Science Fest
Фестиваль проходит под девизом «Умным быть модно!». На одной площадке собрались программисты, робототехники, геймеры, ученые, гики и любители популярной науки. В течение двух дней выступили более 20 спикеров, состоялся первый хакатон по визуальному искусству, свои разработки и проекты представили более 100 участников в пяти тематических зонах: «Роботы, дроны и другие механизмы», «Дополненная и виртуальная реальности», «Световой дизайн», «3D-принтеры, нанотехнологии и пищевая индустрия», «Нейроинтерфейсы». Кроме того, на мероприятии для гостей выступали музыканты и артисты, проходили тематические мастер-классы.
На входе посетителей встречает робот, в котором функционирует высокоточная система навигации в помещениях – с помощью нее он быстро ориентируется в креативном пространстве. Участники выставки демонстрируют посетителям работу роботов-манипуляторов, 3D-принтеров, глазных трекеров, шлемов для стимуляции различных зон мозга. Организованы интерактивные зоны, где каждый может попробовать на себе технологии виртуальной или дополненной реальности. Здесь можно посмотреть кино в формате-360, надеть VR-костюм и полностью погрузиться в игру, увидеть новости в виртуальной реальности.
Свои зоны для любителей науки подготовили несколько университетов, в том числе Университет ИТМО, СПбПУ им. Петра Великого и Московский технологический институт. Первый неклассический вуз показал гостям фестиваля проекты ФабЛаба и лаборатории ОЛИМП. Посетители тематической зоны вуза могут ознакомиться с принципом 3D-печати, лазерной гравировки, увидеть в действии биореактор, попытаться найти выход из оптического лабиринта, запустить роботизированную платформу, которая может двигаться во все стороны, узнать, как работают технологии «умного» дома и что нужно сделать, чтобы создать робота-манипулятора.
Первый день фестиваля был посвящен технологиям виртуальной реальности и наукам о мозге и космосе. Второй день подхватит эстафету первого, но также более подробно затронет тему внедрения роботов в повседневную жизнь. С тезисами лекций первого дня знакомит ITMO.NEWS.
Драйверы роста VR-технологий
Виртуальная, дополненная, смешанная реальности – это будущее поле деятельности очень и очень дорогостоящих специалистов, уверен Роман Поволоцкий, координатор проекта «Кибер Россия». Роман рассказал о ключевых векторах развития этих индустрий и пояснил, почему стоит обратить на них внимание уже сейчас.
У VR есть несколько устойчивых драйверов роста, которые никуда не денутся. Во-первых, такие технологии позволят человеку справляться с увеличивающимися объемами информации в любых сферах. Например, при контроле качества продукции на конвейере человеку будет достаточно задержать взгляд на той или иной детали, и в дополненной реальности перед ним будет высвечиваться подробная информация об объекте. Хирург сможет отслеживать состояние пациента на основе датчиков в той же дополненной реальности, не отвлекаясь на мониторы и не выискивая там данные. Уже сейчас есть устройства, которые позволяют сразу нескольким людям, где бы они ни находились, одновременно работать над одним и тем же проектом – например, делать архитектурный план будущего здания. Таким образом, с помощью VR можно визуально воспроизвести среды, которых еще не существует или которые другими методами воспроизводятся очень сложно. Второй драйвер роста VR – это возможность заменить людей на тех или иных линиях производства и удешевить все процессы.
В-третьих, развитие VR постоянно будут стимулировать геймеров. Это те люди, которые первыми бегут в магазины за новыми приставками и «примочками», чтобы получать больше и больше удовольствия от игры. По словам Романа Поволоцкого, особенно этот рынок развит в США, где у людей слишком много ограничений и социальных обязанностей. Игры же позволяют человеку отвлечься от будничных проблем и стать хозяином мира, где его никто не трогает и никто ему не указывает. Кроме того, популярности VR способствует и климат: если погода плохая, люди больше времени проводят в помещении. Телевизор, новости и голливудские фильмы уже всем наскучили, поэтому люди начинают играть в игры. Популярными становятся и квесты на основе VR.
«Это как инструмент социализации, особенно в семьях, где родителям трудно наладить контакт с детьми. После квеста, когда вам нужно сообща решать какие-либо задачи, взаимодействие в семье немного, да налаживается. Также квесты способствуют укреплению романтических отношений: на психологическом уровне для девушки все равно, спас ее парень в реальности или в виртуальной среде», – сказал лектор.
Уже сейчас на рынке требуются люди, которые будут заниматься разработкой и продажей VR-приложений, добавил спикер. За них готовы платить очень много, но таких специалистов очень мало. Как показывает практика, увлечение в сфере IT начинается с интереса к разработке игр. Современная «гонка вооружений» между технологическими компаниями приводит к тому, что скорость разработки играет критическую роль. Именно поэтому все большую ценность приобретают хакатоны, где команде нужно сделать какой-либо проект за пару дней. После таких мероприятий навыки быстрой командной игры проявляются и на работе.
VR для киношников
О будущем виртуальной реальности в сфере художественного, документального или коммерческого кино рассказал сооснователь и режиссер студии виртуальной реальности LenVR Максим Никонов. Сейчас популярные режиссеры только начинают экспериментировать с новым жанром кинематографа в формате 360. Дело в том, что работа с виртуальной реальностью накладывает свои ограничения: как снять такой фильм и при этом спрятать от зрителя оператора?
Например, в кадре вы движетесь по улице. Где же должна находиться при этом съемочная группа, которая снимала это видео? Ведь вы можете повернуть голову куда угодно: наверх, вниз, назад. Или другой пример: предположим, режиссер в какой-либо сцене хочет снять крупным планом глаза главного героя. В обычном фильме камера просто наезжает на эти глаза, но в формате 360 для зрителя это будет выглядеть так, как будто его взяли и вплотную приблизили к лицу персонажа. Ощущения будут странные, по меньшей мере. Поэтому внутрикадровые постановки и монтаж в VR-фильмах приобретает гораздо большее значение, чем в классическом кино.
Пока это направление развито слабо, потому что не все понимают, как это использовать и как с этим работать, хотя все чувствуют, что это – будущее, подчеркнул Максим Никонов. VR-фильмами начинают интересоваться коммерческие компании и снимать в таком формате рекламу своих продуктов. Также с помощью технологии получаются зрелищные ролики о различных туристических достопримечательностях или городах. VR позволяет создавать реконструкции тех или иных событий, то есть видео в 360 можно использовать в образовательных целях.
«Формируется новое направление, внутри которого мало что изучено. Это огромное пространство для творчества, об этом можно писать научные статьи и заниматься исследованиями. Пока не ясно, как возвращать деньги от вложений в развитие VR-фильмов. Если говорить о формате развлекательного кино, то, скорее всего, наиболее выигрышная стратегия – это продавать фильмы в VR как игры, когда люди смогут скачивать их в сети и смотреть у себя дома. Представьте, если вы сможете погрузиться во “Властелин Колец” или в “Матрицу”, ощущения от просмотра у вас будут совсем другие», – прокомментировал Максим Никонов.
Функциональная еда будущего
Кроме разговоров о VR на фестивале, было много интереснейших лекций из других научных областей. О неизбежном будущем, то есть о вхождении функциональной еды в нашу жизнь, говорил заведующий кафедрой технологии мясных, рыбных продуктов и консервирования холодом Университета ИТМО Александр Ишевский. Почему это неизбежно? Есть несколько причин. Во-первых, уменьшается количество земель, на которых можно выращивать скот и сельскохозяйственные культуры, а потребление продуктов питания растет с каждым годом. Во-вторых, ухудшается качество продуктов на прилавках. Это происходит, потому что при повышении цены на качественные товары покупатели перестают их приобретать. В результате производители вынуждены искать новые рецептуры, которые сделают производство более дешевым, но одновременно с этим качество продукта снизится. В-третьих, современные технологии позволяют создавать функциональные продукты питания. Что же это такое?
«Функциональное питание – это системное употребление продуктов естественного происхождения, которое в целом определяет нормальную работу организма. Это не значит, что если у вас “отвалилась” почка, а вы съели какой-нибудь функциональной продукт, то почка вырастет заново. Нет. Но функциональные продукты направлены на профилактику тех или иных заболеваний. Функциональный продукт не может быть дешевым: цена на сырье повышенного качества очень высокая, на стоимость влияет сезонность, платежеспособность населения, особенности рынка», – сказал Александр Ишевский.
По прогнозам к 2030 году должны быть решены задачи, связанные с максимальным улучшение продуктов питания медицинского назначения. Например, съели вы яблоко и вылечились от гриппа, потому что в составе яблока содержался какой-нибудь антиген, попадание в организм которого приводит к гибели возбудителей болезни. В этом смысле созданию функциональных продуктов способствует генная модификация. Самый, пожалуй, известный пример такого продукта – это «золотой» рис. Это первая сельскохозяйственная культура, которая была генетически модифицирована для улучшения пищевой ценности: в зернах содержится повышенное количество бета-каротина. Он был создан, чтобы восполнить недостаток витамина А в беднейших странах мира.
Лектор привел другой пример, когда технологии производства функциональных продуктов могут быть полезны и производителям с точки зрения экономии, и покупателям с точки зрения получения качественного продукта. Есть такой вид свиного мяса, в котором жировые прослойки чередуются с мышечными. Чтобы получить его, фермеры по-особому кормят скот, из-за чего такое мясо стоит очень дорого. Однако можно взять фермент и с помощью него просто «соединить» мышечные и жировые ткани свинины и получить тот же вид продукта, только гораздо более дешевым способом. Другой пример: с помощью современных технологий можно насыщать питьевую воду необходимыми человеку микроэлементами, без которых невозможна нормальная работа жизненно важных органов.
И немного о космосе
Какой научный фестиваль без космической тематики? Со времен, когда на околоземной орбите оказался первый человек, прошел уже немало времени. В какой-то момент интерес людей к космосу затух, но сейчас, с новыми планами освоения Вселенной, космические технологии вновь выходят в топы выпусков новостей. Science Fest посетил особый гость, советский и российский авиационный спортсмен и космонавт Сергей Крикалев, который с октября 2005 до июня 2015 года был рекордсменом Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов). Он решил не выступать с докладом, а пообщаться с гостями фестиваля и ответить на их вопросы. Некоторые ответы известного космонавта записал ITMO.NEWS.
Об освоении космоса
«То, что мы ненадолго забыли о космосе – это естественно. Ты забираешься на ступеньку и потом ее осваиваешь. Вы знаете, раньше мы строили плоты, чтобы переплыть реки, а сейчас есть лайнеры, которые могут неделями находиться в море. То же самое, когда появились летчики, их полеты были сродни цирковым трюкам. После того, как мы стартовали в космос, наступило затишье, но, на самом деле, для людей, которые занимались техникой, развитие в этой области шло очень интенсивное. В мире был этап изучения космоса, когда мы решали, куда же мы хотим двигаться во Вселенной. Сейчас наступил этап освоения, и следующим шагом будет уход человека за пределы низкооколоземной орбиты».
О внеземной жизни
«Да, я верю, что внеземная жизнь существует. Космос слишком огромен, чтобы мы были единственными и уникальными во Вселенной. Но за весь свой профессиональный опыт я ни разу не сталкивался с какими-либо свидетельствами того, что эта внеземная жизнь есть. Поэтому здесь я говорю только о том, что верю, но не знаю действительно, есть ли еще кто-то во Вселенной, кроме нас».
Про реконструкцию МКС, набор космонавтов и пилотируемые полеты
«МКС действительно состоит из блоков разных стран, и если одна страна откажется от финансирования орбитальной станции, то это не значит, что все остальные сделают то же самое. Пока не могу говорить, что с ней будет, потому что это покажет будущее. Да, сейчас “Роскосмос” набирает космонавтов, идет заочный этап, когда мы проверяем документы участников конкурса. Они станут, в том числе, первыми пилотами нового космического корабля, запуск которого планируется на 2023-24 год».
О защите космонавтов от внешних воздействий в космосе
«Нас от радиации защищает магнитное поле земли и сама атмосфера. Когда летаем на низкой орбите, мы проходим под полюсами и иногда их чуть цепляем. Вспышки на Солнце могут оказывать отрицательное воздействие на космические аппараты и людей, но есть налаженная система мониторинга “космической погоды”. Когда нужен выход за пределы космической станции только в одном скафандре, как правило, выход планируется на время, когда нету космических вспышек. Если даже внутри станции есть угроза безопасности, но конструкция станции сделана так, что основная часть оборудования находится ближе к стенке, а экипаж находится внутри».
О метеоритной опасности для Земли
«Метеориты падают на Землю каждый день. Какие-то мелкие космические пылинки часто пересекают и орбитальную станцию, на ней видны царапины и сколы от этих материалов. Но чем больше размер метеорита, тем меньше вероятность столкновения. Математические модели рассчитывают, какой должна быть защита в аппарате, чтобы обеспечить безопасный космический полет. Что касается крупных метеоритов, которые могут создать проблему, то она существует. Есть геологические свидетельства, что Земля не раз сталкивалась с крупными небесными телами. Поэтому сейчас развертываются системы прогнозирования и предупреждения таких столкновений».
О летающих городах
«Я слышал о концепции летающих городов. Мне кажется, это естественный путь развития человечества. С появлением новых технологий мы переходим в новые плоскости: в воду, в воздух. Поэтому будет круто иметь что-то не на поверхности земли, а над ней. Но, так или иначе, люди никогда не теряли и не потеряют контакт с землей и с Землей. Когда мы совершаем длительные полеты с планеты, мы всегда предполагаем, что вернемся назад».