Деятельность вузов оценивается по шести основным параметрам, среди которых образовательная и научно-исследовательская деятельности, социальная среда, интернационализация, инновации и предпринимательство, бренд. Первые два критерия оценки являются более весомыми. В основе рейтинга — данные анкет, заполненных представителями вузов, информация об университетах, размещенная на официальных сайтах, открытые данные информационных ресурсов Министерства образования и науки РФ, а также аналитика, собранная системами СПАРК и СКАН.
В восьмом выпуске Национального рейтинга университетов произошли небольшие изменения в тройке лидеров. Если «золото» и «серебро» так и остались за МГУ им. М.В. Ломоносова и Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» соответственно, то третью позицию на пьедестале почета занял СПбГУ, сместив с места Новосибирский национальный исследовательский университет (ныне занимает пятое место). Кроме них, в топ-10 вошли МФТИ, ВШЭ, Университет ИТМО, РУДН, ТГУ и ТПУ.
Университет ИТМО в десятку лидеров вошел впервые – ранее он занимал 12 место. Рост в позициях произошел благодаря улучшению результатов по следующим критериям оценки: по критерию «Исследования» вуз поднялся с 9 на 4 место, по критерию «Интернационализация» – с 6 на 5 место. Самый крупный скачок Университет ИТМО продемонстрировал по параметру «Социализация» – с 42 на 14 место. Рост позиций по критерию «Исследования» сформировался в определенную тенденцию, актуальную для вуза последние несколько лет. Половина оценки в данном критерии строится на основании результатов продуктивности и цитируемости публикаций авторов университета и аффилированных с вузом лиц по данным российских и зарубежных наукометрических систем. Университет ИТМО повышает свое влияние не только в России, но и за рубежом: по результатам частного рейтинга сотрудничества с зарубежными вузами (входит в оценку интернационализации) петербургский университет вместе с РУДН и МИФИ входит в тройку лидеров.
Стабильно высокую оценку Университет ИТМО получил по показателям «Бренд» и «Инновации», отмечает директор Центра рейтинговых исследований вуза Илья Куфтырев, – 13 место в обоих параметрических рейтингах. Деятельность вузов в сфере инноваций и предпринимательства измеряется такими показателями, как сотрудничество с высокотехнологичными компаниями, портфель национальных и международных патентов, развитие инновационной инфраструктуры и так далее. Редактор Национального рейтинга университетов Алексей Чаплыгин отметил, что во многом Университет ИТМО вырос в рейтинге благодаря инновациям и успешному сотрудничеству с бизнесом. Показателями прогресса по критерию «Бренд», в свою очередь, являются активность в СМИ, восприятие исследований вуза международным и русскоязычным академическими сообществами и так далее.
Добавим, что Международная информационная группа «Интерфакс» реализует проект «Национальный рейтинг университетов» с 2010 года.
Редакция новостного портала Университета ИТМО