О проекте
Проект «Оптомицелий 2022» реализуется Центром искусства и науки ИТМО под эгидой М-платформы Arts&Sciences. Из одноименной выставки (которую можно посетить в пространстве AIR до 13 февраля) «Оптомицелий» превратился в постоянно действующую площадку для коммуникации художников и ученых.
Проект направлен на популяризацию научно-исследовательской деятельности университета и на формирование доверительного отношения к технологиям в обществе.
Участие в проекте дает ученым возможность:
- рассказать о своих исследованиях и разработках широкой публике и другим целевым аудиториям;
- повысить интерес и доверие к технологиям;
- по-новому взглянуть на собственные научные изыскания;
- развить креативное мышление;
- реализовать свой творческий потенциал в работе над art&science проектом;
- получить дополнительное финансирование;
- получить публикации в авторитетных научных журналах, освещающих междисциплинарные исследования на стыке гуманитарных и естественных наук (Nature Communications, Scientific Reports, Leonardo и др.).
Христина Отс, руководитель проекта «Оптомицелий»
«В этом году мы решили провести эксперимент и перевернуть устоявшуюся модель создания art&science проектов. Вместо того чтобы привести художника с уже готовой идеей проекта в лабораторию, мы решили открыть open call для ученых, чтобы узнать, какие научные исследования им кажется важным представить широкой публике. Какие разработки они хотели бы транслировать через художественное высказывание. Мы очень ждем заявок от ученых, которые мы затем представим художникам на переосмысление и попробуем создать арт-проекты, основанные на взаимной заинтересованности обеих сторон.
Этот проект очень важен и уникален, так как предполагает долгосрочное сотрудничество и возможность получения финансовой поддержки на реализацию. ИТМО является не только лидером в научно-исследовательской деятельности, но и многопрофильным университетом, обладающим потенциалом для того, чтобы стать центральной институцией, создающей и поддерживающей междисциплинарные art&science проекты в России.
Прорывные идеи не возникают просто так. Они появляются на основе планомерного выстраивания эффективной коммуникации между специалистами из разных областей. Пожалуй, это и есть главная задача платформы Arts&Sciences — сформировать сообщество единомышленников и обеспечить условия для их продуктивной коллаборации»
Как принять участие в конкурсе
Конкурс в рамках проекта «Оптомицелий 2022» открыт для всех научных сотрудников, преподавателей и студентов Университета ИТМО. Участникам предлагается определить, какие из собственных исследований и разработок им было бы интересно переосмыслить вместе с художниками и представить широкой публике. Кураторы и художники выберут из них те, которые станут основой для art&science проектов.
Чтобы оставить заявку на участие в конкурсе, нужно заполнить форму по ссылке.
Заявки принимаются по 13 февраля 2022 года включительно.
Задать вопросы или получить консультацию можно по электронной почте: air@itmo.ru (в теме письма укажите: «Оптомицелий 2022»).
Как будет проходить проект
- Результаты открытого конкурса для ученых будут объявлены в конце февраля 2022 года.
- Далее ученых и художников объединят в интердисциплинарные команды, которые в течение года будут работать над art&science проектами на основе отобранных исследований.
- По желанию ученые смогут принять участие в публичной образовательной программе проекта «Оптомицелий 2022» (лекции, дискуссии, воркшопы).
- Результаты art&science коллабораций будут представлены на выставке в декабре 2022 года в пространстве AIR (Art.ITMO.Residency).
Поддержка участников проекта:
- Менторское сопровождение;
- Возможность прослушать курсы по Art&Science;
- Финансовая поддержка (средства на реализацию студенческих проектов и дополнительные выплаты научным консультантам, работающим с художниками).
Примеры реализованных проектов и отзывы ученых
Александр Капитонов, декан факультета инфокоммуникационных технологий
— Мы уже давно сотрудничаем с коллегам из Центра Art&Science. Больше всего мне запомнилось два проекта. С точки зрения воздействия на зрителя это, безусловно, «Физарум-предсказатель». Здесь мы использовали эффект неожиданности: пока зритель следил за сложными узорами, которые слизевик физарум рисовал на скане его ладоней, компьютер искал информацию в соцсетях по его фотографии. После чего показывал факты личной биографии зрителя со своими комментариями, что повергало многих в шок.
С научной точки зрения для нас был очень интересен проект «Пангардения», который объединил природу и роботов через искусство. Мы плавали на лодке-дроне по каналам Санкт-Петербурга и измеряли показатели качества воды, которые легли в основу музыки для этого проекта. Благодаря этому проекту мы по-новому взглянули на возможности представления наших инженерных работ и привлечение новой аудитории.
Сейчас у нас открылась кофейня, в которой робот печет вафли; к нему присоединится робот-художник Gaka-Chu, который продает свои NFT-картины. В этих проектах художники помогают нам продвигать сложные концепции и идеи в массы. И сами они проникаются новыми технологиями, которые находят отражение в их проектах.
Арина Буздалова, сотрудница международной научной лаборатории «Компьютерные технологии»
— Вместе с молодыми художниками мы с Максимом Буздаловым создали проект «Гибрис»— интерактивную компьютерную модель эволюции бактерий. Мы визуализировали скопления цифровых бактерий, которые развивались в соответствии с эволюционными алгоритмами. Пользователи могли подселять новые бактерии, убирать или добавлять питательный субстрат и наблюдать, как эти действия влияют на ход эволюции.
Благодаря проекту мы по-новому посмотрели на соответствующее направление исследований, поняли, что оно может быть востребовано. Максим сделал эту модель довольно давно, скорее, из любопытства. Но когда мы вернулись к ней в рамках проекта, с учетом полученного за это время научного опыта и вдохновленные художниками, мы увидели, что эти наработки можно развить в исследование того, как зарождается сложное поведение в системе, моделирующей природные условия.
Работа с художниками — замечательный способ выйти на связь с внешним миром. Проект выставлялся в пространстве AIR Университета ИТМО и в городском клубе «Изич». Меня очень вдохновила реакция посетителей клуба: люди охотно взаимодействовали с инсталляцией, спрашивали об эволюционных алгоритмах и благодарили за то, что мы популяризируем вещи, которые ранее были известны только специалистам.
Светлана Уласевич, ведущий научный сотрудник, лидер группы биомиметических материалов НОЦ инфохимии
— Совместно с художницей Галиной Алферовой мы работали над проектом «Мама, смотри, дельфины!», представленном на выставке «Оптомицелий — 2021». Для этого проекта мы создавали запахи моря, которые служили наглядной демонстрацией того, что может случиться с будущим нашей планеты. Наша инсталляция была ностальгической зарисовкой из 2070 года, когда море необратимо изменилось. Мы хотели, чтобы люди задумались над тем, что море может стать настолько грязным, что никто даже и не подумает отдыхать на побережье. И что будущее — в наших руках.
Запахи — это мое хобби. Я коллекционирую ароматы духов, а также люблю их создавать, поэтому мне было интересно поработать над этим проектом. При создании запаха моря мы с Галиной вначале решали вопрос: хотим ли мы досконально воспроизвести его аромат или создать парфюмерную композицию, навевающую воспоминания о море по прямым ассоциациям. Мы решили пойти по второму пути, более творческому.
Работая вместе с художницей, я просто отдыхала душой. Мне нравится развивать творческие проекты, если это пересекается с моими хобби. Переключаясь с работы на другую деятельность, я восстанавливаюсь. А после отдыха и моя основная научная работа всегда идет лучше. У нас с Галиной уже есть пара идей для будущих совместных проектов.
Семен Кольцов, аспирант, сотрудник международной лаборатории SCAMT
— Мы с художницей Галиной Алферовой сделали очень приятную взгляду визуализацию воплощения хаоса — бабочки Лоренца — для выставки «Кто ты, а кто я?» на фестивале «Киберфест-13». В двух словах: это прикольно и красиво.
Как говорится, отдых — это смена деятельности, так что во время подготовки проекта я отдыхал. Хотя временами приходилось поломать голову, чтобы решить инженерные задачки.
Переключение на другую систему взглядов развивает гибкость мышления — это полезно. К тому же, наука и искусство, на мой взгляд, не так далеки друг от друга. В основе обоих лежат абстракция и умение вычленить и донести суть. Так что на определенном уровне обобщения можно сказать, что эти два явления есть одно и то же. Но очень разные в реализации.
У меня уже появились идеи пары возможных art&science проектов на будущее. Я считаю, что образовывать людей — благо, и мне нравится заниматься научпопом в таком формате.