Цифровой волонтер — это специалист, который помогает преподавателям университетов и школьным учителям переводить образовательный процесс в дистанционный режим.
Университет 20.35 создал программу цифрового волонтерства в первую очередь для студентов педагогических специальностей, чтобы они поделились знаниями с учителями и помогли наладить онлайн-обучение в школах.
«Изначально программа была создана для будущих учителей, которые, придя на стажировку в школу, помогли бы местным педагогам выстроить их дисциплины с учетом современных технологий. Однако интенсив “Цифровое волонтерство” заинтересовал в том числе студентов технических вузов, которые никак не связаны с преподаванием. Зато ребята обладают хорошими знаниями в сфере IT и владеют digital-инструментами. Соответственно, получив представление об образовательном процессе в школах, они с таким же успехом могут им помогать», — рассказала Алёна Тарасова, менеджер управления по развитию студенческих инициатив.
За четыре дня обучения в Университете 20.35 студенты познакомились с базовыми сервисами для онлайн-коммуникаций и проведения лекций в Discord и Zoom, узнали, что важно учитывать при работе со школьниками. Кроме того, научились анализировать данные учащихся и след ученика, его поведение на платформах, поняли, как применять в педагогике Trello и Google Documents. Но что особенно ценно — разобрали процесс геймификации учебных дисциплин. В качестве экзамена студенты подготовили образовательную программу по истории для перехода в онлайн-формат.
Управление по развитию студенческих инициатив предложило прошедшим обучение студентам поучаствовать в совместном проекте.
«Сейчас мы готовим сайт с единой точкой входа для преподавателей ИТМО и школьных учителей. Там они смогут запросить помощь в адаптации своей дисциплины под онлайн-формат, а наши студенты-волонтеры их в этом поддержат. Пока неясно, что будет после карантина. Этот учебный год уже подошел к концу, все надеются, что в сентябре вернутся к прежнему режиму. Однако работать и учить как раньше, совсем без изменений вряд ли получится. В любом случае необходимо модифицировать процесс. Этой весной многие образовательные учреждения были не готовы к переходу в цифровой формат, поэтому нужно пересмотреть подачу материала, оптимизировать обучение. Конечно, очные встречи с учителями, с преподавателями вуза останутся неизменными, но, возможно, карантин положительно повлияет на развитие геймификации школьных предметов и онлайн-коммуникацию в вузах», — добавила Алёна Тарасова.
Скорость и качество внедрения цифровых технологий во многом определяются самими учебными заведениями. По словам Алёны Тарасовой, управление по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО уже ведет переговоры с несколькими школами Санкт-Петербурга, которые заинтересованы в помощи цифровых волонтёров.
Также мы попросили нескольких студентов, прошедших курс и ставших цифровыми волонтерами, поделиться своим опытом и рассказать об учебе и помощи школам.
Мария Шведова, студентка факультета технологического менеджмента и инноваций
До поступления в ИТМО я жила в Москве, поэтому цифровизация образования уже успела чуть-чуть затронуть и меня, когда я училась в школе. Мне хотелось узнать, как это будет развиваться дальше, поэтому, когда узнала, из чего состоит курс цифровых волонтеров, то поняла, что мне это интересно.
Многие навыки, которые мы получили на обучении, я уже знала (Trello, Google и тд). Но что-то (например, платформа Miro для составления mind maps) ― для меня огромное и очень важное открытие. Во-первых, я часто пользуюсь этим в повседневной жизни, во-вторых, это может помочь при работе с разными проектами. Я думаю, что инструменты, которые мы получили, более полезны для учителей и работы с классом, но есть и те, которые облегчат жизнь преподавателям, студентам.
Многое из того, что связано с образованием, мне очень интересно и важно, потому что я в будущем я хочу работать в этой сфере. Еще с восьмого класса я знала, что хочу поработать у себя в школе. Мне кажется, что образование и его цифровизация — это такая сфера, в которой можно очень многое изменить и сделать лучше, это области, которые будут сильно развиваться и меняться.
Галина Ларионова, студентка факультета инфокоммуникационных технологий
Я решила пройти обучение, так как, во-первых, системы коммуникации связаны с моей специальностью, а во-вторых, это возможность интересно провести время на самоизоляции. У обучения была цель: рассказать, какие технологии могут облегчить взаимодействие учеников и учителей в цифровом мире, а также как использовать эти сервисы и платформы. Для меня это близкая тема, потому что я сама студент, но кроме того, моя младшая сестра учится в школе, которая, как и многие учебные заведения, оказалась не готова к переходу на дистанционный формат.
Анна Шишлова, студентка факультета технологического менеджмента и инноваций
Когда мне предложили поучаствовать в обучении цифровому волонтерству, то я сразу решила присоединиться. Посмотрела программу и увидела там темы по социологии, применению различных инструментов организации процесса и визуализации, геймификации, последнее меня особенно зацепило.
По моему опыту, геймификация — полезный и интересный инструмент, который преображает обучение. Частично полученные знания можно применить и в командной работе над различными проектами, а не только в сфере образования. Хотя к нам уже поступают заявки из регионов. Просят помочь и объяснить учителям, как модернизировать учебный процесс, рассказать о возможностях Zoom или облачных решениях. Для меня цифровизация в образовании — важная тема, потому что я вижу, как много теряет процесс обучения, если преподаватель не может выстроить свою работу онлайн.