Мария Боровкова, сотрудница Лаборатории терагерцовой биомедицины в Международном институте фотоники и оптоинформатики
В детстве я любила мечтать, мне хотелось делать вещи, которые не могли получаться в обычных условиях. Мне всегда было интересно, что нового придумали ученые. При этом я не только читала и узнавала, но мне хотелось попробовать исследовать что-то самой. Доходило и до курьезов. Однажды, когда мне было лет 10, я болела и измеряла температуру с помощью обычного ртутного градусника. И мне стало интересно, как быстро ртуть поднимется, если поместить градусник в кипящую воду. Она поднялась очень быстро. К счастью, никто не пострадал. Я точно для себя осознала, что хочу заниматься наукой, когда пришла на День открытых дверей Университета ИТМО. На факультете фотоники мне рассказали, что за оптикой — будущее, что у устройств на основе оптических технологий огромное количество применений, в том числе в медицине, что меня подкупило окончательно. Я хочу изобрести метод диагностики рака, который был бы точен и финансово доступен, чем я сейчас и занимаюсь. Хочу сделать что-то значимое и действительно полезное людям.
При этом моя цель — быть не только специалистом в одной узкой области, но быть «подкованной» во всех областях человеческой деятельности: разбираться в опере, грамотно говорить. Ученый — это человек, которому легко познавать что-то новое, и при этом он постоянно к этому стремится. Я всегда вспоминаю героев из «Понедельник начинается в субботу», этих академиков, которые прятались в лабораториях, лишь бы их никто не выгнал и дал еще немного позаниматься исследованиями. Эта тяга к знаниям, это любопытство определяют жизнь ученого.
Мне кажется, женщинам-ученым сегодня даже легче работать, чем мужчинам. Дело в том, что все сейчас «переживают», что женщинам трудно, и пытаются им всячески облегчить жизнь, обращают на них внимание, привлекают заниматься той или иной деятельностью. Мне, например, постоянно приходят приглашения на всякие конференции типа «Женщины в оптике». Женщин в точных науках действительно меньше, чем мужчин. Несмотря на то, что они, как правило, внимательнее и усидчивее мужчин, что очень важно в науке.
Не все время ученые занимаются именно исследованиями. Очень много времени уходит на оформление бумаг, написание научных статей. Раньше я и не думала, что на это будет уходить больше половины моего времени. Также я поняла, что исследовательская работа — это не всегда успех, но и провалы. Зачастую какие-то теории и предпосылки оказываются неверными, но не стоит зацикливаться на них. Лучше перейти к другому проекту, искать альтернативные варианты решения задачи. Иногда что-то не получается, и с этим нужно просто смириться.
Ирина Лившиц, заведующая лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем
О том, что мне интересно познавать и открывать новое, я поняла, пожалуй, в школе. Я училась в школе № 30 Ленинграда, у меня был замечательный учитель по физике. На всю жизнь запомнились его слова: «Оптика — это страна чудес и неизведанных возможностей». Поэтому я и поступила в Университет ИТМО, чтобы познавать эту страну. А вообще, моя мама тоже была научным работником, но в другой области — климатологии.
Конечно, начинать заниматься наукой было трудно, но я думаю, начинать трудно в любой области. На этом пути меня вдохновляли Софья Ковалевская (российский математик и механик, первая в России и Северной Европе женщина-профессор и первая во всем мире женщина-профессор математики), Мария Кюри (французский физик, лауреат Нобелевской премии), Константин Циолковский (российский изобретатель-самоучка, основоположник теоретической космонавтики), а также мой школьный учитель. Я считаю, что женщинам в науке гораздо труднее, чем мужчинам, особенно в нашей стране, где еще не слишком сильно развито равноправие. Заниматься наукой — очень увлекательно, поэтому я всегда рекомендую детям это поле деятельности, если вижу в них «искорку» интереса.
Наука — это последовательность решения задач, необходимых людям. Задачи с течением времени становятся все серьезнее и сложнее, но и решать их становится все интереснее. Я шла в науку с уверенностью в этом, и она с тех пор не поколебалась. При этом «научная мечта» у меня есть всегда, иногда она меняется. Сейчас я хочу сделать серьезную обучающую игру по проектированию оптических систем, чтобы было весело, интересно и полезно всем. Буду рада, если у меня вдруг появятся единомышленники, — наш Университет ИТМО это может!
Ирина Мельчакова, начальник отдела международных научных исследований, доцент кафедры нанофотоники и метаматериалов, руководитель международной лаборатории «Прикладная радиофизика»
В школе я очень любила решать математические задачи и постоянно участвовала в олимпиадах. У меня мама была учителем математики. Кроме того, я постоянно участвовала и в олимпиадах по физике, географии, даже по русскому языку один раз было. При этом не могу сказать, чтобы я всегда мечтала быть ученым. На самом деле, я хотела стать балериной или фигуристкой. Но я росла в маленьком городе, и там не было возможностей заниматься этим, поэтому я развивала свои «учебные» таланты. Я поступила в Университет ИТМО, потому что также хотелось заниматься чем-то интересным, исследовать что-то. Однако заниматься наукой я стала не сразу: первые два курса я наслаждалась студенческой жизнью, оторвавшись от родительского дома. С третьего курса я поняла, что работа в каких-либо других сферах, кроме науки, не удовлетворяет моих интересов. Однажды я пришла на свою кафедру и попала на какое-то собрание по набору аспирантов. Там я познакомилась со своим будущим научным руководителем и вскоре начала заниматься серьезными исследованиями. После аспирантуры я осталась в вузе, стала развиваться дальше — заниматься административной деятельностью в том числе.
Научная работа не принесла мне очень много сюрпризов. Она устроена так, как я и ожидала в самом начале: ты приходишь в лабораторию, у тебя есть задача, которую ты хочешь решить, ты обсуждаешь ее с коллегами, проводишь исследования. Скорее я не до конца понимала, как устроена эта деятельность. При этом многое в организационном плане существенно поменялось. Например, раньше мы могли проводить только теоретические исследования и заниматься моделированием, а об экспериментах в нашей лаборатории и мечтать не могли. Однако сейчас мы все проверяем экспериментально сами и уже не мыслим работу иначе. Некоторые сложности накладывают российские реалии: нет каких-либо стабильных научных программ, долгосрочных проектов.
Чтобы добиться успеха в науке, как и в любой другой деятельности, нужно прикладывать большие усилия. В науке и по жизни меня вдохновляют люди, которые не сдаются перед сложностями, преодолевают все трудности, но при этом остаются хорошими людьми. Для женщин в науке открыты все возможности. Конечно, порой женщина может выпасть из активной исследовательской деятельности на несколько лет, но при этом она может продолжать теоретические исследования. Главное — это мотивация. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше моих разработок, разработок нашей команды применялись на практике, приносили пользу людям и были востребованы.
Арина Буздалова, тьютор кафедры компьютерных технологий
Мне всегда хотелось создавать что-то, что работает без своего создателя. В детстве я строила специальное сооружение из конструктора, внутри которого находились шарики разных цветов. Если я бросала туда еще один, определенного цвета, то наружу выкатывался другой. И я пыталась понять, почему и при каких случаях выкатится определенный шарик. По сути, это была сложная вероятностная система, чем-то похожая на системы, которыми я занимаюсь и сейчас. Я изучаю эволюционные алгоритмы. Это алгоритмы, которые позволяют решать задачи оптимизации, что на практике значит, например, составление расписания работы. При этом алгоритмы работают по принципам биологической эволюции и являются системой, которая работает и решает задачу без моего участия. В детских терминах это то самое волшебство.
На самом деле, до третьего курса университета я не знала, что буду заниматься научной деятельностью. Но тогда я взяла курсовую, в рамках которой мне нужно было принимать участие в создании библиотеки эволюционных вычислений. И тогда я поняла, что в этом процессе многое зависит от меня, что в науке я могу творить, а не просто писать программы. Также наукой меня «зажег» Анатолий Абрамович Шалыто. В науке человек больше реализуется как личность. Меня влекла возможность заниматься этим «искусством», но, в отличие от искусства, в науке все очень объективно. Ученый не зависит от субъективного мнения какого-либо критика.
Начав заниматься наукой, я поняла, что ученые — это не какие-то недоступные гении, как я думала в детстве. Они занимаются такой же деятельностью, как и все люди. В этой работе есть свои правила и методология. Заранее невозможно понять, сможешь ли ты быть ученым, пока не попробуешь. При этом пробовать зачастую нужно долго: нельзя три дня просидеть за исследованиями, расстроиться, что ничего не получается, и бросить. Нужно прислушиваться к коллегам, учиться у них, пытаться снова и снова. При этом наука хороша тем, что в ней неважно, мужчина ты или женщина, кто ты по национальности и сколько тебе лет. Научный результат — это самое главное, и он подтверждается только объективными критериями. Например, иногда рецензент статьи и ее автор не знают даже имен друг друга.
Для себя я ставлю много задач как ученый, также хочу уметь понятно и доступно объяснять то, чем занимаюсь. Но с практической точки зрения хочу устранить разрыв между теорией и практикой, который существует в моей научной области. Теория позволяет строго описать механизмы, лежащие в основе эволюционных алгоритмов, предсказать их эффективность. Но есть проблема: в данной области теоретические результаты пока можно получать только для простых задач, которые мало соотносятся с реальными. Чтобы решить проблему, берутся практические задачи, вычленяются их свойства и отражаются в задачах простых, которые можно изучать теоретически. Из теоретического анализа становится понятным, какие свойства исследуемых алгоритмов приводят к тому, что они лучше справляются с задачами того или иного вида, что помогает понять, какие алгоритмы использовать на реальных задачах, как улучшать существующие алгоритмы и разрабатывать новые.
Людмила Видясова, начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства
Свой путь в науке я начала с поступления на факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета в 2005 году, приехав поступать из Пензы сразу после школы. Во время учебы меня отправили на практику под руководство Чугунова Андрея Владимировича, который приобщил меня к научной проектной деятельности. По окончании учебы я сразу же поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в 2013 году досрочно по теме «Социокоммуникативная структура электронного правительства в современном российском обществе (на примере Санкт-Петербурга)». Честно говоря, до приезда в Петербург у меня не было четкого представления, что я буду заниматься наукой, хотя я выросла в классической профессорской семье ученых технических наук. Во время учебы я постоянно занималась спортом, участвовала в соревнованиях, умела ставить цели и достигать их. Возможно, это определило мой характер и теперь помогает мне в научной деятельности.
Сейчас, спустя четыре года я могу сказать, что активно реализую себя в науке: выигрываю научные гранты на проведение исследований, выступаю на международных конференциях, публикую статьи. Для меня карьера ученого — это постоянный творческий процесс и поиск нового. В сфере моих научных интересов — процессы в обществе — всегда будут интересные темы и скрытые закономерности, ведь современный мир меняется настолько динамично, что тяжело на 100% спрогнозировать и определить те или иные события. Работа в науке интересная: она дает возможность обмениваться опытом с учеными из разных стран, участвовать в международных конференциях, что является колоссальным опытом. Но эта работа в то же время сложная: ты находишься постоянно в научном поиске, тобой движет исследовательское любопытство. В ученых меня вдохновляют такие качества, как четкость, организованность и логичность рассуждений.
На мой взгляд, женщинам в науке тяжелее, чем мужчинам. Так сложилось исторически. Даже если посмотреть, например, на диссертационные советы даже по гуманитарным специальностям, то они где-то на 70% состоят из мужчин. Мне тоже приходилось бороться со стереотипом: внешне я блондинка, а тут уже возникает почва для предвзятого отношения к моим научным результатам. Кроме того, для успешной карьеры женщины-ученого очень важно, чтобы была поддержка в семье. Супругу я могу сказать большое спасибо: он всегда интересуется моими достижениями, читает мои статьи и дискутирует со мной. Моим коллегам-женщинам в науке я хочу пожелать оставаться верными своим мечтам, признания в карьере, успехов и крепкой поддержки в доме!