Социальное предпринимательство
Кейс-турнир «Social ideas» прошел в рамках регионального этапа федерального конкурса молодежных социальных проектов «Ты нужен людям!». К участию были приглашены студенты ссузов и вузов Санкт-Петербурга. Турнир предполагал не только разбор кейсов, но также общение с предпринимателями и мастер-классы. В финале кейс-чемпионата свои решения презентовали восемь команд. Места распределились следующим образом: первое место заняла команда, решающая кейс «Петербург в миниатюре», второе место — команда с кейсом «Мир на ощупь», третье место — ребята, которые занялись сетью кружков по олимпиадной математике «Ум», четвертое место — команда с кейсом по каталогу бронирования путевок в детские лагеря «INCAMP», пятое место — команда, работавшая над альтернативой трости для слабовидящих людей. Победители получили возможность принять участие в профессиональном съезде предпринимателей Санкт-Петербурга, а также продолжить развитие своих идей.
«Сама программа существует уже 6 лет, но формат кейс-турнира мы использовали впервые. Раньше студенты сотрудничали с представителями НКО, а в этом году мы решили познакомить их с социальными предпринимателями. Я считаю, что опыт вышел вполне успешный, несмотря на то, что работать приходилось в сжатые сроки: всего две недели на оформление кейсов, общение со студентами, обучение и поиск решений. Но мы собрали ребят, которые заинтересованы в развитии социальной сферы, активных и неравнодушных к этому вопросу людей, поэтому всё так хорошо прошло», — рассказал один из организаторов Андрей Зленко.
Экспертами кейс-чемпионата выступили директор Центра инноваций в социальной сфере Санкт-Петербурга Марина Лебедева, серийный предприниматель в области IT-технологий Алексей Копыть, предприниматель в сфере креативного туризма Александр Головатый, представитель благотворительного общества «Невский ангел» Александр Антонов, председатель Комитета по развитию женского предпринимательста КРО «Опора России» Дина Старовойтова, серийный предприниматель Вячеслав Новиков.
Найти решение
На чемпионате были представлены 20 кейсов различных организаций, имеющих социальную направленность. Студенты могли выбрать интересные для них задачи от маркетинга до технической разработки.
Один из кейсов основывался на проекте «Между нами», который дает людям с ОВЗ возможность зарабатывать, изготовляя каши. Студенты должны были придумать, как увеличить продажи и узнаваемость бренда. Аналогичная задача стояли перед командой с кейсом «Покупай правильно» — этот социальный проект направлен на продажу продуктов и бытовых средств в тару покупателя. Участники турнира предложили привлечь большее количество курьеров-волонтеров, чтобы клиенты имели возможность получать свой заказ не только раз в неделю. Другая их идея — это депозитная система: покупатель получает товар в баночке магазина, оплачивая за нее депозит, а затем забирает деньги обратно, возвращая тару. По мнению студентов, это позволило бы упростить процесс покупки, а также помогло бы привлечь горожан к повторному заказу.
Кроме кейсов, связанных с продвижением и продажами, была задача на разработку продукта. Одна из команд получила задание создать технологию, которая могла бы заменить для слабовидящих людей трость. Команда, состоящая из студентов-робототехников и программиста, предложила три решения: перчатку с датчиками, которая считывала бы преграды и сигнализировала об их наличии, наушники костной проводимости, которые давали бы подсказки при ориентировании в пространстве, а также трость с датчиками — на случай разрядки предыдущих двух приборов.
«Это был интересный опыт, в том числе потому, что проекты связаны с социальной сферой. Но времени было очень мало, особенно не хватило пяти минут на выступление: хотелось больше рассказать о проблеме и о том, почему мы выбрали именно такое решение. Если говорить о самом кейсе, то он имеет связь с нашей специализацией, но, честно говоря, я очень хотел получить какое-то задание от проекта, связанного с детьми, потому что в свободное от учебы время я преподаю робототехнику и мне было бы интересно узнать для себя что-то новое в этом аспекте», — поделился впечатлениями от турнира Николай Данилков, студент факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО.
Помимо маркетинга и инженерных навыков, студентам пригодилось и понимание грамотного UX-дизайна. Команда, которая работала с проектом «Ум», сетью кружков по олимпиадной математике, должна была проанализировать сайт и предложить изменения, которые бы привлекли больше пользователей на эту страницу. Студенты провели исследование, выявили ряд проблем с дизайном и адаптацией веб-версии под мобильные устройства, а также нашли варианты SMM-продвижения сети кружков.
«Важную роль сыграла командная работа. Мы искали решение в сжатые сроки, поэтому принципиальное значение имело распределение обязанностей, а также слаженность наших действий. В целом, для меня как для студентки факультета технологического менеджмента и инноваций это был полезный опыт, потому что была возможность увидеть работу других групп, их проекты, послушать мнения экспертов, побывать на мастер-классах. Мне кажется, у нас был интересный кейс, возможно, он в меньшей степени носил социальный характер, чем другие, но там были любопытные задачи, особенно в области SMM», — рассказала Софья Савушкина, второкурсница ФТМИ Университета ИТМО.
Еще один проект «Петербург в миниатюре», задача которого – дать работу людям с ОВЗ, — это задумка сети мастерских ООО «Легко-легко». Сотрудники этой организации создают глиняные копии петербургских зданий, которые впоследствии продаются как сувенир. Участники турнира должны были продумать пути продвижения, а также стратегию развития проекта.
«Кейс-чемпионат вообще невероятный. Мне понравилось то, что все задачи исходили от социальных организаций. Это круто, потому что, когда ты решаешь кейсы коммерческих компаний, ты понимаешь, что по большому счету они могут справиться и без тебя — у них есть ресурсы для этого. А в случае с социальными проектами ты помогаешь развиваться маленькому бизнесу, который сам помогает людям. И твоя помощь на самом деле нужна», — поделилась своим мнением Александра Ковач, студентка ВШЭ СПб.
Организаторы отметили, что вне зависимости от того, какие команды победили, все участники могут продолжить общение и работу с проектами, подключиться к ним или даже стать частью этого большого дела.