свои навыки в области ландшафтно-архитектурного дизайна, игрофикации и в других областях. О своих идеях и мотивации участники конкурса рассказали ITMO.NEWS.
Вячеслав Гораш, 16 лет, Санкт-Петербург, Гран-при в номинации «Изобретения»
Я разработал устройство, которое поможет слепым людям ориентироваться в окружающем пространстве. Оно надевается на кисть. Аппарат оборудован датчиками, которые фиксируют расстояние от человека до какого-либо препятствия. Чем ближе препятствие, например, стена, тем более громкие звуковые сигналы подает устройство. Также владелец устройства может подносить его к какому-либо предмету, а аппарат будет называть цвет объекта. Кроме того, в нем встроены датчики освещенности, чтобы человек мог знать, в какую обстановку он попал, день сейчас или ночь. Это моя полностью оригинальная разработка. У нас в городе очень много ходит слепых людей, которым нужна помощь в ориентации, это и натолкнуло меня на мысль о том, чтобы создать необходимое им устройство. В целом же, я очень интересуюсь робототехникой и уже участвовал в нескольких конкурсах с этим устройством.
Анна Лебедева и Мария Тиунова, обеим 16 лет, Брянск, Гран-при в номинации «Изобретения»
Мы разработали дидактическую игру для школьников 1-4 классов, благодаря которой они могут изучать азы информатики. Мы использовали текстильные материалы, чтобы сделать модель компьютера. С ее помощью ребята могут запоминать, где какие кнопки находятся на клавиатуре, обучаться работе с «мышкой» и изучать какой-либо элементарный функционал компьютеров. Кроме того, в этой игре у малышей развивается моторика рук. Мы уже опробовали игру на дополнительных занятиях в нашей школе, и детям очень понравилось, хотя сначала им был непривычен такой формат проведения занятий.
Лев Кержинцев, 11 лет, Санкт-Петербург, диплом 1-ой степени в номинации «Изобретения»
Я очень люблю программирование и уже второй год подряд участвую в «Школьном патенте» со своими программами. Для конкурса этого года я написал программу, которая помогает школьникам четвертых классов подготовиться к урокам. Когда они запускают программу, там появляются задачи, которые необходимо решить и записать ответ. В отличие от учебников, программа подчеркивает ошибки в решении и указывает, как их исправить, что почитать по этому поводу. Кроме того, это намного более увлекательно и весело, чем заниматься с тетрадями, а также проще. В прошлом году я выступал на конкурсе с другой программой, занял второе место.
Александра Кудрянова и Наиля Едиханова, обеим по 17 лет, Казань, номинация «Архитектурно-ландшафтный и промышленный дизайн»
Мы представили проект дома с современным дизайном. Особенность нашего проекта была в том, что мы «прошили» наш дом различными технологическими новинками, а также сделали необычный дизайн прилегающей территории. Наш типовой проект мы начертили в 3D, что тоже очень важно, чтобы его мог понимать и видеть потенциальный заказчик. Но наша главная задача была в том, чтобы сделать современный дом удобным для человека.
Николай Рудин, 13 лет, Москва, номинация «Интервью со звездой»
«Мой дедушка Баргунов Алексей Григорьевич – заслуженный изобретатель России, а также гендиректор крупного промышленного предприятия, во всем является для меня примером. Я горжусь, что у меня такой дедушка, и хотел всем об этом рассказать. Поэтому я взял у своего дедушки интервью и сделал из этого пятиминутный ролик. Я спрашивал, как именно он стали изобретателем, как учился в школе, что повлияло на его жизненный путь. Я и сам много чего нового узнал о дедушке. Кроме того, мне помогали ребята из Института кинематографии в Москве, показывали, как лучше делать такие ролики. Я многому научился.
Дарья Третьякова, 13 лет, Санкт-Петербург, номинация «Рисунок»
Я хочу стать художницей, рисовать иллюстрации, возможно, модели различных технических устройств. В своих работах я часто вдохновляюсь какими-либо литературными произведениями. Так, мне очень понравился роман Алексея Толстова «Аэлита», в котором описывается, как земляне прибыли на Марс и обнаружили там колонию марсиан. Потом они спровоцировали революцию, но так ничего и не добились. Некоторые идеи этого произведения я передала в своей художественно работе.
Александр Бабенко, 14 лет, Санкт-Петербург, номинация «Важное для обороны страны»
Я разработал раскладной рюкзак для спецназа, в котором каждая вещь будет на своем месте и прочно закреплена к корпусу рюкзака. Специальные ремни держат вещи, а сам корпус раскладывается, как простыня. Это очень удобно, потому что вещи не барахтаются внутри, а также не производят шума, ударяясь друг об друга. При этом рюкзак очень быстро раскрывается, так как стягивается ремнями. В нем не нужно копаться – достаточно просто положить его не землю и «расстелить». Также у него строгая геометрическая форма, сделанная так, чтобы повторять контуры спины. В нем есть специальные крепления для твердого поддерживающего каркаса, кому это может быть необходимо. Кроме этого прототипа у меня есть модификации рюкзака для туристов и носки книг. Первую такую сумку я сделал для себя, потому что мне было неудобно с другими рюкзаками. Дизайн я разработал полностью сам, а кроить и шить его мне помогала мама. Правда, в нем есть несколько недостатков, которые я хочу исправить.
Максим Аббясов, 13 лет, Санкт-Петербург, номинация «Важное для обороны страны»
Я создал модель усовершенствованного лага. Лаг – это прибор для определения скорости хода судна. Он также может определять расстояние до дна и составлять карту дна с помощью эхолота. Все данные отображаются на специальном дисплее, а устройство работает благодаря системе взаимосвязанных программ. Оно передает данные в режиме реального времени, рисует диаграмму на дисплее и отправляет информацию в командный центр. Очень важно, что у этого аппарата есть система защиты. Доступ к нему будет разрешен только после ввода кода. Это не моя оригинальная разработка, но устройство помогает понять, как работают такие системы и для чего они нужны.
На конкурс «Школьный патент» участники также представляли сочинения по различным темам, связанным с фантастикой и изобретательством, были также спортивные номинации и призы за умение проводить презентации результатов работы. Таким образом, конкурс покрывал все возможные аспекты творческой и интеллектуальной деятельности молодых изобретателей. Полные результаты «Школьного патента» с перечислением всем победителей и призеров будут в скором времени доступны здесь.