Стресс и стрессор — это не одно и то же
Более 200 тысяч интернет-запросов со словом «стресс» в неделю и почти 700 тысяч в месяц. Статистика, к сожалению, впечатляет. Двойка по литературе, сессия, дедлайны, сорвавшаяся сделка, проблемы со здоровьем — обычно мы называем стрессом любую неприятную ситуацию. Но на самом деле это не совсем так. Во-первых, все это не стресс, а стрессоры — факторы, которые действуют на организм и создают угрозу его равновесию – гомеостазу. Сам стресс — это не какая-то конкретная ситуация. Стресс — это состояние организма, во время которого запускаются специальные реакции, стремящиеся восстановить потерянное равновесие. А во-вторых, и стресс, и стрессоры далеко не всегда являются негативными сами по себе: ведь победа в соревнованиях и день рождения тоже служат их примерами. Но при определенных условиях стресс может выходить из-под контроля. Получается, что вреден не сам стресс, а его избыток.
От тревоги до истощения: когда стресс перестает быть хорошим
С научной точки зрения, стресс — это ряд гормональных реакций. Подобно тому, как мелатонин отвечает за сон, а эндорфин — за счастье, уровень стресса человека определяет особый гормон – кортизол. При этом реакция организма на стрессор не является специфической. Это значит, что она не зависит от типа стрессора: и у студента на экзамене, и у спортсмена во время выступления на Олимпийских играх запускаются примерно одни и те же механизмы адаптации организма. А дальнейшее развитие стресса может быть очень разным и зависит от целого ряда факторов. Как правило, у стресса выделяют три стадии. Первая из них — тревога: на этом этапе организм только настраивается на борьбу со стрессором. Основная борьба начинается на фазе резистентности, когда организм сопротивляется стрессору и активно ищет пути решения проблемы. В том случае, когда стрессор действует слишком долго, наступает последняя стадия — истощение. Ситуация кажется безвыходной и организм не может дать отпор стрессору. В этот момент стресс перестает быть механизмом адаптации и становится патологией.
Стрессу нужно помогать
Именно помогать, а не бороться, как часто принято говорить. Ведь мы уже выяснили, что стресс — это то, что позволяет нам побеждать в борьбе с внешними факторами — стрессорами, он наш друг и защитник. Помочь стрессу может так называемая перекрестная адаптация. Когда на нас действует какой-то конкретный стрессор, в организме начинают происходить определенные изменения. Оказалось, что эти изменения могут сделать организм более устойчивым к совершенно другим стрессорам или даже сразу нескольким. Как же запустить механизм перекрестной адаптации? Чтобы стать менее уязвимым для психоэмоциональных воздействий, можно использовать, например, физические факторы.
Высоко-высоко в горах…
С увеличением высоты давление кислорода уменьшается и возникает гипоксия — дефицит кислорода в организме. Обычно такое состояние принято считать опасным. И действительно, на пике Эвереста гипоксия будет даже смертельной. Но ряд экспериментов с лабораторными крысами показал, что небольшие дозы гипоксии, наоборот, полезны: они способствуют улучшению работы мозга и позволяют противостоять депрессии.
Создать гипоксию можно искусственно, например, в барокамере. В этот раз ученые обратились к помощи обезьян. После таких сеансов кислородного голодания в барокамере у приматов не только повысилась стрессоустойчивость, но и правильность выполнения заданий, улучшились память, состояние кожи и шерсти.
Чтобы запустить механизмы адаптации с помощью гипоксии, совсем не обязательно жить в горах или сидеть в барокамере. Ведь воздействовать можно не на весь организм сразу, а локально. Так гипоксию можно создать, если перетянуть кровоток какого-либо органа тела, например руки, манжетой от прибора для измерения давления или жгутом. Так возникает локальная ишемия. Положительный эффект таких процедур для животных уже был обнаружен. Но не стоить думать, что человек может избавиться от депрессии, просто изменив давление. Оставим такие экстремальные способы в научных лабораториях. Помочь стрессу можно и по-другому: естественно, безопасно и интересно.
Спортзал, пляж или финская сауна?
Противостояние стрессорам — борьба. А значит, без тренировок не обойтись! Для этого есть даже специальный тренажер – гипоксикатор. Этот прибор снижает процентное содержание кислорода в воздухе – искусственно создает гипоксию. Проводить такие гипоксические тренировки могут практически все: противопоказаниями являются только специфические хронические заболевания. Но и самые настоящие спортивные тренировки тоже подойдут. Дело в том, что при физических нагрузках возникает тканевая гипоксия и повышается уровень БТШ — белков теплового шока или стресс-белков клеток. Такое название полностью соответствует функции этих белков в организме — чем больше их количество, тем выше стрессоустойчивость клеток. А еще БТШ повышаются при воздействии высоких температур. Получается, что можно просто загорать на пляже или посещать финскую сауну, чтобы помогать стрессу. А ученые из Финляндии — страны, где сауна есть в каждом доме, — еще и доказали, что при ее регулярном посещении риск возникновения болезни Альцгеймера снижается на 60 процентов.
Жить полной жизнью
Еще один индикатор стресса — нейротрофический фактор мозга (BDNF). Этот белок отвечает за рост и устойчивость нервных клеток, память и обучение. Ученые заметили, что после стресса или в состоянии депрессии его содержание в крови снижается. А это значит, что для благоприятного состояния организма уровень BDNF необходимо повышать. Специальной таблетки для этого пока не изобрели — над этой сложной задачей ученые уже активно работают. Зато существуют другие способы, гораздо более интересные и приятные. Повышение уровня BDNF связано с получением любой новой информации: подойдут звуки, вкусы, запахи, тактильные ощущения… Начать можно с мелочей и просто наслаждаться жизнью: использовать яркие краски в интерьере, окружить себя вещами разной формы и фактуры, сходить в театр или на выставку, или просто послушать музыку. И снова про тренировки — мозгу они тоже нужны! Изучать языки, путешествовать, решать сложные задачи, учиться играть на музыкальных инструментах — стоит пробовать себя в любом новом виде активности. Однообразие не только скучно, но и вредно.
Стресс социальной изоляции
И снова не обошлось без последствий коронавируса. Вынужденная социальная изоляция привела к появлению особого вида стресса. И животные, и люди стараются находиться вместе. Таков закон природы: быть в группе кажется безопаснее. Но в результате пандемии произошла так называемая инверсия биологического смысла социализации. Из-за постоянной опасности заражения быть в группе стало тревожно. Сейчас исследователи активно занимаются изучением механизмов такого последствия самоизоляции.
Автор текста: Ирина Воронцова