Стандартные видеозаписи концерта подразумевают полный контроль над точкой зрения: что заснимет оператор, то и станет объектом видения. Формат видео-360, напротив, дает зрителю полную автономию, с которой он сам может решить, на что хочется смотреть в данную секунду: на солиста или бас-гитариста, на живую реакцию зала, двигающегося в такт музыке, а может, на потолок или под ноги. С помощью специальной мультиобъективной камеры, «глаза» которой смотрят во все стороны и снимают, после монтажа всех видеопотоков складывается ощущение полного присутствия на концерте.

 Группа «Пикник» объявила концертный тур «Большая игра» с материалами видео-360, изготовленными сотрудниками Университета ИТМО. Фото: https://www.facebook.com/events/674838449313021/ «Допустим, нравится вам барабанщик, что, кстати, я понимаю, потому что это самое приятное лицо в коллективе. И вы направили взгляд на барабанщика, и весь концерт смотрите на него. Не нравится барабанщик – убрали его. Понравился – опять к нему вернулись», – так описывает в одном из интервью преимущества видео-360 бас-гитарист «Пикника» Марат Корчемный, отмечая, что просто 3D-видео концерта – это уже неинтересно.

По словам ведущего инженера Центра дизайна и мультимедиа факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, руководителя проекта Video360Production Дениса Столярова, концерт, записанный еще 25 апреля на площадке петербургского ГлавClub, стал одной из первых проб съемки такого материала.

«Среди нас есть поклонники группы, которые давно дружат с музыкантами, – рассказывает он. – В какой-то момент мы узнали, что "Пикник" будет выступать в Северной столице, и решили снять их концерт с использованием новой технологии видео-360 для гарнитур виртуальной реальности в рамках нашего проекта. Мы приехали на выступление, поставили камеры и с нетерпением ждали результата. Было очень приятно увидеть исходный материал и понять, что из этого может получиться нечто большее, чем просто архивная запись видеоконцерта!»

Качество видео, отрывок которого можно посмотреть на сайте проекта, хорошее, несмотря на трудности съемки в темном помещении клуба при свете софитов. Такие условия сложны для любой видеокамеры, тем более экспериментальной. Денис Столяров сетует, что особенно трудно в таком случае передать глубину цвета, даже если видео снято в максимальном разрешении 24К. Поэтому команда разработчиков занимается модификацией камеры, которая позволит снимать видео-360 на более высоком уровне качества с точки зрения оптики.

Отдельной задачей стала запись звука. На живых концертах бывает совершенно разная акустическая картина, которую нужно максимально похоже передать, чтобы человек, смотрящий видео в шлеме виртуальной реальности, максимально окунулся в атмосферу происходящего действия.

«По-хорошему, нужно писать звук с помощью нескольких специальных стереомикрофонов, причем их количество должно быть равно количеству объективов камер, – объясняет Денис Столяров. – Тогда получается реальная звуковая картина. Однако каждый музыкант знает, что звук на сцене "технический", он не соответствует тому, что слышно в зале. А звук в зале, в свою очередь, далеко не всегда высокого качества. Поэтому, обсудив эту проблему со звукорежиссером группы “Пикник” Виктором Домбровским, мы пришли к следующему решению: писать на один стерео-микрофон, а потом в определенных пропорциях смешать со студийной записью. Таким образом, звук получился студийного качества, но не потерял живости – слышно, как подпевает зал».

Работа с «Пикником» – далеко не единственный опыт взаимодействия команды Центра дизайна и мультимедиа Университета ИТМО с музыкальной индустрией. Так, в формате видео-360 было записано выступление группы «Ногу свело» на концертной площадке праздника для выпускников «Алые паруса». Коллектив работает с целым рядом музыкальных исполнителей, таких как Jazz Philharmonic Orchestra, NewLux, Павел Кашин и так далее, и театрами – Мариинским и Александринским.

Сейчас, делится Денис Столяров, они обдумывают и разрабатывают решение интерактивного видео-360, в котором можно было бы перемещаться по специальным активным «дорожкам» внутри записи.

«Такие решения могут быть использованы в музеях. Так мы экспериментируем с Кунсткамерой и музейным комплексом "Соловецкий монастырь". Однако это еще вопрос будущего развития проекта Video360Production», – резюмирует сотрудник Университета ИТМО.

 

Ульяна Малышева,
Редакция новостного портала Университета ИТМО