Методология рейтинга основана на четырех критериях, каждый из которых оценивает успешность высшего учебного заведения на основании его позиций в интернете и имеет определенный весовой коэффициент. Присутствие (Presence) учитывает общее количество веб-страниц, размещенных на главном домене университета, проиндексированных Google (вес — 10%): здесь вуз занял 958 позицию. По индикатору Openness (вес — 10%) университет занял 1179 место среди более чем 20 000 вузов, которые оцениваются рейтингом. По индикатору Excellence, отражающему цитируемость научных публикаций вуза на основе аналитических исследований SCImagoLab, Университет ИТМО был оценен на 1316 место. Лучший результат вуз показал по самому весомому индикатору рейтинга — Impact, здесь он занял 745 позицию, несмотря на изменения в методологии подсчета.

По сравнению с июльским рейтингом 2016 года в топ-1000 университетов в январе 2017 года вошли восемь российских вузов. К ранее представленной семерке — МГУ (216 место), СПбГУ (526 место), Новосибирский государственный университет (548), НИУ ВШЭ (699), НИЯУ МИФИ (802 место), Университет ИТМО (836), МФТИ (871) — присоединился Томский государственный университет (969).

В январьском рейтинге изменилась методология подсчета по нескольким критериям. Теперь при оценке такого показателя, как Impact (наиболее весомого среди всех), учитываются не ссылки, а ссылающиеся подсети, а методология подсчета по критерию Openness строится на основе цитируемости девяти лучших авторов, аффилированных с университетом в Google Scholar. На общую расстановку сил вузов по России это практически не повлияло. Однако отразилось на их положении в мировом рейтинге. Сильнее всего изменения «ударили» по МГУ и ВШЭ. Московский государственный университет опустился в Webometrics на 30 пунктов.

Добавим, что несколько дней назад также стали известны результаты рейтинга сайтов университетов мира по версии международного образовательного портала 4 International Colleges&University (4ICU) ­- ныне рейтинг получил название UniRank. По итогам оценки ведущих зарубежных специалистов Университет ИТМО закрепил за собой четвертое место среди интернет-представительств вузов России и расположился на 654-ом месте среди 12 358 проиндексированных сайтов колледжей и университетов из 200 стран мира. На первых трех строчках — Московский государственный университет, Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет.

В соответствии с методологией разработчиков, популярность исследуемых интернет-ресурсов определяется на основе пяти показателей: посещаемость сайта и его «важность», количество ссылок, а также глубина просмотра веб-ресурса. Также в этом году добавлен новый критерий оценки — Similar Web Global Rank, который учитывает количество уникальных посетителей и просмотров страниц сайта как с настольных ПК, так и с мобильных устройств.

Как отмечает руководитель управления по развитию интернет-решений Университета ИТМО Станислав Войтович, механизмы работы с веб-рейтингами можно назвать более прозрачными, чем с такими мировыми рейтингами, как QS World University Rankings или Times Higher Education: так, QS, например, как минимум на 50% субъективен и строится на закрытых данных. Главный минус веб-рейтингов состоит в постоянной смене методологий подсчета, причем без предварительного уведомления. Вузам приходится предугадывать вероятные изменения в оценках к предстоящим обновлениям рейтингов. Чтобы повысить свои показатели в веб-рейтинге, университетам необходимо развивать веб-представительство вузов, создавать новые и поддерживать существующие ресурсы, работать с поисковыми системами, улучшая видимость и индексацию ресурсов, и с библиометрическими платформами, улучшая индексацию научных публикаций, работать над ссылочным профилем сайтов, развивать репозиторий вуза и так далее.

В заключение добавим, что рейтинг университетов Webometrics создан в 2004 году и считается одним из наиболее авторитетных веб-рейтингов мировых образовательных учреждений. Методология рейтинга основана на анализе представленности университета в глобальном информационном пространстве и косвенным образом позволяет оценить образовательные и научно-исследовательские достижения вуза. Задача проекта Webometrics — содействие университетам в публикации научных достижений и их презентации широкой аудитории.

Редакция новостного портала Университета ИТМО