В числе премиантов, помимо Александра Бухановского, проректор по международной деятельности Дарья Козлова, доцент кафедры компьютерных технологий Максим Буздалов, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Мария Скворцова и профессор-исследователь НИИ наукоемких компьютерных технологий Петрус Мария Арнолдус Слоот.
Задача внедрения этой методики в том, чтобы воспитать специалистов, способных работать в междисциплинарных областях, решать практические задачи и руководить инновационными проектами и компаниями в области трансляционных IT.
Трансляционные информационные технологии подразумевают использование стандартных методик IT для нестандартного решения тех или иных задачах в областях, в которых IT не является основным видом деятельности. В качестве примера можно назвать взаимодействие Университета ИТМО с Северо-Западным федеральным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова. На базе сотрудничества, в том числе, был создан научно-образовательный кластер «Трансляционная медицина». Основная задача кластера — внедрение информационных систем в медицину и здравоохранение города для оптимизации работы медиков.
Кроме того, в информационных системах нуждаются и другие значимые сферы: урбанистика, социальные исследования и другие. Например, в Международном научно-образовательном ИКТ-центре коллаборативного типа — TROIKA (Technology and Research On Information-driven Knowledge Alliance) Университета ИТМО проводятся анализ поведения человека в критических ситуациях, моделирование возникновения и развития таких ситуаций, а также их прогноз на основе Big Data. В сфере урбанистики в вузе занимаются, например, моделированием движения транспортных потоков, а также людей в часы пик. Это позволяет рассчитать оптимальную нагрузку на те или иные транспортные узлы города и грамотнее составить карту маршрутов.
«Процесс трансляции требует интеллекта от обеих участвующих сторон. В первую очередь, просто потому, что простые задачи для процесса трансляции исключительно неинтересны. Для решения задач двум сторонам трансляционного взаимодействия — информационным технологиям и предметной области — необходимо выявить проблему и найти решения похожих проблем, которые будут в дальнейшем адаптированы. Этот процесс, очевидно, будет итеративным: с помощью компьютеров пока что хорошо решаются только те задачи, которые досконально формализованы. При этом решаемая задача почти всегда формализована крайне слабо. Например, ее можно было решать исключительно интуитивно, а описать отличия „правильного“ решения от „неправильного“ может быть не менее сложным, чем получить правильное решение. Ярким примером успешной реализации трансляционного взаимодействия является биоинформатика. В современном мире степень взаимопроникновения биологии и информатики трудно переоценить. Все больше и больше биологических задач успешно решается методами и алгоритмами из области IT», — прокомментировал доцент кафедры компьютерных технологий Максим Буздалов, один из получателей государственной премии.
Трансляция информационных технологий помогает совершать научные открытия, так как с помощью IT можно без лишних физических затрат моделировать процессы, которые раньше можно было подтвердить только экспериментально, добавил он и привел в пример работу сотрудника кафедры Алексея Сергушичева. Алексей, используя вычислительный анализ, обнаружил, что рост рака легких можно остановить, если блокировать способность клеток опухоли переключаться на альтернативные источники питания.
ICT Excellence нацелена на подготовку специалистов для решения подобных задач, а также предлагает ряд методов для набора талантливой молодежи на соответствующие программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ интенсивной подготовки и повышения квалификации. При этом участник программ формирует необходимые компетенции для работы с трансляционными IT постепенно.
На первом этапе обучения он получает знания в области теоретической информатики и разработки программного обеспечения. На втором этапе уже ведется подготовка по информационным трансляционным технологиям. Магистранты получают знания по использованию IT в науках о городе, обществе, биомедицине и других нематематических сферах. При этом в магистратуре начинают реализовываться совместные образовательные программы с зарубежными университетами. Аспирантура также предполагает формат СОП, молодые ученые работают над конкретными проектами, углубляя свои знания и применяя их на практике. Интенсивная подготовка предполагает, что обучающиеся и молодые специалисты активно участвуют в специализированных конференциях, публикуются в научных журналах, выступают с докладами на семинарах и других мероприятиях, где можно обменяться опытом с коллегами.
Особый акцент при подготовке делается именно на воспитание высококлассных специалистов, которые способны проводить глубокий анализ и выявлять проблемы. Кроме того, все составляющие ICT Excellence реализуются в сотрудничестве с иностранными университетами: Университетом Амстердама, Наньянгским технологическим университетом (Сингапур) и другими престижными вузами мира. Таким образом, участники программы могут ездить на стажировки в страны Европы и Азии и получать международный опыт проведения исследований.
Внедрение ICT Excellence в Университете ИТМО в 2013—2015 годах уже дало свои результаты: в шесть раз увеличился экспорт образовательных услуг вуза в страны дальнего зарубежья, в 4,1 раз повысилась публикационная активность магистрантов и аспирантов.
Отбор на каждую ступень комплексной подготовки кадров в области трансляционных IT ведется на всех этапах программы. Привлечь талантливую молодежь для обучения в столь сложной области непросто, так как молодые люди не способны вести продуманные исследования из-за привитого «клипового» мышления, отмечается в описании программы. Именно поэтому работа с лучшими из лучших начинается еще в школе с помощью проведения специализированных онлайн- и оффлайн-олимпиад, семинаров, встреч со специалистами и других мероприятий. Для привлечения лучших выпускников в магистратуру специалисты вуза выступают на конференциях, практико-ориентированных школах и других мероприятиях, благодаря которым повышается узнаваемость Университета ИТМО. Набор иностранных студентов ведется в партнерстве с вузами из других стран. При приеме в аспирантуру учитывается готовность молодых ученых работать над существующими проектами вуза в области трансляционных IT и их исследовательский опыт.
Добавим, что всего премией Правительства Российской Федерации были отмечены четыре проектных команды. Помимо программы Университета ИТМО, высокой оценки были удостоены следющие проекты: научно-практическая разработка «Комплекс учебных и научно-методических изданий для системы высшего психолого-педагогического образования в контексте задач информационного общества»; комплекс учебно-методических пособий и научно-образовательных изданий «Физика, технология, приборы и схемы современной микро- и наноэлектроники»; цикл трудов «Создание комплекса учебных изданий для реализации новых образовательных программ в области стоматологии».